Ты, вообще, видишь что-нибудь в своих очках?

4 Грудня 2019
1527
4 Грудня 2019
12:14

Ты, вообще, видишь что-нибудь в своих очках?

1527
Ты, вообще, видишь что-нибудь в своих очках?

В новом фильме Скорсезе есть всё-таки одна сцена, ради которой его стоит смотреть.

Бандиты везут на убой одного из боссов мафии, а в машине воняет рыбой. Водитель, он же сын босса, до этой поездки подвозил товарищу неаккуратно запакованную рыбу, из-за чего в машине слегка воняет. И всю дорогу идёт разговор об этой рыбе, а затем, когда уже появляется сам босс, то и о рыбе как таковой, поскольку он босс и в этих вопросах.

Сознание криминалитета является продуктом вытеснения человека из сферы специалистов. К тому же, часто это результат десоциализации, когда у человека нет простора для применимости, поскольку он не приобрёл никакой специальности. И тогда человек становится специалистом во всех областях, и он не преминет случая показать, что он же и о рыбе всё знает, больше всех. Правда, рыбой воняет, но это не важно. Есть повод показать своё тонкое знание. Правда, его везут на убой, а за рулём - его сын. Но звериное чутьё ему изменяет: он вещает, он занят.

Не странная сцена, а самая точная. Тем более точная, что подана не нарочито, а в сплаве с проявляющей её аллюзией. Ведь тема дохлой рыбы – символичная для итальянской мафии тема предательства. Герой Аль Пачино, словно в забытьи, не улавливает столь очевидных знаков, поскольку предательство, которое очевидно и даже обозначено столь красноречиво, не приходит ему в голову. Он проявляет себя в самом главном – в самоутверждении. И он этим с ходу захвачен, и это заглушает всё остальное.

Сколь много иронии заложено в том, что он, унижая сидящего на переднем сиденье, задаёт ему вопрос, видит ли он что-то в своих очках вообще, столь много и смысла в том, что есть вещи, которые подавляют его способность видеть. И эти вещи – жажда доминировать в любой ерунде, и именно в связи с этими вещами такой человек и погибает от рук своих. У него смещён фокус. Он то о рыбе, в которой никто ничего не понимает, то о том, что кто-то чего-то не видит вообще.

Аллюзии, которыми богат фильм, – от трамповских жестов, до «волшебных» колец, которыми отмечают себя эти взрослые подростки криминального мира, – не делают этот фильм чем-то большим, чем прямолинейный чаплиновский «Диктатор» или проза известных нам советских классиков. В каком-то смысле, это скучно. Но вот эта сцена – это хорошо.

Ты, вообще, видишь что-нибудь в своих очках?

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1527
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду