Марина Вильямс: «Очень нелегко соблюдать бюджетную дисциплину в условиях украинского медиарынка»
Украинский медиарынок является одним из основных для международной компании Central European Media Enterprises (СМЕ): помимо «Студии 1+1», компании принадлежит еще ряд экспериментальных каналов. Однако по словам Марины Вильямс, вице-президента СМЕ, компания не всегда видит в своих украинских конкурентах честных игроков
Вопрос: СМЕ принадлежит в Украине два телеканала — City и «Кино», а также 60% доли в уставном фонде ТРК «Студия 1+1». Планируете ли вы создавать новые телеканалы?
Ответ: Сделать это сейчас довольно трудно, поскольку украинский эфирный ресурс почти исчерпан, а кабельное телевидение в стране пока развито незначительно. Помимо этого, если рассчитывать только на кабельное распространение программ телеканала, нужно создавать узкотематический проект, что потребует достаточно больших инвестиций. Ведь в данном случае рекламные доходы очень долго не будут покрывать расходы телеканала.
В: Существует мнение, что Александр Роднянский, совладелец «Студии 1+1», собирается продать свою долю (примерно 20%). Вы заинтересованы в ее покупке?
О: Мы всегда выражали заинтересованность в этом. По договоренностям, у нас есть право первой руки. Поэтому если господин Роднянский решит продавать свою долю в «Студии 1+1», он прежде всего предложит покупку СМЕ. Но пока предложений не поступало.
В: Как вы оцениваете спор между Александром Роднянским и Игорем Коломойским?
О: Я считаю, что это их личное дело. «Студия 1+1» вовлечена в этот спор опосредованно, поскольку переговоры шли между нашими партнерами (Александром Роднянским и Борисом Фуксманом. — Ред.) и Игорем Коломойским.
В: По результатам финотчета СМЕ за
О: Работа СМЕ строится на принципе строгой дисциплины в отношении расходной части бизнеса, строгой управленческой отчетности. Поэтому мы очень тесно работаем с местным руководством телеканалов и строго соблюдаем бюджет. Признаться честно, очень нелегко соблюдать бюджетную дисциплину в условиях украинского медиарынка, поскольку СМЕ — единственная компания, работающая здесь очень прозрачно.
В: Вы считаете, что украинский медиарынок непрозрачен?
О: Недостаток местного рынка заключается в том, что зачастую менеджмент телеканалов (наших конкурентов) видит развитие медиаактивов только в краткосрочной перспективе. Например, политика, которую телекомпании сегодня ведут по отношению к рекламному рынку (демпинг на рекламное время, эксклюзивные сделки с рекламодателями и т.д.), не связана с глубоким пониманием стратегии развития последнего. В результате получается, что телеканалы своими действиями сжимают рекламный рынок, вместо того, чтобы способствовать его увеличению. Тормозится процесс выхода на рынок новых рекламодателей. Стоит отметить, что подобные ситуации мы уже прошли практически во всех странах Восточной Европы. Думаю, что в Украине ситуация изменится, как это уже произошло в Чехии, Словакии и Румынии.
В: Учитывая специфику украинского рынка, ожидаете ли вы увеличения прибыли по своим активам в этом году?
О: Мы обычно не даем таких прогнозов ни инвесторам, ни журналистам. Все зависит от рыночной ситуации. Сегодня мы находимсяв сложных конкурентных условиях. Более того, мы не всегда можем как публичная компания играть по тем правилам, которые предоставляет украинский рынок. К сожалению, сегодня здесь фактически действует картель, созданный компаниями «Интер», ICTV и СТБ. Они позиционируются как один холдинг, что мы считаем неприемлемым. В европейских странах такого нет.
В: Планируете ли вы инвестировать в этом году в развитие своих украинских активов?
О: Мы готовы выделять очень значительные финресурсы. В прошлом году мы инвестировали в проекты, связанные с запуском небольших каналов, а также в несколько интернет-проектов. Помимо этого, $10-20 млн. вложили в собственное производство программного продукта.
В: Каковы объемы запланированных ресурсов на этот год?
О: Мы не выделяем средства заранее. Деньги выделяются под проект. Если проект интересный, то совет директоров всегда поддержит его инвестициями.
В: Есть ли сегодня интересные для вас проекты?
О: Мы собираемся развивать интернет-бизнес. И начинаем это делать почти с нуля: с web-сайта «1+1», который является маркетинговым инструментом телеканала. Украинский рынок находится на начальной стадии по распространению интернета в техническом плане. Но мы уделяем ему большое внимание.
В: СМЕ запустил два небольших канала City и «Кино». Как эти каналы будут развиваться дальше?
О: Основная задача — добиться широкого технического распространения этих каналов. Если говорить о City, то мы хотим посмотреть, как будет работать этот формат в Киеве, поскольку в перспективе намерены запустить канал в городах-миллионниках. Это — пробный вариант до тех пор, пока не будет выработан окончательный формат. В отношении канала «Кино» у нас двойная стратегия. С одной стороны, все крупные телекомпании закупают довольно большие пакеты программной продукции у студий. И наша тактика — не списывать продукт, который мы не можем использовать на «1+1». Часть этого продукта мы хотели бы использовать на дополнительном канале, таком, как «Кино». С другой стороны, «Кино» имеет свою стратегию развлекательного телевидения, которая дополняет «1+1».
Марина Вильямс, исполнительный вице-президент СМЕ с ноября
CME (Central European Media Enterprises) — международная телерадиовещательная компания. Основана в
Беседовал Станислав Юрасов, «Экономические известия»