Почепцов: Украине нужна своя пропагандистская машина

Почепцов: Украине нужна своя пропагандистская машина

11 Квітня 2014
9021
11 Квітня 2014
16:45

Почепцов: Украине нужна своя пропагандистская машина

9021
Почепцов: Украине нужна своя пропагандистская машина
Почепцов: Украине нужна своя пропагандистская машина

Первые книги Георгия Почепцова по политологии и маркетингу появились в 90-е и быстро нашли своего читателя. Подобных изданий на русском или украинском было мало, а по-английски мало кто понимал без словаря.

 

Будущие маркетологи, политологи и журналисты использовали книги Почепцова для своих курсовых и дипломных. А уже состоявшиеся - в своей работе. Знакомый в Севастополе стал депутатом, построив кампанию по книгам Почепцова. А позже сам занялся политическими технологиями.

 

Доктор филологических наук, профессор Георгий Почепцов сейчас работает в Национальной академии госуправления при президенте Украины и в Мариупольском госуниверситете. Среди прочего он изучает информационные войны. В ответах на письменные вопросы LB.ua профессор объясняет, почему люди верят пропаганде и что противопоставить российскому пропагандисту Дмитрию Киселеву.

 

Георгий Почепцов
Фото: Ярослава Куцай/ms.detector.media Георгий Почепцов

 

- Почему жители Крыма и (в меньшей мере) юго-востока за 23 года не ощутили себя неотъемлемой частью Украины? Например, жители Киева или Львова могут выступать против центральной власти, но не ставят под сомнение саму идею Украины в ее современных границах.

- Киев выпадает из этого списка, поскольку он не есть городом киевлян. Это столица, где все перемешаны. Крым также выпадает из общего списка, поскольку там люди и работали на российский флот, и оседали, отслужив. Это место, ориентированное на приезд туристов, то есть является наиболее открытым миру регион.

 

Это исторические рассуждения, но правда состоит еще и в том, что власть забыла не только крымчан, но и всех остальных. Крым в качестве наименее связанного с центральной властью и стал лакмусовой бумажкой, чем воспользовалась Россия. Плюс к этому Крым всегда был в центре внимания СМИ России как наиболее связанный культурными корнями с российскими писателями и художниками. По этой причине Крым и сам стал воспринимать себя частью культурной России.

 

- Какую роль российская пропаганда играла в захвате Крыма?

- В военной ситуации пропаганда всегда имеет три целевые аудитории: противоположной стороны, своего народа и нейтральных стран. Россия должна была доказать справедливость своих действий в первую очередь для своей аудитории. И была выстроена понятная схема: враг наступает, мы в обиду не дадим. Эта же схема оказалась работающей и у нас. Только тут она звучит так: мы вас в обиду не дадим. Телевидение имеет особенность не только описывать, но и создавать ситуации, поскольку человек чувствует себя не просто зрителем, а участником того, что происходит. Поэтому радикальные призывы невозможны на своем телевидении. Зато они оказались возможны на телевидении соседней страны, три федеральных канала которой входили в каждую украинскую квартиру.

 

Фото: EPA/UPG

 

- Почему жители Крыма не слышали и не воспринимали украинскую позицию?

- Телевидение (кино, пропаганда) управляют желаниями человека. Сформированные желания и ведут нас по жизни. Если одна сторона обещает рай, а другая - затянуть пояса, то к раю потянуться будет куда легче. Тем более обещаниям родной власти как-то всегда верится тяжело, поскольку не было случая, чтобы она их выполняла.

 

- Почему люди верят в российскую ТВ-картинку, даже имея возможность проверить информацию у первоисточника (по телефону у знакомых, сравнить несколько изданий и т.д.)?

- Проверка это дополнительные усилия, на которые в норме нет ни времени, ни сил. Телевидение всегда воспринимается как более достоверный способ подачи информации, поскольку мы видим картинку своими глазами. А визуальная информация воспринимается как более правдивая, чем вербальная, и дольше хранится в памяти. Зритель считает это правдой, забывая, что картинка тоже является результатом отбора, а слова, сопровождающие картинку, и вовсе могут оторваться от правды. 

 

Телевидение является средством, которое трансформирует наше восприятие: постоянная смена ракурсов перегружает мозг и блокирует наши аналитические возможности, а это в результате снимает контроль над нашими эмоциями. Мы готовы услышать все и поверить всему.

 

- Нужны ли Украине свой "Дмитрий Киселев" и своя пропагандистская машина?

- Они нужны, но их "воспитание и создание" тоже требует времени. Это же в принципе редчайший случай, что Киселев попал в списки ЕС и США. Он имел в руках сильный пропагандистский рупор в виде российского телевидения и делал все от души и с удовольствием. Я его еще определяю как поэта от журналистики, поскольку для поэта важны не факты, а эмоции. Поэтому и ответ на Киселева должен был строиться поэтический, то есть эмоциональный. К тому же, Россия выстреливала троекратно: и новости, и политические ток-шоу, и даже фильмы, - все они несли одну точку зрения, причем делали это очень интенсивно.

 

Фото: стоп-кадр видео на youtube

 

- Могут ли сосуществовать коммерческая журналистика и государственная пропаганда?

- Это сложно. Но, например, от государственного телеканал мы ждем именно этого. Там должны быть более частотные новости, одна вечерняя контрпропагандистская программа, а также "Не-Савик шоу", поскольку все как-то устали от этого исходного формата, который в условиях быстро меняющихся ситуаций стал слишком громоздким.

 

- Нужна ли Украине своя пропаганда на русском, английском и других языках?

- Это, наверное, риторический вопрос. Конечно, нужна, при этом не следует забывать и про китайский язык. Тут должно быть объединение с МИДом, который тоже недостаточно делает усилий в этом направлении.

 

- В бюджете Украины нет денег на информационные войны. Как обойти это препятствие?

- Глядя на уровень машин на улицах Киева, миллиардные расходы на госуправление, следует признать, что деньги есть. С другой стороны, у нас есть государственные агентства, которые прекрасно могут переориентироваться, тем более, что их основную работу как-то вовсе не замечают потребители. Как всегда в таких случаях говорится, нет политической воли. Если бы она была, нашлись бы и деньги, и люди.

 

Фото: Макс Левин

Андрей Яницкий, LB.ua
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Андрей Яницкий, LB.ua
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
9021
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду