Сами виноваты
Скажу сейчас непопулярную в нашей корпоративной среде вещь. Возможно, даже наживет она мне очередную пару недругов. Но сказать это важно.
Прочитала давеча плакательную новость о «Главреде» и его забастовке со слезными воплями и требованиями выплатить долги по зарплатам. Мол, обращались мы к своим благодетелям официально, а получили всего-то 3-20 процентов от долга каждый. И сейчас в прокуратуру будем подавать, и бессрочную забастовку организовывать, и что мы там еще придумаем. При поддержке медиапрофсоюза, одного из десятка.
Так вот. При том, что я глубоко уверена, что не выплачивать зарплаты - плохо, я также считаю, что журналисты сами часто виноваты, что в такой ситуации оказываются. И дело даже не в зарплатах как таковых, а в гораздо более стратегических просчетах. Вот мои аргументы.
СМИ - это очень специфический бизнес. С одной стороны, он несет огромные социальные нагрузки и функции: информирования, контроля, предупреждения, отслеживания и т.д. С другой стороны, это все-таки бизнес, то есть средство зарабатывать деньги для его владельцев. И работать он будет только в случае, если оба этих аспекта соблюдены.
Скажите, любой из вас, читающих «Детектор медіа», верит, что господин Коломойский скупает медиаактивы от большой любви к свободе слова и желании информировать публику всеми доступными ему средствами? Конечно же нет, он преследует собственные интересы, для которых этот актив является инструментом!
Как только актив перестает исполнять свою непосредственную функцию (например, возникает новый актив, который исполняет ее значительно эффективнее), что случится с активом №1? Правильно, к чертям его! Со всеми долгами по зарплате и принципиальными журналистами, вместе взятыми.
Это очень потребительский подход, скажете вы. Снова правильно, но все бизнесмены именно так и действуют (ненавижу обобщения!). Побывав по другую сторону баррикады (то есть в роли владельца бизнеса), могу точно сказать, что если бизнес не приносит денег и не имеет таких перспектив, его надо закрывать. При одном исключении - если относиться к нему не как к бизнесу, а как к хобби. Но - вот незадача - хобби тоже занимаются, когда есть на него деньги и время.
Для того, чтобы выживать, медиабизнес должен быть - как минимум - самоокупаемым. А желательно - очень прибыльным. Только так можно добиться независимости в редакторской политике, и никак иначе. Других рецептов в мире просто не придумали.
Но украинцы продолжают наступать на те же грабли! Выходит новый журнал («Країна» - последний пример), и СНОВА НИ ОДНОЙ РЕКЛАМЫ! Господа, вы повторите участь «Главреда», как только г-н Васюнык, или кто там у вас владелец, перестанет вас воспринимать как отличное хобби/средство достижения цели.
Почему-то украинское журналисты, с которыми я заговариваю на эту тему, считают, что не их, не царское это дело продажами заниматься. Что должен быть какой-то рекламный отдел, или маркетинговый, и это их задачка. А вот и не правы. Глава «Франс-пресс» в Украине, например, не гнушается рассказывать директорам каналов о том, какой чудесный продукт ее агентство выпускает, и как они выиграют, если его купят. И это несмотря на наличие в офисе специально обученного человека для продаж.
Газета, в которой я сейчас работаю, Kyiv Post, уже какое-то время не в лучшем финансовом состоянии, несмотря на традиционно агрессивную рекламную политику и отличную рекламную отдачу. Наш редакторский состав воспринимает это как личную трагедию, потому что мы понимаем, что наши зарплаты зависят от состояния корпоративного банковского счета.
Мы ежедневно пытаемся помочь рекламному отделу - от идей, какую рубрицированную рекламу стоит попробовать, на какие события в городе пойти для лучшего нетворкинга, до просто пинков под зад и вопросов, сколько же телефонных звонков вы сделали, чтобы продать этот конкретный спецномер. Есть масса других способов помочь, без отрыва от и вреда для основного вида деятельности.
Я уж не говорю о том, что главные редактора печатных и электронных СМИ часто имеют возможность сами формировать свой штат, набирать людей на должности по своему усмотрению. Но почему-то не удосуживаются взять в штат агрессивного продавца, возможно, пожертвовав какой-то редакционной должностью.
Мне по-человечески очень жаль весь штат «Главреда», который оказался в ужасной финансовой ситуации. Но, господа, давайте уже расти и становиться не только принципиальными журналистами, но и чуть-чуть прагматиками.
Катя Горчинская, редактор Kyiv Post
P.S. Зарплаты надо платить - как и соблюдать любые другие обязательства, взятые лично или в бизнесе.