Унтер Пришибеев, подполковник Калашников, архиепископ Павел
Приплыли. Суды в царской России более решительно защищали граждан от самоуправства самодуров в ХІХ веке, чем Верховная Рада в независимой Украине защищает права журналистов на профессиональную деятельность в веке ХХІ-ом.
Думаете, гиперболизирую? Отнюдь. У Чехова мировой судья посадил на месяц под арест отставного унтер-офицера Пришибеева за рукоприкладство. Вчера парламент всего лишь пожурил («осудил») отставного подполковника Калашникова за точно такую же деятельность на ниве самочинного наведения порядка. Напомню, что при непосредственном участии этого нардепа от Партии Регионов у съемочной группы телеканала СТБ была незаконно изъята отснятая кассета.
Дела настолько схожи, что создается впечатление, что чеховский унтер не помер давным-давно, а за эти 126 лет дослужился от каптенармуса до подполковника разведки, был избран в Верховную Раду Украины, под стенами которой и взялся 12 июля с.г. наводить порядок своими пришибеевскими методами. Сопоставляю то, что говорили отставной унтер-офицер Пришибеев и свидетели на суде, с тем, что говорил отставной подполковник Калашников (в частности, в интервью агентству «Главред») и что рассказали свидетели. Судите сами.
— Унтер-офицер Пришибеев! Вы обвиняетесь в том, что 3-го сего сентября оскорбили словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено вами оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей. Признаете вы себя виновным?
— Ваше высокородие, господин мировой судья!.. Виновен не я, а все прочие.
Из интервью нардепа Олега Калашникова:
- Но ведь было рукоприкладство?
- Да вы что!.. В Интернете вон пишут, что у парня-оператора сотрясение мозга… Знаете, любой нейрохирург вам скажет, что лечить сотрясение мозга три недели – это надо иметь открытую черепно-мозговую травму!
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду это я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю — стоит на берегу куча разного народа людей. …А на берегу на песочке утоплый труп мертвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?»
Из интервью нардепа Олега Калашникова:
- Знаете, когда я увидел, как молодой человек снимает на камеру нижнее белье девушек, которые танцуют на сцене под гимн Партии регионов, я сделал замечание.
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«Кричу: разойдись! Стал расталкивать народ, чтоб расходились по домам, приказал сотскому гнать взашей...»
Из показаний старосты:
«С образами ли ходим, свадьба ли, или, положим, случай какой, везде он кричит, шумит, всё порядки вводит. Ребятам уши дерет, за бабами подглядывает, чтоб чего не вышло, словно свекор какой...»
Из интервью нардепа Олега Калашникова:
«Не спорю, замечание было сделано громко, в мегафон. Возможно, лет через десять я буду матерым политиком и такие вещи просто не буду замечать – ну, снимают неприлично, пусть снимают… Крикнул на него издалека, и пошел к людям».
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«Взяло меня зло. Обидно стало, что нынешний народ забылся в своеволии и неповиновении.»
Из сообщения телеканала СТБ:
К съемочной группе программы "Окна", состоящей из корреспондента Маргариты Сытник и оператора Владимир Новосада, на митинге у стен Верховной Рады подошли несколько человек с депутатскими значками, среди которых был член фракции Партии регионов Олег Калашников. Они потребовали от оператора изъять из камеры и отдать им видеокассету с отснятым материалом».
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«…Я размахнулся и... конечно, не то чтобы сильно, а так, правильно, полегоньку, чтоб не смел про ваше высокородие такие слова говорить... За старшину урядник вступился. Я, стало быть, и урядника... И пошло...»
Свидетельство Владимира Новосада, оператора телеканала СТБ:
"Кассету отобрали, когда увидели, что я снимаю, как нас просят выйти с территории так сказать регионов. Кассету отобрали вшестером".
Свидетельство Маргариты Сытник, журналиста телеканала СТБ:
"Оператора отвели в одну сторону, я попыталась ему как-то помочь, но меня взяли депутаты на руки. В это время, когда меня относили на руках депутаты, выдвигая за ограду, проходил отряд милиции. Я попыталась звать на помощь, но никто не отреагировал".
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«Нешто это порядок? Что урядник глядит?.. А урядник Жигин никакого внимания, только папироску курит»
Из сообщения агентства «Интерфакс-Украина»:
«Калашников сообщил, что уже обратился к руководству СТБ с призывом повлиять на своих сотрудников, которые, по его словам, пытались осуществить провокацию».
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«Меня, ваше высокородие, в жар бросило…»
Из интервью нардепа Олега Калашникова:
«…Из-за вот такой моей моральной фазы…»
***
Из показаний унтер-офицера Пришибеева:
«Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности»
Из интервью нардепа Олега Калашникова:
«…Этот инцидент, который был спровоцирован, перевести в плоскость конструктивного диалога и не использовать его для дальнейшей эскалации напряжения».
