Битва владельцев за телеканал ТВі
Производство программ на ТВi - одном из немногих независимых средств массовой информации в Украине резко перешло в руки новой команды, что вызвало возмущение журналистов. Охрана не пустила бывшего владельца и руководство на канал. Тем временем, по информации инсайдеров, на протяжении пяти дней в апреле, была осуществлена головокружительная серия транзакций при участи компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских Островах и Объединенном Королевстве, предположительно, все это происходило при помощи мошенничества и фальсификации документов. Менеджеры, которых не пустили, заявляют, что канал захватили рейдеры, которые в буквальном смысле украли компанию. На самом деле, все намного сложнее.
Кульминация переворота произошла 29 апреля, когда с канала уволились более тридцати журналистов, аргументируя это тем, что новое руководство пытается на них давить, а также из-за непрозрачности процесса обретения контроля над ТВі.
«Нам не представляется возможным выполнение наших профессиональных обязанностей на канале потому, что не можем гарантировать своей аудитории справедливое и незаангажированное изложение фактов. Мы также считаем, что люди, которые называют себя новыми владельцами и менеджерами канала, разрушили репутацию ТВі», - говорится в их заявлении.
До захвата, канал считался единственным телевизионным СМИ в Украине, которое проводило расследования фактов коррупции на высшем правительственном уровне и открыто критиковало авторитарного президента Украины - Виктора Януковича.
Обеспокоенность журналистов поддержали также в международной неправительственной организацией по защите свободы слова «Репортеры без границ», которые в своем заявлении от 26 апреля осудили неожиданное изменение руководства на оппозиционном телеканале ТВі. «Мы обеспокоены финансовой непрозрачностью некоторых владельцев медиа в Украине, а также увеличением концентрации владения СМИ в руках небольшого количества людей, что ставит под угрозу разнообразие представления новостей и информации».
Команда, состоящая из бывших журналистов ТВі, независимо от обеих сторон конфликта провела расследование касательно владения каналом и различных изменений в нем. Новое руководство дало разрешение на выпуск этих материалов в эфир и последующую их публикацию. Эта история оказалась очень запутанной - ее нить тянулась всевозможными углами и закоулками - через мутный мир оффшорных структур, подозрение в мошенничестве, подделке документов, угрозах, огромных долгах по кредитам и нахождении на грани банкротства.
Первый раунд большого боя
Битва за ТВі началась с событий пятилетней давности - в марте 2008-го. В то время Владимир Гусинский - медиа-магнат, который в 90-ых основал российский канал НТВ, в партнерстве со своим другом - российским бизнесменом Константином Кагаловским основали и начали управлять телевизионным каналом, известным как ТВі.
Гусинский оказался в гуще событий вместе с НТВ, который был основан в 1993 году как независимая (и, как некоторые утверждали, антиправительственная) новостная организация. В 2001-ом, после серии критических сообщений о российском лидере - Владимире Путине, Гусинского вытеснили оттуда, а на его место пришла государственная компания Газпром.
Несмотря на дружбу, партнерские отношения между Кагаловским и Гусинским продлились недолго. На протяжении трех лет они судились друг с другом в Верховном суде штата Нью-Йорк. Слушанье по делу прошло в конце 2011-го, а уже в августе 2012-го судья вынес решение в пользу Гусинского объемом в 108 страниц.
Это решение пролило свет на то, каким образом Кагаловский через свои оффшорные компании лишил Гусинского контроля над ТВі:
- Когда начались партнерские отношения в 2008, Гусинский контролировал компанию под названием Нью-Медиа, зарегестрированную в Делавэре, а Кагаловский контролировал компанию Йота ЛП, зарегистрированную в Джерси на Норманских островах, вблизи от побережья Великобритании. Каждая из этих компаний владела долей в 50 процентов компании Iota Ventures LLP, зарегистрированной в Делавэре, и, в конечно счете, являющейся собственником ТВi.
- Генеральным директором ТВi назначили Николая Княжицкого.
- Весной 2009-го между партнерами начался спор. Кагаловский заподозрил, что компания Гусинского NMDC, которая по лицензии передавала программный контент их партнерской компании, брала слишком дорого за фильмы, выходящие в эфир на ТВi.
- По воспоминаниям Княжицкого, «Гусинский хотел продавать (контент) каналу за слишком завышенную цену - 15 тысяч долларов за час», когда существовавшая на тот момент цена была в среднем 400-500 долларов за час. Согласно документам суда, компания Гусинского брала по 15 тысяч 300 долларов за премьерные фильмы и по 8 тысяч долларов за повторы.
- Вместо повторного обсуждения расходов, Кагаловский вытеснил Гусинского с канала.
Согласно с решением суда, «летом 2009 Кагаловский пригласил Княжицкого свой дом на французской Ривьере. Кагаловский признал, что он заключил сделку с Княжицким и в случае, если Гусинский добровольно не уйдет с канала, Кагаловский уберет его оттуда, применив традиционный русско-украинский метод - размыв акций Гусинского в ТВі.»
В результате, Кагаловский при помощи адвокатов, оффшорные юрисдикции и Княжицкого внедрил две кипрские оффшорные компании - Aspida Ventures Limited и Seragill Holdings Limited - в структуру владенияканала, - говориться в решении.
Затем, в период с 22 по 24 сентября 2009-го года, Кагаловский и Княжицкий совершили серию транзакций, которые размыли долю акций Гусинского до 1 процента. Между тем, под контроль кипрских оффшорок Кагаловского попало 99 процентов ТВі. «Это все делалось мои собственными руками», - рассказал Княжицкий в одном из интервью. «Тогдя я не разбирался в этих вещах, но у меня была абсолютно легитимная доверенность от Iota Ventures LLP.»
Согласно решению Нью-Йоркского суда от 2012-го года, Кагаловский должен выплатить Гусинскому 25 миллионов долларов, плюс проценты, но не должен отдавать сам ТВі. В 2009-ом году канал точно находился в руках Кагаловского.
Возвращение в игру
Четыре недели назад ТВі все еще контролировался Кагаловским, даже после нескольких последующих реструктуризаций, которые только сделали картину еще более мутной. На тот момент, в соответствии с документами, которые удалось получить OCCRP, лицензия на канал находилась у компании Телерадіосвіт, зарегистрированной в Украине. В свою очередь, Телерадіосвіт принадлежал другой компании - Медиа Инфо, также зарегистрированной в Украине. И - в завершение запутанной схемы - Wilcox Ventures, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах владела долей в 99 процентов в Медиа Инфо.
99 процентов в Медиа Инфо принадлежало Кагаловскому, оставшийся 1 процент находился в руках Олега Радченко, который также был генеральным директором.
Затем все перевернулось с ног на голову. 23 апреля новое руководство и владельцы ТВі появились в офисе компании в сопровождении приблизительно двух десятков охранников. Они не пустили Кагаловского и генерального директора Наталью Катеринчук в здание. Новые владельцы заменили Катеринчук Артемом Шевченко, ведущим ТВі, который также руководил программой расследований. Вскоре новое руководство представило нового владельца канала - Александра Альтмана - американского бизнесмена украинского происхождения.
Как изменить владельцев
Как выяснилось, последняя замена была проведена всего за пять дней.
Радченко, директор и держатель одного процента акций в Медиа Инфо рассказал репортерам OCCRP, что он «передал» свою долю в компании Альтману, и это сделало возможным последующую смену владельца.
Радченко утверждает, что 17 апреля Кагаловский устно ему поручил передать свои акции британской Balmore Invest Limited. Эта доля попала в руки Альтмана - конечного бенефициара Balmore Invest Limited.
Позже Альтман заявил, что у него есть доверенность от компании Wilcox, зарегистрированной на Британских Виргинских островах и принадлежащей Кагаловскому, которая владела долей в 99% в Медиа Инфо. По этой доверенности он передал себе 94% акций компании, что в итоге дало ему 95% доли в ТВі, включая часть, принадлежащую Balmore. 5% остались у Кагаловского.
На данный момент Альтман отказывается предъявлять эту очень важную доверенность, которую якобы подписала уполномоченный директор Wilcox, гражданка Кипра Ортодоксия Никия.
Когда на пресс-конференции Альтману задали вопрос - откуда у него такой весомый документ, он ответил, что получил его по почте.
«(Доверенность) письмо пришло на мое имя курьерской почтой, и я ее взял», - заявил Альтман. «Знаете, у оффшорных компаний есть директоры, есть холдинги. Есть Никиа, с которой вы, наверняка, будете разговаривать. Так что, спросите ее, подписывала ли она эту доверенность, фальшивая она, или нет».
Однако, Никия сама прилетела в Киев в разгар конфликта и опровергла , что выписывала какую-либо доверенность на Альтмана. 30 апреля Никиа обратилась в правоохранительные органы Украины и Кипра с просьбой расследовать кражу ТВі у Wilcox.
Сам Кагаловский также отрицает какие-либо договоренности с Альтманом касательно ТВі. «Между мной и Альтманом не было никаких договоренностей касательно ТВі», - заявил Кагаловский. «Альтман никогда не имел никакого отношения к ТВі. Он не был акционером канала».
Однако, во время встречи с корреспондентом OCCRP, Кагаловский все-таки признал, что был партнером Альтмана и Гусинского в энергетическом проекте, основанным кипрской компанией Wain Holdings, но заявил, что проект более не активен, и к ТВі не имеет никакого отношения.
Кагаловский утверждает, что его партнеры по бизнесу захватили ТВі на основании фальшивой доверенности.
«Такой доверенности не существовало. Поэтому могу предположить, что она подделана», - сказал Кагаловский. «Это называется подделкой документов и является преступлением в любой стране».
У лондонской Balmore Invest, которая теперь контролирует 95 процентов ТВі, кажется, есть проблемы с доверием.
Ее австралийский номинальный директор и акционер - Рейчел Эмми Эриксон - числится в реестре Великобритании директором 139 действующих компаний. Когда с госпожей Эриксон связались представители OCCRP, она отрицала, что подпись на документах Balmore - ее.
«На этих документах, мое имя, но подпись не моя!!!» - ответила Эриксон в электронном письме. «Я сделала несколько запросов в Balmore Invest, но на данный момент у меня нет результатов. Мне необходимо выяснить, кто является зарегистрированным агентом, кто подавал документы на регистрацию юридического лица и зарегистрировал компанию по адресу Шеферд Маркет, 8, так как, конечно, по этому адресу зарегистрированы сотни компаний, и это для меня настоящая головная боль, так как все эти компании, зарегистрированные по этому адресу, мне неизвестны».
Кто бы ни занимался регистрацией этих компаний, он явно всерьез не работал с документами. В период 16 апреля по 3 мая, Реестр компаний Великобритании уведомил Balmore о том, что компания может быть аннулирована, если не закроет годовой налоговый отчет. Он был закрыт и компанию не ликвидировали.
Эриксон утверждает, что ее подпись на этом отчете - подделана, равно, как и на декларации доверительной собственности, где Альтман числится бенефициаром этой компании. Этот документ вызывает дополнительные вопрос, так как в нем указан американский паспорт Альтмана, срок действия которого истек 9 декабря 2011-го года, когда документ был выдан.
Эриксон - это бывшая девушка Яна Тейлора. Тейлор - со-основатель GT Group - фирмы, которая занимается регистрацией компаний и находится в Окленде, в Новой Зеландии, она специализируется на создании оффшорных компаний, которые невозможно отследить и, которые прикрываются доверенными лицами. По ряду сообщений, многие компании, созданные этой фирмой использовались организованными преступными группировками, включая наркокартель Sinaloa, российскими чиновниками, которые похитили 230 миллионов долларов налоговых денег, правительством Северной Кореи и др.
В результате скандала, правительство Новой Зеландии вычеркнуло из реестра 1800 компаний - все из них были основаны GT Group. Эриксон опровергла OCCRP свою причастность к GT Group и утверждает, что порвала с Тейлором в 2009-ом.
13 мая Альтман так и не ответил на электронные письма OCCRP с просьбой дать комментарий. Восемью днями позже корпоративная структура Balmore была в корне изменена. 21 мая в реестре компаний Великобритании директора Balmore Эриксон сменил Альтман. При этом, сама компания Balmore перешла во владение пяти другим британским компаниям. Все они были зарегистрированы 23 апреля, в тот же самый день, когда на ТВі появилось новое руководство и владелец.
Также 23 апреля был проведен трансфер акций от номинированного держателя Эриксон на имя этих пяти британских компаний в равных долях - Invest Info One, Invest Rating Two, Invest Media Three, Invest Creative Four и Invest Active Five. В четырех компаниях доверенных держатели акции и директора подали в отставку в один и тот же день - 21 мая - на посту их сменил Альтман.
Эриксон по прежнему остается уполномоченным лицом в Invest Active Fivе, в то время, как основателем Invest Info One был Ян Тейлор. Директором и акционером Invest Creative Four числится Анжелик Элизабет Лилли.
Новые менеджеры
23 апреля новые менеджеры ТВі с оптимизмом заявили, что канал начнет процветать благодаря потоку инвестиций от Альтмана. Новоназначенный директор - Артем Шевченко, представляя Альтмана коллективу редакции, заявил: «у меня есть внутреннее убеждение, что для канала это в какой-то мере будет вторым дыханием, благодаря инвестициям Альтмана».
Сам же Альтман настаивает, что может поддержать убыточный телеканал. «Не спрашивайте меня косвенно, откуда я возьму деньги», - потребовал Альтман. «У меня есть деньги. Точка».
Однако, согласно документам американского суда, у Альтмана есть незакрытые долги. И это не долги его компаний, а долги по кредитным картам и потребительским кредитам.
Например, Верховный суд штата Нью-Йорк, в округе Вестчестер постановил, что Альтман должен выплатить 31 тысячу 400 долларов 22 цента кредитной компании FIA Card Services, 11 тысяч 208 долларов и 21 цент компании Hann Financial Service Corp по автокредиту и 3 тысячи 105 долларов, 22 цента компании Ford Motor Credit Co - также по автокредиту. Вдобавок, у Альтмана есть незакрытое дело в суде с Ситибанком, последнее слушание по которому проводилось 3 апреля.
Все эти судебные дела датируются периодом между октябрем и ноябрем 2012 года. Ранее Альтман также не выплачивал задолженность по просроченным потребительским кредитам.
В американской базе данных PACER содержатся еще судебные дела с участием Альтмана.
В 2006 его имя упоминается в жалобе, поданной в Окружной суд США Южного округа Нью-Йорка. Истцом выступала Ingalls & Snyder - фирма, специализирующаяся на инвестиционном консультировании против компаний B2BITS, Ltd. и B2B ITS Corp., а также их президента Альтмана.
Дело было разрешено в досудебном порядке, но эта жалоба демонстрирует методы Альтмана.
Его обвинили в мошенничестве на сумму 590 тысяч долларов по отношению к разработчику коммерческого программного обеспечения под названием I&S. Заявитель утверждал, что разработчики Альтмана предположительно незаконным путем проникли в компьютерную систему I&S, изменили коды доступа и скопировали секретную информацию о пользователях, после чего угрожали I&S, что, если она не заплатит за софт дороже, украденную информацию используют в ущерб компании I&S.
По заявлениям истцов, Альтман использовал две подставные компании - B2BITS.Ltd (в США) и B2B ITS Corp. (в Великобритании) - которые существовали только на бумаге, в то время, как всю работу исполняли украинские программисты.
Денис Бигус, Наталья Седлецкая, Кирилл Лукеренко, Любомир Ференс, для Organized Crime And Corruption Reporting Project, перевод - блог Дениса Бигуса