Олег Кочерженко: «К сожалению, отношение к радиорекламе у рекламодателей несколько ущербно»

27 Жовтня 2008
26311
27 Жовтня 2008
03:57

Олег Кочерженко: «К сожалению, отношение к радиорекламе у рекламодателей несколько ущербно»

26311
Олег Кочерженко: «К сожалению, отношение к радиорекламе у рекламодателей несколько ущербно»
«Детектор медіа» Олег Кочерженко, директор радиобаингового агентства «Стиль радио», попытался убедить в том, что радио – доступный, быстрый, эффективный и недорогой носитель. К сожалению, объемы рынка радиорекламы традиционно растут с более медленными темпами, чем телевизионная или печатная реклама. Несмотря на это, на радио наблюдается дефицит рекламного времени, в связи с чем радийщики применяют телевизионную систему продаж: вводят коэффициенты для рекламодателей, желающих попасть в фиксированные праймовые блоки.
 
– Олег Александрович, зимой Всеукраинская рекламная коалиция прогнозировала на этот год объем рынка радиорекламы в размере 40 млн долларов, летом уточнила: 39 млн долларов. Согласны ли вы с такой оценкой?
– Мы участвуем в опросе ВРК, так как являемся основным игроком. А поскольку львиная доля бюджетов поступает на радиостанции от нас, то мы не только участвуем, но и отчасти формируем этот рынок.
 
Коалиция прогнозировала на этот год рост 18-25%. Я думаю, таких темпов не будет. Особенно если учесть не только нестабильную экономическую, но и политическую обстановку. У нас, как ни странно, все зависит именно от этого. При стабильной политической обстановке американский кризис практически никак бы не коснулся Украины. Но здесь происходит умышленное муссированное нагнетание обстановки. Все СМИ трубят: «Кризис, кризис». Ну и что, разве не было в мире кризисов? Да, бывают спады. Но кто ощущает этот кризис? В основном это люди, которые играют на бирже, занимаются инвестиционными проектами, покупкой ценных бумаг. А простой народ ощущает только то, что подымают цены – зачастую на ровном месте, из-за того, что нужны деньги на выборы, что кому-то захотелось заработать.
 
Вопросы инфляции и дефляции достаточно условны. Да, есть некий спад производства, но это влияет на узкий круг людей. Все остальные ощущают кризис на уровне скачков доллара в обменных пунктах. Но это не мировой кризис – это искусственно созданные в Украине условия под выборы. В мире соотношение евро к доллару изменилось, а у нас – нет. Получается, что Украина никак не зависит от экономической ситуации в мире.
 
Экономический спад проявляется в том, что денег становится меньше или они обесцениваются. Соответственно, становится меньше рекламных кампаний: они снимаются либо сокращаются. И сокращается поступление денег, плюс начинаются оттяжки с платежами за рекламные кампании.
 
– Насколько длительные оттяжки?
– По-разному. Это договорные отношения. Задержки бывают достаточно часто, вне зависимости от кризиса.
 
Рекламный рынок, безусловно, завязан на политической и экономической стабильности. Но такого, чтобы вдруг вообще не стало рекламных бюджетов, в принципе быть не может. Да, определенные группы товаров на какое-то время перестанут рекламироваться, но есть группы товаров, которые все равно, независимо от кризиса, будут рекламироваться.
 
– Какие это группы товаров? И как сейчас изменилось соотношение рекламодателей?
– Пока никак не изменилось, потому что все только начинается. Но уже сейчас можно построить цепочку. Банки не дают кредиты – люди не инвестируют – строительные организации не продают жилье. Одна цепочка рухнула. Помимо банков и недвижимости, отпадают страховые компании, которые тесно связаны с кредитованием, поскольку страхование жилья – обязательное условие кредитного договора. Нет кредитов на автомобили – соответственно, падает автомобильный спрос. Но сейчас может быть наоборот: люди, сняв депозиты, попытаются «вбросить» деньги хоть куда-то. И первое, что может быть – это покупка автомобиля. Недвижимость – вряд ли: все напуганы аферами типа «Элита-центр». А деньги нужно вкладывать. Поэтому есть такие реальные вещи, как золото, драгоценности, машины, земля. Но и тут спекуляции: есть спрос – сразу цены поднимаются до небес.
 
– Если банки, автодиллеры, девелоперы, страховые компании снимут свои бюджеты, сколько потеряет рынок радио?
– В этом году, по данным компании «Мониторинг СМИ Украины», в радиорекламе категория авто заняла 17,5% (первое место по тратам на рекламу на радио), банки – 4,5%, страховые компании – 1,7%, недвижимость – 0,5%.
 
Но какой бы ни был кризис, люди никогда не перестанут покупать продукты питания, моющие средства и средства гигиены, не перестанут посещать врачей, покупать лекарства. Это товары и услуги первой необходимости. В последнее время появилось много рекламы супермаркетов (реклама магазинов, по данным «Мониторинга СМИ Украины», занимает третью позицию и составляет 8,5% на радио), продуктов питания – уже с привязкой к брендированию. Например, рекламируется не просто производитель сыра или колбасы, а отдельный сырный или мясной бренд.
 
– Что вы думаете о ценовой политике радиостанций? От чего зависит ценообразование?
– Прайс-лист радиостанции выстраивают самостоятельно. Ценообразование зависит, конечно, от рейтинга, но в прайсе цены выставляются за секунду эфира. Естественно, первая станция должна быть самой дорогой, вторая – более дешевой и т. д. Несколько лет назад было возможно, чтобы десятая станция была дороже первой. Но сейчас рынок утрясся, на нем порядок. И станции борются за свой рейтинг в основных целевых аудиториях. Периодически станции меняются в рейтинге, время от времени подымают свои прайс-листы.
 
– Как часто меняются прайс-листы?
– В основном это происходит ранней весной и в начале осени. Но бывают и незапланированные подъемы, когда происходит колоссальный рост рекламы или переполнены блоки, что тоже часто бывает. Ведь время на радио, так же как и на телевидении, не безразмерно (ограничено законом). Если в рекламном блоке в прайме уже нет места, то многие радиостанции применяют телевизионную систему: вводят коэффициент. На многих станциях в прайме выделяют еще и суперпрайм, к которому применяют свой коэффициент. Коэффициент снимается, когда освобождается позиция в блоке. Если начинается переполнение блоков, то вводят наценку на суперпрайм.
 
Помимо этого, на многих станциях существует ноябрьская и декабрьская предновогодние наценки – из-за повышенного спроса рекламодателей. Сложно сказать, как будет происходить в этом году. Пока я не чувствую повышенного спроса и взлета рекламы. Но бывает, что в декабре бум, а бывает наоборот: сентябрь и октябрь очень рекламоемкие, а в ноябре и декабре – нет провала, но и всплеска не наблюдается.
 
– Каким, по вашему мнению, будет рост рынка радиорекламы в следующем году?
– К сожалению, не могу ничего прогнозировать. Могу сказать одно: не следует бояться следующего года!
 
– С чем связано то, что рынок радиорекламы растет с меньшими темпами, чем рынок телерекламы (в прошлом году, по данным ВРК, на телевидении наблюдался рост на 33%, на радио – 28%)?
– К сожалению, отношение к радиорекламе у рекламодателей несколько ущербно. Радио планируется, по сути, по остаточному принципу. В первую очередь планируют телевидение, потом наружную рекламу, прессу. А потом, если что-то осталось – радио и интернет. При этом интернет растет на 100%, хотя цены там пока еще не очень большие. Он может расти несколько лет, пока не догонит, если не перегонит, радио.
 
– Какова сейчас структура рынка радиобаинга?
– Сильных игроков на рынке пять. Помимо нас – UMG, «Радио эксперт», Capital Media Buying, FM Solutions. Конкуренция достаточно серьезная. Есть еще много непонятных байеров, которые не имеют особого влияния на рынок. Но периодически они создают хлопоты и вносят деструктив: распространяют заведомо ложную информацию, рассылают сомнительные скидки, прайс-листы. А когда доходит до реального размещения, появляется неполно вышедшая кампания, скомпрессированные ролики. Это бросает тень на весь рынок.
 
Все байеры работают с сетевыми агентствами, у которых являются подрядчиками по радио. Чтобы качественно планировать радио, этим нужно заниматься ежедневно. Самостоятельно держать штат таких людей довольно дорого. Поэтому нужны специализированные игроки. Баинговые агентства помогают медиаагентствам планировать и консультируют по рынку радио. Помимо этого, у нас есть достаточно большой процент прямых клиентов, поскольку мы участвуем в прямых тендерах по радио.
 
Также все радиостанции продают рекламу некоторым клиентам напрямую. Часть рекламодателей никогда не будут работать напрямую с радиостанциями. Зачем, если есть специалисты? Но есть клиенты, у которых собственные рекламные или маркетинговые отделы, и они априори не работают ни с какими РА. Они напрямую работают со станциями либо через байеров. Эти клиенты так привыкли, у них уже завязались добрые отношения со станциями, и они не хотят пробовать что-то другое.
 
– Не вносит ли это хаос?
– Безусловно, казусы бывают. Но никакого деструктива это не вносит.
 
