Игорь Куляс: в этом году Школа Теленовостей будет более насыщенной, чем предыдущие
«Т»: Расскажите о себе, о вашей компании. Сколько лет она на рынке, какие продукты предлагает?
На телевидении я с 1989 года. Работал во многих компаниях и на разных позициях. Последнее место работы – шеф-редактор «Нового канала» с 1999 по 2002 год. С 2002 года я работаю тренером компании «Интерньюс-Украина» и параллельно мы с моим коллегой Александром Макаренко создали консалтинговую компанию «Ведмидь-Консалтинг».
В рамках «Интерньюс-Украина» мы проводим тренинги для репортеров, операторов, редакторов и шеф-редакторов украинских телекомпаний и телекомпаний стран СНГ. Как «Ведмидь-Консалтинг» мы консультируем украинские телекомпании – от общенациональных до региональных.
«Т»:Если говорить о проекте Школа Теленовостей. Чем обусловлено появление такого продукта на рынке? История ее развития, формат проведения.
Такой продукт необходим рынку, поскольку до сих пор существует значительный разрыв между академическим журналистским образованием и практической журналистикой. «Интерньюс-Украина» проводит Школу Теленовостей с 1995 года. Сначала ее проводили британские и американские тренеры. С 2003 года ее проводят украинские тренеры – я и Александр Макаренко. Кроме того, мы привлекаем успешных украинских практиков. В частности, участников Школы тренируют такие известные тележурналисты, как Иванна Коберник, Иванна Найда, Олег Панюта, Лидия Таран, Андрий Шевченко (сейчас он, правда, ушел в политику, но это не мешает ему оставаться ярким тренером Школы теленовостей), основы операторского мастерства преподает Константин Фролов, главный оператор телеканала «Эра». Мастер-классы проводят и другие успешные украинские журналисты. В качестве «боксерских груш» (например, для отработки техники интервью или работы на пресс-конференции), зачастую выступают известные люди – политики, спортсмены. Например, на последней «учебный бой» нашим журналистам давал Виталий Кличко.
Начиная с 2003 года мы развили формат Школы, заложенный в середине 90-х Тедом Кэвэнау, бывшим вице-президентом СNN. Если раньше обучение шло на уровне отработки репортерских навыков, то сейчас выпускники школы могут квалифицированно работать и редакторами. И даже шеф-редакторами! Они получают полное систематизированное понимание того, как производятся телевизионные новости. Во всех деталях этого сложного производственного процесса.
Сама Школа была изначально, и продолжает оставаться сугубо практической. Выглядит это так. Мы тщательно отбираем 16 человек, которые способны и готовы учиться. Чаще всего – это молодые журналисты (хотя на последней школе были люди, которые до этого не имели отношения к журналистике, однако имели осознанное желание стать тележурналистами). Важно, что это разные люди, с разным профессиональным опытом, разных темпераментов и характеров, потому что сама Школа представляет собой действующую модель информационной службы телекомпании. Эти 16 человек в течение полутора – двух месяцев под нашим контролем самостоятельно каждый второй день готовят один, два, а иногда и несколько выпусков полноценных новостей. Отличие этих выпусков от обычных новостей на телеканалах – только в том, что эти новости не идут в эфир. Участники Школы все делают сами – снимают, монтируют, сидят на режиссерских пультах, выдавая учебный эфир. Таким образом, каждый из них получает и дополнительные специальности, и хорошее представление о том, как работает каждое звено производственного процесса новостей.
«Т»: Какие еще особенности вашей Школы?
На Школе мы не читаем лекций. Даже необходимые теоретические знания подаем в формате ролевых игр, практических заданий и «мозговых штурмов».
Последние школы проходили в 2003, 2005 годах (их финансировал Интерньюс в рамках проекта «Ю-Медиа») и в 2006 году (эту Школу финансировал телеканал «Интер» в рамках проекта «Интершкола»). Последняя, пожалуй, была самой успешной, так как 14 из 17 ее выпускников сегодня работают на киевских телеканалах, в том числе и на канале «Интер».
«Т»: Если говорить об украинской телевизионной журналистике в целом, какие существуют «проблемные зоны»?
Если говорить о профессиональной стороне дела, самая главная беда в том, что на телевидении, даже на больших и вполне успешных телекомпаниях, в новостях все идет от текста, а не от картинки. Это удивительно (ведь главное на ТВ – это все-таки картинка!), но это так. Эта беда пошла от традиций еще советской тележурналистики, когда любой материал, который должен был пойти в эфир, многоуровнево контролировался разного рода цензорами. Текст по этой причине считался главным, а картинка практически не принималась в расчет. Эту традицию нынешние коммерческие телекомпании унаследовали от советского телевидения в полном объеме. Сейчас получается так, что телерепортер больше занят поисками комментариев и фактической информации, часто совершенно не думая о картинке. Оператор чаще всего предоставлен самому себе, не имея от репортера внятно поставленного задания, он снимает то, что считает нужным. На самом деле телерепортаж делается совершенно не так! И для качественного репортажа текст по большому счету и не нужен: обо всем рассказывают участники события и картинка.
Это ущербное представление о новостях мы «ломаем» очень легко. Но люди, обученные нами, потом попадают в реальную службу новостей, где все равно все работают «по старинке» и эта среда мешает работать нашим выпускникам так, как следовало бы работать на телевидении.
«Т»: Насколько те знания, которые получают студенты в ВУЗах «оторваны» от реальности телевизионной журналистике?
Я много лет был человеком, который искал и набирал людей на работу, в частности шеф-редактором большого канала. Была достаточно серьезная ротация студентов на «Новом канале» в те годы. Студенты, которые приходили, были практически не готовы к тому, чтобы сделать элементарный репортаж, написать устное информационное сообщение. Студенты, которые хотели чего-то добиться, - учились что называется «в процессе». Сегодня эти люди - известные репортеры, редактора и ведущие больших каналов. Однако, в рутине это обучение происходило во много раз дольше, чем это происходит у нас на Школе. У вчерашних студентов уходило достаточно много времени - год или два на то, чтобы «влиться» в работу, начать давать внятный результат и делать себе журналистское имя. А неизбежные при таком обучении ошибки несли серьезные риски для канала – и юридические, и коммерческие. И доставляли забот редакторам всех уровней.
Сегодня журналистские факультеты до сих пор перегружены неприкладной теорией (в том числе и вовсе псевдотеорией, ничего общего с профессией не имеющей), а практическая сторона обучения очень слаба. Хотя, нужно отдать должное Институту журналистики Национального Университета и профильному факультету Киево-Могилянской Академии, – там в последнее время пытаются исправлять эту ситуацию, усиливая связи с действующими редакциями и привлекая к учебному процессу толковых практиков. Для того, чтобы изменить всю систему образования журналистов, конечно же, нужны годы. Главное – чтобы движение шло в правильном направлении.
«Т»: Какие основные тенденции Вы видите в украинской телевизионной журналистике?
Главная тенденция – это то, что хоть и очень медленно, но телевидение все-таки превращается из «обслуги» политики в полноценный бизнес. Чем быстрее этот процесс будет двигаться, тем профессиональнее будет телевидение, тем логичнее будут требования менеджеров к журналистам.
«Т»: Чем «Школа Теленовостей – 2007» будет отличаться от предыдущих школ?
Вряд ли имеет смысл говорить о каких-то принципиальных отличиях, потому что задача каждой нашей Школы – дать участникам систематизированные и полные знания о новостном производстве. Точно могу сказать, что эта Школа будет более насыщенной, чем предыдущие. Все модули и навыки будут даваться намного качественней и интересней, чем на предыдущих школах. Дело в том, что мы не стоим на месте, вся система под названием Школа Теленовостей постоянно нами совершенствуется, все стороны учебного процесса оттачиваются от школы к школе, от тренинга к тренингу.
Кроме того, любые профессиональные знания – это накопленный коллективный опыт. Ведь люди, которые приходят на наши тренинги и Школы в качестве участников, тоже приносят очень много ценных знаний, оригинальных решений и интересных примеров. Все это логично ложится в нашу систему обучения журналистов, каждый раз усиливая и совершенствуя ее. Эту систему мы выстраиваем с Александром Макаренко уже 5 лет. И разница между Школой-2003 и Школой-2007 – примерно такая же, как между двумя выпусками новостей телеканала – самым первым эфиром, когда еще многие вещи делаются шероховато, с ошибками, на интуиции и на «морально-волевых», и выпуском, спустя 4 года, когда все всё умеют, каждый знает, что, как и в какой момент нужно делать.
«Т»: Назовите несколько успешных выпускников Вашей школы.
Телеканалы «Интер» и «К-1» (имеющие общий ньюзрум) – ведущая новостей Лилия Гулей, репортеры Максим Драбок, Оксана Сябро, Светлана Чернецкая, Ольга Чепиль, Маркиян Перетятко, Инна Ахтырская. На «Первом национальном» - репортеры новостей Юрий Спасокукоцкий, Аким Галимов, Ольга Крупник, собкор новостей во Львове, Константин Игнатчук – главный редактор проектов. Марина Мазурак – ведущая новостей телеканала «Эра». Светлана Гривинская и Юрий Карашивский – выпускающие редактора канала «Тонис», Владислав Грузинский – главный продюсер Харьковской ОДТРК. Елена Механик и Елена Седлер – ведущие и выпускающие редактора новостей Черноморской телерадиокомпании (Симферополь), Мария Малевская, шеф-редактор медиа-группы «Медиа-Порт» (г. Харьков, ранее – группы «Медиа-Объектив»). Виктория Героцкая – шеф-редактор новостей телекомпании «Юнион» (Макеевка). Лариса Сергеева – шеф-редактор телеканала «Черновцы». Наталия Лятуринская и Елена Онищенко – ведущие и репортеры, Катерина Манакова, Анна Безродная – репортеры новостей телеканала «Сити». Это только журналисты выпускники последних трех Школ, которые проводили мы с Александром Макаренко. А вообще, в украинских телекомпаниях работает огромное количество выпускников интерньюзовских Школ новостей. Только из тех, кого я могу сейчас вспомнить, это такие известные журналисты и ведущие, как: Сергей Попов, Татьяна Высоцкая, Осман Пашаев (все трое сейчас работают на СТБ), Елена Усенко (собкор 1+1 по Днепропетровску), Илона Довгань (ведущая на 1+1), Зураб Аласания, без преувеличения, журналист №1 в Харькове, а ныне президент Харьковской ОДТРК, Наталья Сафиханова, шеф-редактор крымской «Черноморки».Есть выпускники интерньюсовских Школ, известные в соседних странах, например, Татьяна Сокова (Беларусь) и Карина Раю (Молдова).
«Т»: Какие навыки и знания получат выпускники школы?
Я могу гарантировать, что любой выпускник Школы телевизионных новостей будет иметь гораздо более полное и глубокое понимание того, как делаются теленовости, чем многие опытные репортеры, ведущие и редактора. Наши выпускники будут уметь быстро и квалифицированно (не прибегая к «методу проб и ошибок») делать любой новостной продукт – репортаж, прямое включение, журналистское расследование или очерк. Они будут точно знать, как лучше действовать в любой, самой сложной ситуации. Они будут уметь избегать юридических рисков, чем, к сожалению, весьма опасна наша профессия. И, что очень важно для журналиста, - побывав у нас на Школе, они приобретут друзей на всю жизнь. И еще – «своих людей», коллег-журналистов по всей Украине. Паролем будут всего два слова: «Школа Интерньюс»!
Юлія Барилюк, Training.com.ua
