Viva! военного времени

Viva! военного времени

21 Жовтня 2014
6889
21 Жовтня 2014
15:43

Viva! военного времени

6889
«Утром пишешь статью, например, о Брэде Питте и Анджелине Джоли, в обед – несешь продукты и лекарства на Майдан, а потом прибегаешь в редакцию – и верстаешь глянец», - так вспоминает события осени-зимы 2013 – 2014 года главный редактор журнала Viva! и сайта viva.ua Иванна Слабошпицкая
Viva! военного времени
Viva! военного времени

Мы встретились, чтобы записать кейс спецвыпуска Viva! «Обличчя Майдану», тираж которого разлетелся за три дня, но в итоге говорили о том, как изменился украинский глянец за время войны и как такие изменения отразились на аудитории издания.

 

– Я считаю, что не только мы поменялись – поменялась страна, в которой мы живем, - говорит Иванна. – Было бы странно, если б мир изменился, а Viva! осталась прежней. Хотя некоторые коллеги в нашей нише вообще не отреагировали на смену реальности: берешь номер, листаешь – и неясно, а какого года журнал…

 

Знаете, за всю историю существования Viva! у нас ни разу не появился ни один политик, какие бы деньги нам за это ни сулили. Наш принцип «Viva! вне политики». Но уже в первые дни Революции достоинства мы поставили на обложку флаг Украины. В декабре на страницах журнала мы опубликовали большой фоторепортаж с Майдана. Героями репортажа стали не звезды, что было бы уместным для журнала о звездах, а простые люди, вышедшие на главную площадь страны защитить честь, достоинство и право народа на выбор будущего. Это был разрыв шаблона: часть нашей аудитории восприняли подобную демонстрацию на «ура», а часть отреагировала, мягко говоря, в штыки – редакция начала получать коллективные письма от жен донецкого «Беркута» с откровенным негативом и даже угрозами.

 

Можно сказать, что вы отошли от формата?

– Ни в коем случае. Мы остались в нише «журнал об известных людях», но нашли профессиональные приемы, чтобы проявить свою позицию, не выходя за пределы формата. Viva! менялась на глазах. У нас изменился подбор персонажей – стали чаще появляться звезды с активной гражданской позицией: Руслана, Вакарчук, Положинский... Российские celebrities, наоборот, как-то сами по себе исчезли. После аннексии Крыма и по сегодняшний день у нас не фигурируют российские персоны, если это не Акунин, Макаревич, Басилашвили, Ахеджакова, Арбенина, Троицкий и те их коллеги, которые высказывались в поддержку Украины. Даже спецрепортажи из «Юрмалы» мы делали с другими акцентами и другими героями, чем в довоенные времена.

 

Вы не считаете, что это цензура?

– Это позиция редакции, тех людей, которые делают Viva! Я нахожу такую позицию нормальной. Едва ли Лени Риффеншталь была популярным персонажем для прессы в странах антигитлеровской коалиции. Да, артисты и искусство должны быть вне политики. Но не сейчас, когда твою страну обстреливают из «Градов» и погибают люди…

 

Кроме подбора звезд, что еще изменилось в Viva!?

– В каждом номере у нас появились материалы, которые в мирные годы в Viva! были не в приоритете. Назову лишь несколько: «Диктаторы» – поучительнейшие истории мировых диктаторов, их кровавого правления и позорного конца; наши польские коллеги подготовили для нас разоблачительный материал «Тайная жизнь Путина: женщины, собаки и скелеты в шкафу хозяина Кремля». В статье «Хайтарма» приведены ошеломительные исторические факты о депортации крымских татар. «Пять первых леди страны: жены Президентов Украины», история Нади Савченко – нашей летчицы, оказавшейся в российском плену. Все эти статьи свидетельствуют о том, что Viva! не заперлась в башне из слоновой кости, где обитают звездные небожители, а пытается уловить пульс жизни.

