Внутри «Черного зеркала»
В фильме «Брекзит» с Бенедиктом Камбербетчем мы видим, как две команды людей готовятся к референдуму, на котором должна решиться судьба Великобритании.
«Все знают, кто выиграл, но не все знают, как», — говорит герой Камбербетча, Доминик Каммингс. И ответ на вопрос: «Как?» мы находим в самой ленте.
Два противоборствующих лагеря — за выход Британии из ЕС и против выхода — пытаются сагитировать на свою сторону как можно больше избирателей. Разница лишь в том, какими методами они действуют. Те, кто работает против выхода из Евросоюза, предпочитают действовать «по-старинке»: опросы фокус-групп, плакаты, раздаточные материалы на улицах и визиты к избирателям на дом.
Другой же лагерь под предводительством Каммингса выбирает иную стратегию — современную. Они опрашивают людей в барах и кафе вместо того, чтобы провести более привычное анкетирование. Выбирают своим главным инструментом в работе с аудиторией фейсбук, опираясь на то, что гаджеты стали неотъемлемой частью жизни для каждого из нас.
Действительно, сегодня мы живем в совершенно новой, иной реальности. Наполовину цифровой, наполовину реальной реальности. Правда, к сожалению, многим не всегда удается отличить одно от другого. И пока одни только пытаются осознать все это, другие вовсю используют эту новую реальность в своих целях.
Взглянем, к примеру, на американского президента Дональда Трампа. Он активно использует Twitter и постит там короткие сообщения, которые после часто цитируют мировые СМИ. Ему больше не нужно каждый раз собирать пресс-конференции, арендовать зал и приглашать журналистов — достаточно лишь одного твита, чтобы высказать свою позицию по тому или иному вопросу.
Избирательная гонка в Украине накануне президентских выборов в этом году — еще одно доказательство этому. Мир переходит в цифровую плоскость. И все мы — словно герои «Черного зеркала», только все это происходит по-настоящему.
Пока большинство кандидатов действовали по привычке, так, как они умеют и знают, один выбрал совсем другую стратегию. Ту, где часть реальной жизни перенесена в онлайн. Ту, в которой многие все так же не понимают разницы между реальностью и виртуальным миром.
И именно этот кандидат победил. Не за счет политического бэкграунда, которого у него нет, не за счет таланта хорошего хозяйственника и не за счет военного прошлого — этого всего у него тоже нет. А за счет того, что просто выбрал другую методику работы с аудиторией. И стал первым, кто сориентировался, как нужно работать с новой реальностью.
А вы видите границу между виртуальным и реальным? Вы уверены?