Чем бы дитя ни тешилось…

17 Грудня 2003
807
17 Грудня 2003
12:56

Чем бы дитя ни тешилось…

807
Второй выпуск «Послезавтра» вышел в эфир 15 декабря и вызвал не меньше недоумений, чем первый. «Послезавтра» (телеканал «Интер» », автор Алексей Мустафин) – программа (цитируем текст ведущего) «о событиях, которые должны состояться, о заявлениях, которые политики только собираются огласить», о статьях, которые еще только выйдут… Второй выпуск «Послезавтра» вышел в эфир 15 декабря и вызвал не меньше недоумений, чем первый.
Чем бы дитя ни тешилось…
Почему в выпуске программы прогнозов не анализируется главное событие минувшей и двух предстоящих недель, а для кое-кого и политического года: положительный вердикт Конституционного Суда по поводу уже трех проектов политической реформы, предстоящее 23 декабря голосование по ним в ВР, а в ближайшие дни – наверняка некие публичные и непубличные консультации всех заинтересованных лиц, заявления, политические «бартеры», неустанная «разъяснительная» работа медиа?..

Исходя из какой логики, каких и чьих интересов про вероятность, скажем, подписания Президентом принятого парламентом закона о финансировании политических партий из бюджета – прогнозируем, про будущее ЕЭП – долго и нудно рассуждаем, про явно не судьбоносный предстоящий съезд Украинской Народной Партии – стебемся, а про вероятность ликвидации всенародных выборов украинского президента и про горизонты (или отсутствие оных?) третьего срока Леонида Даниловича – молчим? Нет, конечно, и все эти события, удостоившиеся внимания «Послезавтра», как и любые другие, тоже имеют некое отношение и к перспективам реформаторского зуда Президента и Ко в том числе. Но, очевидно, не самое прямое… Так что, просто мы не любим эту политреформу – и все тут? Или так, как «правильно», как по «темникам» – давать в авторской, имиджевой, программе не хотим, а так, как нужно – не можем, вот и молчим? Или вот про это – можно, про это – нужно, а про это родная партия не велит?..

Почему программа, демонстрирующая изумленному зрителю технологии манипуляций, какими дурят нашего брата те самые СМИ, которым мы доверяем наравне с армией и церковью, – сама, в свою очередь, тоже манипуляциями не брезгует? И что характерно – по все тем же известным и конкретным адресам, которые опекают и прочие «информационщики», «аналитики» и «стебальщики» эсдековских телеканалов? В прошлом выпуске «Послезавтра» проманипулировали с Омельченками, Яворивскими и грузинскими революционерами, с кандидатами – якобы (с точки желания кого?) на отставки в правительстве… В нынешнем – поигрались чуток с Костенко в связке с Тимошенко и Ющенко…. Кстати, факт того, что тема по ценам на лекарства, которую смачно обыграли в нынешнем выпуске, присутствовала, по информации "ТК", в "темниках" на эту неделю, а сегодня уже спецоперация по лекарствам нашла свое завершение в заявлении Кучмы, вставшем на защиту украинских граждан - также куда как красноречив в отношении логики подбора тем в "Послезавтра"...

Почему в программе, не заявленной как тележурнал (скажем, хотя бы наличием разных рубрик) – столь широкий разброс форматов, жанров, технологий? От сатирической анимации до прямых международных включений с реальными экспертами; от статистических и аналитических выкладок до игры в контекстуальные кубики, от перемены мест которых вроде бы меняются и смыслы, и оценки; от уличных репортажных опросов до утрированной тенденциозности, с которой они смонтированы…

Может, у создателей передачи плохо с ощущением стиля? Может, у телеканала нет средств для воплощения разных форматов? Или такое смешение – концептуально, как способ добиться доверия вконец запутавшегося зрителя, не способного в калейдоскопе сюжетов уловить, где с ним говорят на языке аналитики, где – откровенно стебутся, а где лихо выдают надуманное за действительное, притянутые за уши предположения – за полноценные прогнозы-версии?..

Столько же разных «почему» можно набросать и буквально к каждому отдельно взятому сюжету «Послезавтра». Не потому – что интригует, а потому – что уж больно смахивает на самодеятельность. Самодеятельность – основное отличие которой от профессионализма заключается в отсутствии внятного ответа на вопрос «а зачем?» и адекватного этому ответу воплощения, то бишь «как?».