– В понедельник Радиокомитет должен объявить результаты тендера на исследование радиоаудитории. Чем рынок не устраивали исследования TNS и какие требования к новым исследованиям?
– Все пользовались исследованиями TNS за неимением альтернативы. А она должна быть – это всегда двигает исследования вперед. Компания-монополист ставит рынку условия: в этом году вы платите столько, а в следующем – больше. А что рынок получает за бóльшие деньги? Ничего, никакие дополнительные опции не развиваются. А потребности радиорынка растут, поэтому периодически нужно смотреть вокруг, что происходит в Европе. В свое время в Радиокомитете было высказано предложение поменять методологию. Пробовали телефонные опросы (day – after recall), пробовали заполнять дневниковые панели. Есть еще пиплметрия, но этот дорогостоящий вид, наверное, для нашего рынка преждевременный. Основная проблема в том, что рынок не готов платить за исследования. Все лидеры платят, а есть станции, рекламные агентства и клиенты, которые не хотят этого делать.
 
– Но они включены в исследование?
– В прошлом году было сделано предупреждение: если они не будут платить, то их не будут включать. Но это не метод. Чем больше радиостанций входит в исследование, тем меньше погрешность. Также у нас, к сожалению, очень слаб мониторинг. Это одна из причин, почему многие рекламодатели не хотят выходить на радио. Они не уверены в эффективности: сколько выходов, когда. До прошлого года единственной компанией, которая предоставляла услуги мониторинга, была «Мониторинг СМИ Украины». Сейчас появились мониторинги AGB Ukraine. Но между ними практически нет принципиальных отличий.
 
– Вы владеете рекламным бизнесом в разных сферах (радиобаинг, интернет, наружная реклама, BTL/event-маркетинг). Каково место радио в предпочтениях рекламодателей?
– Дело в том, что в разных сегментах разные рекламодатели. И они порой не пересекаются. Есть рекламодатели, которым радио не нужно или они считают, что оно им не нужно. Поскольку я начинал с радио, я очень трепетно к нему отношусь. Основная роль «Стиль радио» – продвигать радио как носитель. Мы стараемся сделать его не четвертым, а хотя бы третьим, а лучше всего вторым носителем.
 
Лучшие показатели сплитования – это телевидение и радио вместе. Такая кампания дает лучший эффект. Тем более, если ролики похожи или их объединяет единый музыкальный, текстовый мотив. В голове человека, который видел ролик по телевизору и слышат его по радио, выстраивается картинка. То есть так усиливается восприятие человека. Поэтому я и мое агентство боремся за то, чтобы радио планировалось больше. Наши маркетологи работают над тем, чтобы показать клиентам эффективность и доказать, что радио – хороший носитель. Он доступный, быстрый, эффективный и относительно недорогой.
 
– Какие приемы радиорекламы наиболее эффективны?
– Все хороши – это зависит от целей и задач, поставленных клиентом. Иногда задание – добиться узнаваемости, построить лояльность к компании, и нужно такое количество массированных выходов, чтобы человеку вбилось в голову, что это хорошо. А есть рекламодатели, которые творчески подходят к процессу и идут посредством спонсоринга, охватывая нужную аудиторию. Есть клиенты, которые совмещают и спонсорство, и прямую рекламу. Помимо этого можно использовать симбиоз разных носителей. Такие комплексные кампании являются наиболее эффективными.
 
– Мне приходилось слышать мнение, что радиореклама не подходит для формирования имиджа, поскольку имеет краткосрочный эффект. Она подходит для задачи, когда нужно заставить человека купить прямо в этот же день. Согласны ли вы с этим мнением?
– Нет, не согласен. Для формирования имиджа нужно обязательно задействовать радио в комплексе с другими носителями. Ведь можно формировать имидж некими флайтами: сегодня мы построили лояльность одним способом, через некоторое время – по-другому. Каждый человек без визуальных носителей будет представлять рекламное сообщение по-разному, но позитив будет присутствовать однозначно. Многие страховые компании поступают таким образом. Ведь радио намного дешевле, чем телевидение. За те деньги, которые тратятся на телевидение за месяц, можно провести трех-четырехмесячную кампанию на радио такой частоты и плотности, что у человека будет аллергия.
 
На сегодняшний день у нас много профессиональных станций, качественный уровень радио как носителя с каждым годом растет. В этом большая заслуга креативных директоров и менеджмента радиостанций, которые борются за свой рейтинг. Они тратят деньги на собственное промо и в наружке, и на телевидении, и в прессе, создают акции для слушателей. Они двигают свой имидж и делают носитель популярным.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
26311
Читайте також
13.11.2008 16:29
Ольга Гончарова, «Коммерсантъ»
19 061
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду