IT-мозги несовместимы с интернет-цензурой
По части внедрения государственной медиацензуры Малайзия вообще никогда не стеснялась: локальный ТВ-, радио- и киноконтент мониторится на предмет пропаганды ЛГБТ, порно, оскорбления шариата. Это официально. А реально получается так, что параллельно блокируют и расследования о коррупции премьер-министра – тут даже блокировали платформу блогов Medium, потому что на ней было перепубликовано такое расследование. Не отдельно взятый пост, а именно всю платформу.
С производителями иностранного контента всегда было сложнее. Например, Малайзия попыталась запретить диснеевский фильм «Красавица и чудовище», но студия Disney обжаловала это решение и под напором этого обжалования и протестов граждан правительство прокат фильма разрешило.
Островком свободы для малайзийцев оставались стриминговые платформы типа Netflix и Pornhub, потому что по местным законам «неправильный» контент нельзя хранить и распространять, а в случае стриминга конечный пользователь не делает ни того, ни другого. Но несколько месяцев назад руководитель местного Госкино заявил, что неплохо бы цензурировать и Netflix, потому что он переживает из-за влияния этого контента на малайзийских детей. А с 1 января в Малайзии ввели налог 6% для иностранных провайдеров диджитал-сервисов, чей годовой доход в этой стране превышает эквивалент 120 тыс. долларов. Никто с рынка из-за налога вроде бы не уходит: Netflix, Google, Facebook, Sony PlayStation скорректировали свои цены для пользователей.
Каждый новый премьер-министр Малайзии во время выборов обещает избирателям снизить цензуру. Предыдущий, когда баллотировался и ему надо было что-то предложить иностранным технологическим инвесторам, тоже это обещал. А закончил он свое правление принятием закона о противодействии фейкам, предполагающего наказание до 129 тыс. долларов штрафа и до 6 лет тюрьмы. Одним из первых пострадал датский блогер, который во время путешествия по Малайзии выложил на YouTube видео, где он критиковал действия местной полиции. Дали ему всего месяц тюрьмы. И хотя уже новое правительство со скрипом отменило этот закон в ноябре 2019-го, я пишу этот пост, на всякий случай задернув шторы в своем гостиничном номере.
На фото – табличка в Джорджтауне о том, что свобода слова в Малайзии, конечно же, превыше всего. Тут так и в Конституции написано.