Обнуление Путина, запад и украинская информационная сфера
Обнуление президентских сроков российского президента Владимира Путина с огромной вероятностью означает, что он останется в должности президента России ещё 16 лет. Любимая некоторыми россиянами присказка: «Чем отличается политик от государственного деятеля? Политик находится у власти, сколько положено, государственный деятель — сколько захочет». Путин относит себя к категории государственных деятелей.
В этой связи во весь рост поднимается, казалось бы, неожиданная проблема — информационное взаимодействие Украины с Западом. Информационное обеспечение украинских интересов, украинской независимости — а теперь уже речь пойдёт и об украинской идентичности — в странах «первого мира». И освещение позиции стран «первого мира» в самой Украине.
А дело вот в чём. На протяжении всех шести лет российской агрессии в наших СМИ всё время звучал рефрен: «Запад нас предал, Запад нас продал России». Этот рефрен активизировался волнами — что и позволят предположить его происхождение от внешних вбрасываний. Он выгоден России, поскольку создаёт атмосферу недоверия в отношениях между Украиной и Западом. Атмосферу отчуждения между Украиной и Западом. (Обобщённое понятие «Запад» в данном контексте является вполне допустимым, поскольку НАТО и ЕС пока ещё справляются с поддерживанием общих принципов политики стран-членов.)
Теперь, после путинского обнуления, политика Запада может измениться. И не в пользу Украины.
Путин считает войну вполне допустимым средством ведения внешней политики. Из путинского окружения не раз звучали заявления о желательности мировой войны, которая стала бы реваншем России за якобы поражение в холодной войне. Причём на этот раз войны отнюдь не холодной.
В последние годы Путин всё чаще позволял себе всё более экстравагантные заявления и всё более эксцентричное поведение.
Российский президент будет становиться всё старше, а ощущение, что он — хозяин мира, будет у него всё сильнее. Если Путин и так живёт в своей выдуманной реальности давно прошедших эпох, то в дальнейшем этот фактор будет только усиливаться. Назовём, наконец, вещи своими именами: всё более актуальным будет становиться вопрос об адекватности Путина — и как президента ядерной страны, и просто как личности.
На сегодняшний момент никто в мире не знает, где у российского президента проходят красные линии, и есть ли они вообще. Есть ли у него тормоза.
Собственно, вопрос о красных линиях и тормозах — точнее, об их неопределённости и, возможно, полном отсутствии — и является основным месседжем российской пропаганды, адресованным всему миру. Чтобы боялись — и, как уверены сами россияне, уважали.
В этих условиях Запад больше всего будет бояться ядерной войны с Россией. Все остальные — самые горячие — проблемы станут вторичными, второстепенными. Проблема Украины в том числе. В конце концов, в этом будет рациональное зерно: если разразится ядерная война, вопросы принадлежности Крыма и Донбасса станут уже неактуальными ввиду катастрофы всей человеческой цивилизации.
Путинская Россия всё больше будет напоминать маленького ребёнка с гранатой. С ядерной гранатой. И, напомню, путинская пропаганда изо всех сил пытается именно такое впечатление и произвести.
А маленького ребёнка с гранатой не оставляют наедине с собой и не ставят в угол. Его ублажают, его уговаривают, делают всё, чтобы у него вдруг не испортилось настроение, и он вдруг не разозлился. По циничному расчёту Путина или же по его неадекватности, но именно так и может быть в ближайшие 16 лет.
И в этих условиях крайне важно, чтобы Украина научилась доносить до мира — не только до правительств, но и до простых граждан, до общественного мнения, — что исходящая от путинской России опасность будет прямо зависеть от успеха или неуспеха путинской политики в Украине. Воодушевлён будет Путин или обескуражен.
Хорошо было бы, чтобы и власть, и СМИ научились истолковывать действия западных партнёров в общемировом контексте, а не на глобусе Украины. Истолковывать, исходя из того, что кроме категории желаемого, существует ещё и категория возможного или невозможного.
И вместо категоричного «Запад предал», чтобы наши и штатные, и медийные аналитики научились наконец различать реально необходимую дипломатию и чрезмерную уступчивость, беспринципность.
Всё становится очень серьёзно.