Ток-шоу как консолидирующий жанр журналистики (Куликов и Дорофеев)
Миссия журналистики в целом и ведущего в частности
Главная миссия журналистики - это обеспечение вертикальных и горизонтальных связей в обществе, говорит Андрей Куликов. Вертикальные - это от простых граждан до высших эшелонов власти, хоть и не всегда это получается. И горизонтальных - от одного региона к другому, от одного слоя населения к другому, показывая этим, насколько мы разные, и насколько у нас велика потребность высказаться самим и научиться слушать других. В этом контексте миссия ведущего как раз и заключается в том, чтобы обеспечить ту самую связь между гостями, экспертами и зрителями в студии.
По его мнению, Андрея Куликова, главный секрет того, почему не смотря на низкий уровень наших ток-шоу, люди все же продолжают их смотреть, заключается в двух эффектах. Первый - это эффект того, что мы знаем все, что скажут гости заранее и нам приятно убеждаться в собственной правоте. Второй заключается в ожидания неожиданности. Мы знаем все наперед, но если будет что-то новое - мы тоже радуемся.
Другой аспект заключается в том, что посредством ток-шоу зритель пытается получить новую для него информацию, необходимую в понимании тех вещей, которые он для себя еще не разъяснил. «Украинская аудитория достаточно пытливая, образованная и самодостаточная, чтобы не всему верить, что говорят гости в студии»,- говорит Андрей Куликов.
Подбор гостей
В политических ток-шоу необходимо подавать и типичные взгляды (представители органов власти), и самые характерные (спикеры от партий). Если не представить все точки зрения, настоящего ток-шоу не будет. Нужно дать зрителю возможность увидеть перспективу того, что может произойти или что должно произойти.
- Перед эфиром я говорю своим гостям, что терпение аудитории не безгранично, и чтобы увеличить вероятность того, что вас услышат, главное в самом начале озвучить тезис, идею, новость, а уже после этого объясняйте, почему вы так считаете, - объясняет Куликов. - Необходимо обосновать свои слова, а не нападать на своего политического соперника сразу. Тогда слишком очевидно, что вы выполняете,скажем, установку партии. Предложите от себя, ошеломите аудиторию.
Если говорить о социальных ток-шоу, тут гости должны быть инсайдерами, они не должны доносить услышанное от соседей и знакомых по этой теме. А Сопряжены с тематикой должны быть как раз негерои, а приглашённые юристы, артисты или общественных деятелей. «Мы снимали программу про фанатов и пригласили женщину, мать несовершеннолетних детей, которая на своем опыте знала, как общаться с детьми в их подростковом периоде», - объясняет Сергей Дорофеев.
По его мнению, присутствие представителя церкви в сложных программах так же обязательно, так как церковь - это тот институт, который вызывает общественное доверие.
Конфликтология в дебатах
Рейтинги показывают, что спор в ток-шоу более популярен, чем конструктивный диалог, но важно всегда чувствовать меру и не допустить, чтобы скандал достиг своей кульминации. Это говорит и об уровне передачи, и о степени профессионализма ведущего.
- Я не считаю, что программа, где герои закричали до хрипоты, а потом подрались - удачная, и это признак профессионализма, - говорит Сергей Дорофеев. - Если герои начинают друг друга оскорблять, я как ведущий предпочитаю снизить накал иперейти на другой формат общения. Ели не получается дискуссия, пусть говорят по очереди.
Другой способ прервать спор между оппонентами - это подойти и сесть между ними, если позволяет расположение, тем самым вы порвете диалоговую линию и восстановите приемлемый формат общения.
- В студии я стараюсь не быть задействованным в дискуссии, и делаю это в нескольких исключениях. Когда ставиться под сомнение право украинца на свое государство, язык или когда присутствующие пытаются спихнуть ответственность за какие-то проблемы на родителей, детей или президента, - поясняет Андрей Куликов.
В работе с героями проблема может заключаться и в обратном, например, человек закрывается и дает слишком короткие ответы или вовсе замолкает. Тогда стоит замолчать и вам, это будет заставлять его сказать больше. Или применить зеркальный принцип, повторить несколько его последних слов, чтобы он подумает, что вы с ним согласны и продолжит развивать свою мысль дальше.
Работа с аудиторией
- После передачи, я стараюсь остаться в студии на 5 минут и поговорить с аудиторией. Эти люди в каком-то образе репрезентативная выборка вашей аудитории. Такие же люди будут сидеть и перед телевизором. И мне интересно задать им вопрос, как им все то, что произошло на площадке, что они думают о тезисах озвученными героями, - говорить Сергей Дорофеев.
Вы должны создать в студии доверительную атмосферу. Здесь от зрителей так же необходима обратная связь, как и в театре. Поэтому работа со зрителями в зале немаловажный сегмент, о котором нельзя забывать.
Если спикеры в студии начинают манипулировать аудиторией, которая этого может не замечать, следует обратить внимание на это в первую экспертов или политические оппонентов.
- Я в таких случаях говорю: «А у меня есть другие данные», - подсказывает Куликов. - А для этого необходимо иметь такие данные заранее, то есть готовиться к передачи и стараться предугадать, о чем может пойти речь. Фактологическая база у меня есть, но не всегда она применима, поэтому надо готовиться.
Этика в ток-шоу
К сожалению, гонка за рейтингами отодвигает этику на третий план. Это касается не только, громких споров, оскорблений участников друг друга, но и непосредственное отношение к героям со стороны организаторов программы. Очень часто герои для них превращаются из живых людей в марионетки, чувствами которых можно и нужно играть.
- Часто редакторы просят меня задавать такие вопросы, например, как: "А что вы чувствовали, когда вам из леса приползла окровавленная девушка?" или "А сейчас в студию войдет девушка, которая последние несколько лет живет с изуродованным лицом", - говорит Сергей. - Как я как мужчина могу так представить девушку? Что она будет чувствовать после такого представления? Это не этично, не тактично и пошло. Нужно найти другие выражения и редакторам нужно подумать какие именно.
Для эмоционального эффекта, в большинстве политических или социальных ток-шоу героям далеко не всегда говорят истинную цель их появления в передачи. Например, умалчивают о том, что пригласили в передачу тех людей, которых они меньше всего хотят видеть. И 9 из 10 случаев ведущий об этом может не знать. И уже на площадке ему приходиться регулировать конфликт, которого могло и не быть, если бы он знал все заранее.
- Я против той цены, которую простые люди платят за рейтинги. Нужно все оговаривать с ними заранее. Да, герой в этом случае может и не приехать, но давайте тогда брать другие темы, - говорит Дорофеев.
Не нужно накалять атмосферу в студии такими способами ради получения эмоций, которые оператор потом заснимет крупным планом. Это судьбы живых люди, которые журналисты своим вмешательством могут поломать.
- У каждого из тех, кто делает ток-шоу, должна быть ответственность за своих героев, за их судьбы. Тогда они будут взвешивать все свои вопросы и наши ток-шоу станут консолидирующими, а не раскалывающими и озлобляющими. И такой подход не будет идти во вред эффектности изложений. Только делать это нужно чуть тоньше, без лобовых атак, - суммировал Дорофеев.
Виктория Покатис, пресс-центр МФН