Мы не знаем, принадлежит ли идея "Послезавтра" исключительно самому Алексею Мустафину. Является ли проект попыткой нового шага в самореализации известного информационщика, с намерением сделать нечто, отличающееся от того, чем занимаются коллеги по цеху… Либо правы кулуарные шептуны, отдающие и здесь право «первой ночи» то ли самому Игорю Шувалову, то ли «темниковским» сошкам помельче (чему подтверждением могло служить и присутствие в титрах первого выпуска «Послезавтра» в качестве аналитика имени небезызвестного «главного разводящего» Александра Качуры). Мы судим только то, что видим.

А видим – мягко говоря, беспомощность создателей программы в выполнении – не спорим – сложной задачи «и рыбку съесть, и ноги не замочить». То бишь, и сделать что-то стоящее в профессиональном плане, и одновременно не выйти за рамки возможного – с точки зрения партийных интересов, да еще и оправдать – а чем, если не «правильными» сюжетами в духе указаний «аналитиков, которые полагают»? – немалые капиталовложения хозяев канала в получасовую и не самую дешевую по технологии программу?

Вот так вот и лепятся друг к другу явно прочитывающееся желание Алексея Мустафина продемонстрировать – прежде всего тусовке, – что «я могу делать все, как все вы вместе взятые, я знаю, как и почему вы делаете то, что вы делаете, это не фокус» – с одной стороны. А с другой – скованность, заказ и политическая несвобода, диктующие свои правила игры. Отсюда, возможно – и это разностилье, и вперемешку игра в пафос, игра в стеб, игра в цинизм, игра в профессионализм, игра в терминатор-манипулятор… А еще, может, и просто «джинсу» приходится пользовать (на которую ну очень был похож в последнем выпуске «Послезавтра» маловнятный сюжет из Индии, куда любят ездить, и не только по делам, народные депутаты). Надо же на авторскую программу зарабатывать?

В итоге это не профессиональная аналитическая журналистика, которая заявляется – и исчерпывается – в программе первым сюжетом, сделанным с соблюдением всех стандартов (эксперты, опросы, противоположные версии…).

Это не профессиональная демонстрация грязности медиа- и политтехнологий – ибо если бы автор реально волновался по поводу обманутого зрителя и избирателя – то, безусловно, самый любопытный материал последнего выпуска «Послезавтра»: о том, как можно преподнести проблему повышения цен на лекарства, исходя из разных заказчиков и целей сюжетов – завершался бы и рассказом о том, как эта тема должна бы быть освещена при объективистском, а не манипулятивном, подходе. А, скажем, сюжет прошлой программы – о том, как смысл и тональность заявлений чиновников меняются от их «точки сидения» (Салий и Поживанов), предполагал бы и выяснение более глубинных причин таких метаморфоз. Так сказать, выяснение того, кто при этом, дергая за веревочки, остается за кадром… Кстати, незадержавшееся назначение Ивана Салия замминистра в ведомстве Кирпы засвечивает уже впрямую этих Карабасов-Барабасов, вызывающих у уволенных мэром Омельченко чиновников приступы неудержной смелости и красноречивости...

Это не профессиональный стеб, ведь для жанровых вещей самое важное – это как раз скрупулезная выдержанность стиля, без шатаний из зауми в оторванность.

Это и не профессиональная манипуляция – ибо слишком очевидны швы, слишком много сюжетов в одной передаче для того, чтобы зритель мог реально что-то зафиксировать, то есть, чтобы на него можно было эффективно повлиять, слишком сложные темы и их нюансы затрагиваются, не очевидные для жизненных интересов публики, слишком затянуты некоторые сюжеты… И – главное – напрочь отсутствует точная адресность манипуляции…

И хотя очевиден некий прогресс от первой программы «Послезавтра» – уж совсем расхристанной. И хотя поменян на ведущем костюмчик, режим телемоста с разными городами выдержан безукоризненно (вряд ли проведен он был именно во время эфира самой программы, но в данном случае это и не столь важно), уже почти все сюжеты оправдывают заявленный жанр прогнозов, точнее выстроены мизансцены… И хотя есть в программе и безусловно любопытные моменты – уже упомянутые, скажем, сюжеты по демонстрации медиа-технологий…

Тем не менее, вряд ли авторам программы и тем, кто их «консультирует», удастся скрестить ежа и ужа. И сделать не нечто, выпадающее из любых профессиональных рамок, а цельный качественный продукт с внятно поставленными и точно выполненными задачами.

Впрочем, отрадно, что партийные и бизнесбоссы телеканала и лично Алексея Мустафина столь щедры для оплаты таких недешевых игрушек для отдельно взятого топ-менеджера. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось… Читайте також:

Спиритический сеанс на «Интере»
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
807
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 606
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду