Бацька запустил руки в сеть
Президент Беларуси Александр Лукашенко продолжает наводить порядок в своей стране. Теперь посетители белорусских интернет-кафе сто раз должны будут подумать, на какие сайты заходить, – информация о таких визитах официально попадает в КГБ. Представитель организации "Репортеры без границ", включившей Беларусь в число стран – врагов интернета, отметил: "Интернет интересует всех, особенно диктаторов". Лукашенко – не исключение.
Правительство Беларуси ужесточило правила пользования сетью. Отныне все посетители интернет-кафе обязаны регистрироваться, а владельцы интернет-кафе обязаны вести журнал имен сайтов, к которым пользователи получали доступ. Этот журнал должен храниться не менее 12 месяцев, а информация из него будет передаваться, конечно же, сотрудникам Комитета госбезопасности (КГБ) и милиции. Кроме того, администрацию интернет-кафе обязали немедленно "стучать" куда следует о подозрительных клиентах. Все эти меры якобы направлены против всяческих криминальных элементов, использующих интернет для совершения преступлений и просто извращенных и аморальных личностей, которые увлекаются "клубничкой".
Правда, смешно полагать, что пекущийся о стабильности режима КГБ так обеспокоился угрозой со стороны педофилов и прочих извращенцев. А вот посещающая интернет молодежь, которая все время бунтует, создает организации и устраивает всяческие акции против Лукашенко, – это совсем другое дело. Узнать, кто, когда и на каком сайте висел – задача вполне осуществимая. Берет особист фамилию "клиента", запускает поиск по журналам с записями посещений из интернет-кафе (в Минске их всего около пятидесяти) – и все. Можно и наоборот – посмотреть, кто пофамильно посещал какой-то из неблагонадежных сайтов. В прошлом году белорусский КГБ уже сделал что-то подобное: преподавателей вузов обязали следить и докладывать в органы, кто из студентов политически активен, в каких организациях состоит. Последние президентские выборы показали – среди молодежи уж очень много инакомыслящих, готовых выходить на улицу, протестовать. После вузов на карандаш взяли интернет – последнее относительно свободное пространство. Ведь уже с 1996 года в Беларуси началось массовое закрытие оппозиционных изданий, сейчас их бумажных версий практически не осталось. Газеты бежали в интернет, он стал прибежищем для диссидентов, демократических активистов. Власти взялись за сеть: на время выборов блокировали доступ к вебсайтам оппозиции, преследовали особенно активных писак. Яркий пример – судьба автора распространявшихся в сети юмористических мультфильмов о Лукашенко. Спасаясь от тюрьмы "за оскорбление президента", он бежал за границу.
Теперь вместо того, чтобы закрывать оппозиционные сайты или ловить авторов, КГБ Беларуси может заняться их "целевой аудиторией". А в будущем можно еще более усилить контроль за сетью – например, регистрировать владельцев компьютеров в милиции, применять публичную порку. Благо, передовой опыт борьбы с развращающим мозги интернетом наработан в мире очень большой.
Олег Бесараб, «Газета по-киевски»
