Пытка кинематографом
Киевская "Молодость" относится к тем камерным киномероприятиям, которые фактически закрывают мировой фестивальный год. Удобное хронологическое положение позволяет организаторам фестиваля заполнять программу фильмами-лауреатами больших кинофорумов, а членам жюри – с каким-то эстетским удовольствием оставлять эти фильмы без "Скифских оленей".
Киевская "Молодость" относится к тем камерным киномероприятиям, которые фактически закрывают мировой фестивальный год, стартующий в феврале в Берлине и финиширующий в начале сентября в Венеции. Удобное хронологическое положение позволяет организаторам фестиваля заполнять конкурсную программу фильмами-лауреатами больших кинофорумов, а членам жюри – с каким-то особым эстетским удовольствием оставлять эти фильмы без "Скифских оленей". Так, например, было два года назад с фильмом-обладателем "Золотой камеры" Каннского кинофестиваля "Мое золотко" Керен Йедайи, которую на "Молодости" изящно не заметили.
Впрочем, у жюри 36-й "Молодости" мало шансов проявить оригинальность и отыскать в конкурсе полнометражных дебютов "темную лошадку" – из тринадцати заявленных картин каждая хоть где-нибудь да отметилась. Самый титулованный фильм в этой секции – черно-белая драма про пулю-дуру и жизнь-копейку "13" франко-грузина Гелы Баблуани – в своем активе имеет "Золотого льва будущего" и сценарную награду "Приз Луиджи де Лаурентиса" Венецианского кинофестиваля и одну из главных наград нонконформистского Санденса.
Другая конкурсная картина – "12.08 к востоку от Бухареста" румына Корнелиу Порумбуа – не только получила "Золотую камеру" на последнем Каннском фестивале, но и была выдвинута от Румынии на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". В том же лонг-листе значится конкурсная "Игра" чилийки Алисии Шерсон, внеконкурсная спортивная ретро-драма "Белые ладони" Шаболц Хайду из Венгрии и фильм-закрытие фестиваля "Лабиринт Фавна" мексиканца Гильермо дель Торо. Добавить бы еще бондарчуковскую "Девятую роту", и можно было бы сформировать полноценную "оскаровскую" спецпрограмму.
В этом году организаторы фестиваля не удержались и увеличили число фильмов в полнометражном конкурсе до тринадцати, объяснив это чрезвычайно высоким уровнем представленных к участию картин. При этом они совершенно обошли вниманием лауреатов Берлинале, который традиционно привечает фильмы на больные для мирового сообщества темы и, в общем-то, является главным трендсеттером среди "больших" кинофестивалей. Всяческому маргинальному кинематографу на "Молодости" предпочли любимые и понятные в наших широтах сантименты вроде первой режиссерской работы известной сценаристки Авдотьи Смирновой "Связь", которая была признана лучшим дебютом на прошедшем "Кинотавре" и мгновенно растиражирована "пиратами".
Впрочем, рядового кинозрителя конкурсные программы "Молодости" традиционно интересуют гораздо меньше, чем внеконкурсные, которых с каждым годом становится все больше. Тридцать шестой фестиваль предлагает развлечения на самый взыскательный киноманский вкус – от новых работ Аки Каурисмяки, Вуди Аллена, Отара Иоселиани, Павла Лунгина и Мишеля Гондри до немых кинозарисовок длительностью от одной до шести минут, созданных в начале прошлого века пионерами британского кинематографа Джоджем Ольбертом Смитом и Джеймсоном Уильямсом.
Мария Хализева, "КоммерсантЪ-Украина"
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"КоммерсантЪ-Украина"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