 

Но изменился не только журнал. Мы отменили «Viva! Самые красивые», посчитав, что проведение церемонии в такое непростое время абсолютно неуместно. Зато в апреле совместно с погранслужбой мы сделали масштабный спецпроект «Єдина країна – єдиний кордон». Героями проекта стали украинские звезды, которые не только снялись в уникальной фотосессии, но и поразмышляли с нами на тему патриотизма, нерушимости границ страны… Выставка проходила в аэропортах «Борисполь» и «Жуляны». На торжественном открытии хор аэропорта запел гимн Украины. И вдруг все пассажиры, которые в тот момент находились в терминале, запели с нами – это было что-то грандиозное: патриотическую мелодию подхватывали все новые и новые голоса – и вот гимн зазвучал на весь аэропорт. Как по заказу в это время проходила регистрация на московский рейс, и было такое ощущение, что россияне готовы провалиться сквозь землю.

 

В марте мы сделали спецпроект к 200–летию Тараса Шевченко «Звезды читают Шевченко», причем тоже по-своему, так, как мог сделать такой проект журнал об известных людях, с участием celebrities. При этом мы старались открыть для наших читателей стихотворения из позднего философского периода Тараса Григорьевича, а не его романтическую лирику, которую изучают в школе. Реакция была феноменальной: нам писали читатели, что мы открыли им неизвестного Шевченко, а многим вернули любовь к поэту, которого разучила любить школьная программа.

 

Мы информационно поддержали первый концерт украинских звезд в военном госпитале для раненых в зоне АТО. Это было в июне. Партнерами концерта выступили клиника «Борис», телеканал М1 и Сити Бич Клаб. Решение о том, что надо обязательно поднимать настроение бойцам и дарить им позитив, было принято за пару минут, без раздумий. Артист Дмитрий Оськин, наш ветеран конферанс–движения, написал у себя на страничке в ФБ, что готов бесплатно вести концерты для раненых. Прочитав его пост, отозвались артисты, готовые выступить бесплатно – реальные звезды, которые за свои концерты получают солидные гонорары. В один день все организовались! Потом такие концерты стали регулярными.

 

Как отреагировала аудитория на изменение Viva!? Письма от жен «беркутовцев» все еще приходят?

– Нет, письма прекратились. Зато нас начали читать те, кто раньше скептически относился к глянцу. Благодаря этому мы почти не заметили потерь, которые больно ударили по всем украинским изданиям, – утрата дистрибуции в Крыму, Донецкой и Луганской областях. Мы же приобрели новую аудиторию, которая появилась потому, что журнал заявил себя как издание с активной гражданской позицией.

 

Как отреагировал на изменения ваш швейцарский издатель?

– «Эдипресс» – крупная европейская компания, которая всегда поддерживала демократические ценности.

 

Как появилась идея спецвыпуска «Обличчя Майдану»?

– Как-то я была в гостях у своего друга, известного политического журналиста и одного из будущих авторов «Обличчя Майдану» Сергея Рахманина. На книжной полке у него увидела «Оранжевый альбом» – домашнюю книгу, в которую были вклеены фото 2004 года, вырезки из газет, распечатки из интернета. «Это память, – сказал Сергей. – Каждый день Майдана 2004 года мне хотелось зафиксировать для себя». Так я поняла, что нужно издание, несмотря на то, что все события с 21 ноября 2013 года по 21 февраля 2014 года, казалось, врезались в нашу память навсегда. И вместе с тем я отчетливо понимала, что журнал Viva!, в отличие от общественно-политических СМИ, не может публиковать хронику революции. Как бы ни хотелось… Зато нам не возбранялось сделать спецвыпуск.

 

 

Издатель не удивился?

– Нет. Дело в том, что в свое время мы за три дня сделали журнал, посвященный жизни и деятельности удивительного человека, Иоанна Павла II. Наше издание о Папе Римском читали не только в Украине, но и в Польше, и даже в Ватикане. Кстати, из Ватикана нам даже прислали медаль и благодарственную грамоту.

 

Так что у Viva! есть опыт создания оригинальных спецвыпусков… У руководства не было удивления, однако мы понимали, что для издания нужны дополнительные средства. Тем более, минувшей весной, когда рекламный рынок, который кормит масс-медиа, совсем оскудел. В общем, посчитали – огорчились. Гонорарный фонд (тексты + фото), типография, бумага, реализация… Цифра нас напугала, но мы решили не отступать.

 

Сначала нашли директора типографии, который тоже был на Майдане и которого идея нашего спецвыпуска привела в восторг. Он пересчитал заказ и взялся напечатать спецвыпуск за минимальные деньги.

 

Я лично написала всем фотографам, которые снимали на Майдане, и попросила у них снимки для нашей Книги памяти бесплатно. Первые ответы были такие: «Что, Viva?! Бесплатно? Это при ваших-то бюджетах? Нет!» Тогда я начала методично обзванивать фотокорров и терпеливо им объяснять, зачем нам это надо. Разговоры заканчивались так: «Бери жесткий диск, приезжай, я солью тебе все – сама выберешь». В итоге мы собрали фотографии лучших мастеров нашей страны.

 

Авторами каждой рубрики стали известные украинцы – писатели, общественные деятели, артисты, телеведущие, музыканты... Все наши авторы, в том числе Сергей Рахманин, Ирэна Карпа, Александр Ирванец, Андрей Курков, Олеся Мамчич, Руслан Сеничкин, Иванна Коберник, Владмир Нечипорук, Ольга Навроцкая и другие ребята – отказались от гонораров. Это был их вклад в проект.

 

От своих гонораров за номер отказались и редакторы, фоторедакторы, литредакторы, дизайнеры, цветокорректоры – вся редакция журнала Viva!.

 

В итоге для издательского дома «Эдипресс» себестоимость спецвыпуска свелась к стоимости бумаги, печати и дистрибуции.

 

9 апреля номер поступил в продажу, и… тираж в 6 тысяч разлетелся за три дня. Тут же мы приняли решение напечатать второй тираж. Люди скупали его пачками. Себе на память. Друзьям в подарок. Его везли родственникам за границу вместо Киевского торта. Директора предприятий покупали «Обличчя Майдану» и раздавали иностранным делегациям. Наш героический спецвыпуск попал в нишу патриотических сувениров…

 

Вы анализировали, почему так получилось?

– Не буду говорить о качестве, потому что все знают, что даже самое высокое качество контента не гарантирует феерических продаж. Скажу лишь о прямых факторах. Во-первых, мы были первыми. Спецвыпуск вышел еще в апреле, когда подобных изданий на рынке не было, а спрос на них уже возник. Во-вторых, мы поставили очень низкую цену – 20 грн. Поскольку для нас проект был благотворительным, то мы хотели, чтобы «Обличчя…» мог купить человек любого достатка. В-третьих, нам помогли ведущие телеканала «1+1». Когда вышел номер, меня пригласили на «Сніданок», и я в прямом эфире объявила о решении, которое мы приняли всей редакцией: прибыль от продажи спецвыпуска, передать семьям «Небесной сотни». Тогда ведущие «плюсов» решили нам помочь – они запустили флэш-моб в Фейсбуке «Купуй “Обличчя Майдану” – допоможи сім’ям Небесної сотні»…

 

Уже и второй тираж подходит к концу. Я не уверена, будем ли мы допечатывать тираж снова. Сейчас на патриотической теме многие паразитируют и откровенно зашибают деньги. Мы же свой журнал делали из других соображений, делали с душой...

 

… Мы работали над изданием в начале марта. Днями и ночами сидели с дизайнером, отбирали фото, верстали полосы. А помните, какое время тогда было? Мы все были физически и душевно истощены: смерти на Майдане всех опустошили, а усталость от круглосуточного мониторинга теленовостей была просто свинцовой. Мои друзья звонили мне: Слабошпицкая, как мы тебе завидуем – мы не можем оторваться от сводок по Крыму, а ты закрылась от мира в редакции, вся «ушла» в журнал... Работа над «Обличчям…» меня тогда спасала. В то время когда все мы переживали одно из самых горьких поражений Украины – потерю Крыма, я работала над историей Майдана – нашей большой победой.

 

Если мы и допечатаем «Обличчя Майдану», то только с одной целью – собрать средства на благотворительность. Мы понимаем, что стране и в первую очередь армии надо помогать постоянно, а денег нет – все что было, отнесли еще на Майдан. Но ведь мы можем посильно помогать своей профессией, своими знаниями, примером и позицией. Вот и стараемся делать все, что можем.

 

Леся Ганжа, «Редакторский портал»

LIKED THE ARTICLE?
СПОДОБАЛАСЯ СТАТТЯ?
Help us do more for you!
Допоможіть нам зробити для вас більше!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
6889
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду