«Молитва» спасает Европу
12 травня у Гельсинкі пройшов фінал міжнародного пісенного конкурсу «Євробачення-2007» - однієї з найбільших подій європейського шоу-бізнесу. Перше місце здобула сербська співачка Марія Шеріфович, друге - українець Андрій Данилко (в образі Вєрки Сердючки), якого багато хто вважав фаворитом цьогорічного «Євробачення», третє – російська група «Серебро».
Інтерес українців до «Євробачення» особливо зріс після того, як у 2004 році переможницею стамбульського конкурсу стала наша співачка Руслана Лижичко. «Детектор медіа» вже не перший рік пильно стежить за «Євробаченням» і його українським виміром. Торік перебіг та результати конкурсу коментували Роман Горбик, Борис Бахтєєв, Сергій Бедусенко та інші автори «ТК». Без сумніву, «врожай» думок і відгуків щодо цьогорічного «Євробачення» буде не меншим. Ось перші з них – Романа Горбика і Сергія Бедусенка. Ми публікуємо їх, нагадуючи, що редакція не завжди поділяє думку автора, і закликаємо читачів вступати в дискусію, писати листи та відгуки на форумі.
Чего греха таить – в Европе существует печальная тенденция: уверенно играть на снижение духовности. В этой связи совершенно очевидно, что «Евровидение-2007», как и другие проекты, взялся продюсировать некто с рогами и копытами. Отсюда и результат: победа конкретных сатанистов из финской рок-группы Lordi. Коротко и ясно. Но время бежит, и на дворе – «Евровидение-2007». И снова рогатый, опираясь на источники массовой информации (2600 журналистов), рекордное количество вложенных денег и заметно возросшее техническое обеспечение, рвется «править культурный бал»… Однако, давайте по порядку.
Долгожданный финал конкурса открылся весьма эффектным выступлением прошлогодних триумфаторов с их оптимистичной песенкой «Апокалипсис», внушающей поистине адскую уверенность в завтрашнем дне. Оглушительный вокал, топот платформ-копыт, инфернальные вспышки пламени – все как положено.
И вот на хельсинскую сцену уже вышла первая исполнительница – двадцатилетняя Мария из Боснии и Герцеговины. Ее лиричный, этнически ориентированный, но достаточно анемичный номер «Безымянная вещь» безнадежно тонет в предыдущем мракобесии.
Далее под крики «гей-гей» выбегает испанская группа «Динеш», состоящая из представителей разных специальностей, объединенных любовью к музыке. Их задорная, напористая песня «I love you Mi Vida», вполне могла бы сопровождать какую-нибудь корриду.
Номер третий – представитель Беларуси Дмитрий Колдун, внешне чем-то смахивающий на… принцессу Диану. Его песня «Work your magic» довольно органично сочетает европейские музыкальные традиции с характерностью, что делает ее похожей на номер из мюзикла. Совсем неплохо. Обращает на себя внимание и весьма эстетичное, мастерски поставленное хореографическое наполнение. Браво, Беларусь!
Номер четвертый – поднаторевшая в победах Ирландия с представляющей ее популярной группой «Дервиш». С песней «Им не остановить весну» ребята надеются «подорвать арену Хельсинки»(!) Что ж, нормальный фольк, ничего не имею против, однако видавшей виды солистке слегка не хватает вокальных данных. И не только в нижнем регистре… Так что извините, но сцена пока что остается неподорванной.
Далее идут хозяева, финны, и представляющая их двадцатипятилетняя Ханна Паккоринен с песней «Оставь меня одну». Интересно, что в свободное от музыки время, певица работает водительницей грузовика на табачной фабрике, что роднит ее с легендарной Кармен из одноименной оперы Жоржа Бизе. Кстати, на эту роковую особу исполнительница довольно-таки похожа – правда, с поправкой на лишние 20 кило. Мощная барышня. Песня – энергичный ритм-энд-блюз, равно как и голос – не вызывают особых нареканий.
Номер шестой – приятная во всех отношениях Каролина из Македонии, в свое время выбегавшая титул «Мисс Ножки». Ее песня «Мой свет» – неоднообразна и лирически насыщена, а потому легко и естественно вписывается во внешний образ певицы.
Номер семь – Аленка Готар, представительница Словении с номером «Свет с Юга». Что тут сказать?.. Она и преподаватель, и доктор вокальных наук. За плечами – университет имени Моцарта и учеба у лучших специалистов по оперному вокалу. Отсюда – и умение петь, и музыкальный материал. Что ж, так держать! Настоящего вокала всегда не хватает. Да и не только на «Евровидении»…
Восьмой номер – Магди Ружа из Венгрии и ее, можно сказать, классический, «Unsubstantial Blues». Чисто музыкантская атмосфера: ребята с инструментами, «вкусные» вставки гитары, характерно хриплый «надтреснутый» голос. Всего оформления – указатель автобусной остановки. Для атмосферы Пути больше и не требуется.
Блюзменшу сменяет девятый номер – группа The 4 fun из Литвы с камерной песней «Любовь или Жизнь». Коротко подстриженная девушка с гитарой на фоне четырех стильно аккомпанирующих силуэтов. Как говорится, скромно и с достоинством. Боюсь, такого здесь не поймут… Пыль в глаза – другое дело.
Далее – «десятка» – певец и актер Сарбель, представляющий Грецию, недавно победившую на «Евровидении». Поскольку рост исполнителя
Одиннадцатый номер – практически единственная дебютантка конкурса, хрупкая представительница Грузии по имени Софо. Ее песня «Visionary Dream», весьма интересная с точки зрения и содержания и формы, выгодно отличается от большинства здешних «перлов». Прибавим к этому крепкое меццо-сопрано с внушительным диапазоном. Молодчина, Грузия!
Номер двенадцать – «The Ark» – рокеры из Швеции с песней «The Wornying Kind». Бодренький традиционный рок, пролетающий, как та «фанера над Парижем». А вот макияжу трансвеститоподобного солиста могла бы позавидовать лучшая представительница шведской панели.
Под счастливым тринадцатым номером – французская группа «Пиккардийцы» с песней «Люблю Францию!». Ребята позиционируют свое направление как «панк-музыка для идиотов». Что ж, с этим трудно не согласиться. Так себе группка.
Незадачливых французов сменяет четырнадцатый номер – латвийская группа «Бонопартити» с песней «Questa Notte». Шесть хлопцев в цилиндрах и весьма достойный классический блюз а-ля итальяно. Крепкий вокал, хороший вкус, и как результат – приятное впечатление.
Итак, литовцы и латвийцы уже отстрелялись. Что-то не видно господ эстонцев. Наверное, опять что-нибудь демонтируют. Ладно, без них веселей!
Черед за Россией. На сцене – номер пятнадцать – группа «Серебро». Три девочки, отличившиеся в различных телепрограммах и собравшиеся с целью совместного пения всего год назад. Да и песня у них в репертуаре всего одна. Она так и называется: «Sound number one». Кстати, продюсер и автор песни – заслуживающий всяческого уважения Макс Фадеев. Музыкант, узнавший «Евровидение» изнутри, поклялся никогда больше там не показываться. Тем не менее, «серебрянки» выступили достойно. Качественная евро-попса, симпатяги-девочки – все как надо. Добавить бы еще фирменный модерн-балет – и цены бы им не было!
На сцене – шестнадцатый номер, представляющий Германию. Настоящий ариец Роже Чичеро с собственным джаз-бандом. Песня «Женщины правят миром» – классный, вполне американский джаз, и к тому же органично вписавшийся в язык великого Гете. И вокал, и игра музыкантов – на уровне. Эх, люблю профессионалов!
Номер семнадцать – Мария Шерифович из Сербии. Всего лишь за четыре года певица добилась на всем постюгославском пространстве значительной популярности. И вот теперь, ее «Молитву» предстоит послушать здешней публике. Песня представляет собой вариант музыки в стиле «соул». Проникновенное пение, «недешевая» музыка, грамотный бек-вокал сразу же отвлекают от не вполне женственной внешности Марии. Помните ситуацию с Эдит Пиаф? Именно так и должно действовать настоящее искусство.
И вот наконец, предваряемая верноподданическими репликами ведущего (Тимур Трофименко), появляется «культурная надежда» Украины – номер восемнадцать – Верка Сердючка. На сей раз «оно» украсило свою изящную головку и прочие части тела осколками зеркала. Ассоциация – «Блеск и нищета куртизанок». Песня «Зибень, зибен…» – абсолютно ничем не отличается от прочих сверблючкиных шедевров: все та же осточертевшая сельская «свадьба-поминки». Подтанцовка – пять великовозрастных, хаотично движущихся и к тому же завернутых в фольгу пионеров и пионерок. Все это могло бы быть и ничего, происходи оно не в Хельсинки, а в Хацепетовке.
Номер окончен. Ведущий остервенело кричит: «Держите кулаки!» Но держать хочется, извините, дули. Знаете, несмотря на баснословные гонорары, искренне жаль мне товарища Андрея Данилко, давно уже ставшего заложником своей патологической популярности… А страну, ставшую заложницей своего странного менталитета, – и того жальче.
Далее – девятнадцатый номер, группа «Скуч» из Великобритании. В свое время ребята выступали с такими поп-монстрами, как Кайли Миноуг и Кристина Агилера, потом разбежались, а теперь, вот, сбежались вновь. Их песня «Flying the flag» – вполне здоровый поп-стереотип, обыгранный авиаоформлением, призвана вписываться в любое занятие – от секса до чистки картошки. Что, собственно, и делает.
Двадцатый номер, румынская группа «Тодо Мондо», решила покорить слушателей знанием шести языков – по числу куплетов. Да и исполнителей столько же. Шутливая песенка, названная «Люби, люби, ай лав ю» и исполненная в стиле постепенно ускоряющегося «гепца-гепца», тем не менее, никого особенно не покорила. Так сказать, «цыганочка с выходом».
Номер двадцать один – Элица, представительница солнечной Болгарии. Да не одна, а с напарником-барабанщиком и с ударной установкой в придачу. Вес установки –
Далее – двадцать второй номер из Турции – опытный исполнитель Кеннон Доули с песней «Shake it». Он может надеяться на успех, ведь турков полно во всем мире – даже в прохладной Финляндии. Стало быть, поддержат. Но опять-таки стереотип, только на восточный манер. Певец (он же Султан) и балет (он же гарем). Вполне годится для озвучки какой-нибудь слезоточивой индийской киноленты.
Двадцать третий номер – Айко из Армении с композицией «Anytime you need» Лирическая, задушевная песня вполне соответствует исполнению. Оформление – алые деревья с лентами, вплетенными в ветви. Трогательная картина.
И вот наконец последняя участница – номер двадцать четыре – Наталия Барбу из Молдовы с песней «Fight». Красавица, кстати, была избрана «Вице-мисс «Евровидения-2007». (Ну, а «Мисс» кто? Да как вы смеете спрашивать! Сверблючка, и никто другой!) Но вернемся к Наталии Барбу. Динамичная, под стать названию, композиция певицы, была дополнена оригинальным нарядом и изобретательной хореографией. Да еще ми-бемоль третьей октавы на закуску. Неплохая точка для финала.
Все, концерт окончен. Под гром аплодисментов появляется традиционный Санта Клаус и милостиво разрешает приступать к голосованию. Попробую сократить описание этой процедуры до максимума и упомяну лишь о том, что нашей несравненной «примадонне» практически все страны что-нибудь да дали. Может быть, потому, что ее девизом стала поговорка: «Наглость – второе счастье»? В результате – стабильное второе место. Представляете?! Всего лишь один шаг от просто «Евровидения» до «Сердючковидения». А может, и до «Пошловидения» или «Туповидения» – выбирайте сами.
Но, хвала Всевышнему, этого все же не случилось. Думаю, помогла молитва, помешавшая рогатому продюсеру сделать 2007-й год годом Бескультурья, вслед за годом Бездуховности.
Помните представительницу Сербии Марию Шерифович, чья проникновенная песня носила название «Молитва»? Так вот, именно эта «Молитва», наперекор лукавому, все же дошла до сердец слушателей и получила первое место, да еще с отрывом в целых 33 балла. Весьма символично, не правда ли?!
Выходит, для того чтобы победить в «Евровидении», совсем не обязательно быть шутом гороховым. Довольно Души и голоса – чтоб полнее ее раскрыть. Так неужели перевелись у нас на Родине Души и голоса?
Кстати, третье место досталось России, четвертое – Турции, пятое – Болгарии, шестое – Беларуси и только двенадцатое – талантливой грузинке. Несправедливо.
И напоследок – краткое резюме.
И второе место для Украины, казалось бы, совсем неплохо. Так почему же на душе столь нерадостно? Уж поверьте, совсем не потому, что мне чуждо чувство патриотизма. Скорее наоборот.
Да, почетное второе место – это уровень. Только вот уровень ЧЕГО? С вашего позволения, приведу один пример. Знавал я некоего «представителя культуры». Так вот, этот малый, желая хоть чем-то выделиться, запомниться, снялся на обложке «желтого» издания со спущенными штанами и сидящим на унитазе. Да, он действительно выделился и запомнился, но исключительно как «Человек-Унитаз». Так вот, очень не хотелось бы, чтобы в один прекрасный день нечто подобное случилось с целой страной.
Наверняка найдутся люди, которые обвинят автора в избытке сарказма. Что ж, может быть, сарказм и не является апогеем оптимизма, но бывают случаи, когда он жизненно необходим. Ибо там, где еще жив сарказм, отступает маразм. А значит – есть Надежда.
