Социальный репортаж и принцип Золушки
Основоположником такого жанра как социальный репортаж можно считать австрийского журналиста Макса Винтера. Он вместе с коллегой, Эмилем Клегером попытался привлечь внимание общественности к истории венской канализации. Венские подземелья стали убежищем для многих безработных эмигрантов, которые хотели как-то закрепиться в Вене, но не имели жилья и денег, поэтому временно селились прямо в застенках городской канализации.
Макс Винтер написал более 1500 репортажей на острую социальную тематику. Он считал, что, работая в этом жанре, для журналиста очень важно проверить все на личном опыте: увидеть своими глазами, услышать своими ушами, потрогать, изучить все самолично. По мнению Винтера, журналист должен обязательно задавать вопросы. Много вопросов, чтобы это помогло отыскать еще больше деталей.
Немецкий журналист Гюнтер Вальраф — еще один персонаж, который сделал большой вклад в развитие этого жанра. Его фишка — перевоплощение. Любимый подход Гюнтера называется «журналист меняет профессию», так автор успел поработать грузчиком, шофером, рабочим завода, «гастарбайтером». Написал несколько книг и удостоился разнообразных журналистских премий за свою работу.
Гюнтер уверен, что журналист может «провоцировать действительность»: делать что-то, что поможет вскрыть «болячки» общества, укажет на острые, актуальные проблемы действительности.
Работая в жанре социального репортажа, журналист занимается тем, что наблюдает за реальностью вокруг себя, документирует происходящее и влияет на изменение социального порядка. Причем изменения — важная составляющая этой работы. Суть не в том, чтобы просто наблюдать, а в том, чтобы работа принесла видимые плоды.
Главный герой социального репортажа — человек. Фокус журналиста нацелен на такие темы как национальные меньшинства, незащищенные слои населения, люди, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Это не политики, не звезды и не селебрити. Это те, кого многие из нас попросту не замечают в обыденной жизни.
Социальный репортаж отличается некоторыми приемами. Так, в нем присутствует драматургия сюжета, есть сценарий, много деталей, все это щедро приправлено наблюдениями журналиста, описаниями, яркими цитатами, многоголосьем мнений, язык изложения — простой и грамотный.
Еще одна отличительная черта — эффект сопереживания. Читатель, который погружается в текст, переживает те же эмоции, что и герои материала.
Для работы в таком жанре отлично подходит театральный прием под названием вербатим. Им пользуются актеры, которым нужно максимально вжиться в новое амплуа.
Суть этого приема в том, что человек погружается в определенную культуру или сообщество, чтобы изучить стиль жизни, манеры, характеры, модели поведения и язык определенного слоя населения. К примеру, если вы хотите побольше узнать о строителях, вам придется некоторое время поработать на стройке или хотя бы просто побывать несколько раз в кругу строителей, чтобы понять, как они общаются между собой, послушать живую речь, изучить лексику.
Журналист, который создает социальный репортаж, должен учитывать несколько важных моментов. Во-первых, атмосфера должна быть передана максимально реалистично. Во-вторых, нужно преодолеть все возможные барьеры и дистанции, чтобы герои выглядели «своими» людьми.
Не забывайте о сторителлинге. История, изложенная в материале, должна зацепить читателя, увлечь, заинтересовать. Сделать так, чтобы этой историей люди захотели делиться друг с другом, рассказывали ее за обедом, на курилке, пересказывали друзьям.
Хороший прием для создания увлекательного текста — эмоциональные качели. Примером может послужить история Золушки: это история жизни обычной девушки, жизнь которой лихо закручивается, все начинается с громкого и неожиданного события, затем в ее жизни происходят скачки, ей приходится выйти из зоны комфорта, чтобы в итоге обрести счастье.