И несколько высказываний, касающихся представлений обоих персонажей об общественном устройстве.
Унтер-офицер Пришибеев:
«А ежели беспорядки? Нешто можно дозволять, чтобы народ безобразил? Где это в законе написано, чтоб народу волю давать?»
«Никто порядков настоящих не знает, во всем селе только я один, можно сказать, ваше высокородие, знаю, как обходиться с людями простого звания, и, ваше высокородие, я могу всё понимать. Я не мужик, я унтер-офицер, отставной каптенармус, в Варшаве служил, в штабе-с…»
«Я, говорит, еще вчера дал знать становому приставу. Зачем же, спрашиваю, становому приставу? По какой статье свода законов? Нешто в таких делах, когда утопшие, или удавившие, и прочее тому подобное, — нешто в таких делах становой может? Тут, говорю, дело уголовное, гражданское... Тут, говорю, скорей посылать эстафет господину следователю и судьям-с. И перво-наперво ты должен, говорю, составить акт и послать господину мировому судье».
Народный депутат Олег Калашников:
«У нас есть правительство, есть гарант Конституции, председатель Верховной Рады – это на сегодняшний день люди, которые дают нам пример объединения и движения вперед-вперед-вперед!»
«…Моя позиция в данном случае такова: четкое соблюдение законодательства и личная выдержка ради консолидации, ради объединения общества, первые шаги к чему уже сделаны».
«Я уверен, что в Украине самые порядочные журналисты, которые в сложных условиях выполняют функцию информирования и, не побоюсь этого слова, воспитания, общества».
Ну, пожалуй хватит. Напомню лишь, что у Калашникова есть одна любопытная фраза: «…Из-за вот такой моей моральной фазы…». Его однопартиец Анна Герман во время обсуждения в Верховной Раде отчета парламентской следственной комиссии по расследованию этого скандала заметила: «Калашников - это навсегда». Звучит как диагноз, не правда ли?
Впрочем, это лучше попросить прокомментировать Семена Глузмана - он признанный специалист в этой области.
Однако от психолингвистики вернемся к Верховной Раде. Создав летом временную следственную комиссию для расследования инцидента между Калашниковым и съемочной группой телеканала СТБ, она вчера заслушала ее отчет. И, фактически проигнорировала требование журналистов, под которым еще летом подписалось около тысячи работников масс-медиа – дать согласие на привлечение нардепа О.И. Калашникова к уголовной ответственности.
Председатель комиссии, бютовец Степан Курпиль предложил осторожную формулировку: мол, инцидент между журналистами и депутатом лишь «имеет признаки препятствования журналистской и профессиональной деятельности». Хотя было предложение от депутатов из «Нашей Украины» прямо квалифицировать действия Калашникова как препятствование профессиональной деятельности журналистов (за что предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 171 УК) и требовать (а не призывать, как в тексте постановления) отчета Генпрокуратуры по этому делу.
За то, чтобы практически ограничиться всего лишь моральным осуждением Олега Ивановича Калашникова, проголосовало 374 депутата. Что ж, будем ждать какого-нибудь римейка.
Ведь после безнаказанного нападения на журналистов СТБ возле Верховной Рады в июле аналогичный инцидент произошел со съемочной группой 5-го канала в Киево-Печерской лавре в августе. В святой обители насильственным изъятием отснятой кассеты, по свидетельству тележурналистки Натальи Тугузовой, руководил лично архиепископ Павел. Тоже находился в «такой моральной фазе»? Или просто забыл христианские заповеди о неприменении насилия? Хм-м, что ж он там вместо Библии листает?..
Если воинственного «Солдата удачи», то лучше это делать в соответствующей компании. Например, с бравым подполковником Калашниковым. А потом, можно на пару и в Интернет сходить. На нерелигиозные сайты.
P.S. А это уже к руководству Партии регионов. Отставной штирлиц-вайс О.И. Калашников, когда пробирался огородами в вашу партию, наверное утаил одну из заповедей разведчика, которую ему должны были вдолбить в Киевском высшем общевойсковом училище: «Один дурак по эту линию фронта зачастую опаснее десяти врагов по ту».
Ну, ничего, мы, журналюги, будем ее втолковывать всем политобъединениям, которые содержат в свои рядах таких «ревнителей» моральной чистоты. Делать это будем методично, по схеме, сформулированной развязным Борисом Абрамовичем в телефонной беседе с по-учительски чопорной Юлией Владимировной: «…еб...м и будем еб...ть все время». Если верить звукозаписывающему устройству, мадам после этих слов зажигательно захихикала…
Василий БАХМАТ, для DailyUA