Сергей Гармаш: дело Александрова обнажит целый пласт коррупции в правоохранительных органах

7 Липня 2003
1059

Сергей Гармаш: дело Александрова обнажит целый пласт коррупции в правоохранительных органах

1059
Сегодня, 7 июля, исполнилось два года со дня смерти Игоря Александрова, директора ТРК "ТОР" города Славянск Донецкой области, который стал жертвой профессионального нападения. Доказательством профессионализма организаторов убийства журналиста можно считать и то, что их имена до сих пор остаются неизвестными.
Сергей Гармаш: дело Александрова обнажит целый пласт коррупции в правоохранительных органах
По просьбе «Детектор медіа» ситуацию, сложившуюся сейчас в деле Александрова, комментирует корреспондент радио «Свобода», донецкий журналист Сергей Гармаш. Его собственное журналистское расследование по материалам следствия, результаты которого публиковались целым рядом СМИ, позволяют Гармашу адекватно оценить и эффективность действий власти в раскрытии этого преступления, и то, какие уроки из подобного поведения власти отечественные журналисты сумели и не сумели извлечь.

- Что касается оценки следствия, то, на мой взгляд, его можно поделить на два этапа. Первый - это когда прокуратура ставила перед собой задачу найти того, на кого можно спихнуть это убийство, чтоб успокоить общественное мнение. Итогом этого стал арест Юрия Вередюка, которого, как мы помним, оправдал за не доказанностью вины даже наш украинский суд. Когда обвинение лопнуло, и Вередюк действительно стал свидетелем, но не убийства, а того, как его «раскрывали», он умер. Возможно, от волнений, которые  пережил во время следствия и суда.

За этот первый этап  прокурор области и начальник милиции получили звания и награды,  поощрения получили следователи, обвинители и т.д. Но, по моему мнению, ни  убийца, ни, тем более, его заказчики найдены не были. Более того, следствие сделало все возможное, чтоб их не нашли.

Второй этап отличается от первого своей предвыборной политической подоплекой. Дело в том, что после решения Верховного Суда по Вередюку и отправке его дела на доследование назад в Донецкую областную прокуратуру, зимой этим делом, наконец, реально заинтересовалась Генпрокуратура. В области работала, сначала инкогнито, бригада следователей ГПУ, которая задействовала и героев резонансных телепрограмм Александрова, бывших краматорских обоповцев Олега Солодуна и Михаила Сербина.

Последние, как мы помним, еще в июле 2001 года назвали организаторов убийства журналиста. Следователи Генпрокуратуры отработали версию экс-обоповцев и, насколько мне известно, она нашла свое подтверждение. Как следствие, был арестован названный Сербиным и Солодуном Константин Яворовский и этапирован из донецкой зоны в Киев, а также участник краматорской ОПГ «17-й участок» Дмитрий Герман. Последний уже на суде в Донецке заявлял то, о чем говорили обоповцы в программах Александрова: крышей группировки были руководитель краматорского ОБОПа Бантуш и некие высокие чины в областной прокуратуре. Он же подтверждал причастность Бантуша к ряду резонансных убийств, совершенных в регионе.

С арестом Яворовского, дело, казалось бы, должно было сдвинуться с места. Но прокурора области Пшонку назначают на второй срок его прокурорских полномочий и, по крайней мере, видимого движения по делу нет.

На мой взгляд, это обусловлено политическими мотивами. Не надо забывать, что дело Александрова наверняка обнажит целый пласт коррупции в правоохранительных органах Донецкой области. А эти органы наверняка много знают о власти и бизнесе региона. А власть и бизнес Донецка - это потенциальный кандидат в президенты Янукович и его финансовая база Ринат Ахметов. Резюмировать последний тезис, я думаю, не нужно. Они, наверняка, не причастны к убийству Александрова, но они заинтересованы в сохранении своих карманных правоохранителей.

Так что, на мой взгляд, следствие значительно продвинулось в расследовании убийства Александрова. Наверняка оно уже знает его заказчиков. Но сможет ли оно реализовать свои знания законным образом? Назовут ли публично убийц Александрова? В нашей стране это очень сильно зависит от политической ситуации: от шансов Януковича на президентство, от  настойчивости и влиятельности его врагов, от выбора Кучмой преемника и т.д., и т.п.

Что касается выводов  журналистов, то нужно честно признать, что Гонгадзе и Александров - это два человека, которые действительно своими жизнями заплатили за то, чтоб свобода слова сегодня в Украине еще была, а журналисты, те, кто хочет, могли честно работать. Однако при этом нужно признать, что выводы сделали не журналисты, а, скорее, власть.  Власть  стала осторожнее с прессой и, особенно с теми, кто не боится и не ленится защищать свои профессиональные права. Тех же, кто молчит, она давит по-прежнему. А вот журналисты - какими были, такими и остались. Некоторые даже научились использовать аллергию власти на журналистов в своих личных целях. Многие из них защищают себя, но не свое право на профессию.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1059
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду