Сколько кабелю не виться
Переход Украины на цифровое телевидение подталкивает небольших кабельных операторов к продаже бизнеса. О начале переговоров «Ъ» рассказали уже в нескольких региональных компаниях, которые не в состоянии инвестировать в обновление оборудования в соответствии с требованиями Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. В таком положении оказались компании, на чью долю приходится более 40% всех абонентов в стране. Это требование регулятора может помочь крупнейшему оператору - компании «Воля» - расширить свое присутствие в регионах, полагают эксперты.
Продиктованное решение
Поиском покупателя летом этого года занялись владельцы сумского оператора «Майбуття» (обслуживает около 10 тыс. абонентов), рассказали «Ъ»сразу несколько менеджеров кабельных операторов. Кроме того, выйти из капитала западноукраинского оператора «Одеко» (работает во Львове, Луцке, Черновцах, Тернополе и Запорожье, обслуживая около 180 тыс. абонентов) в скором времени намерен и его основной акционер - чешский инвестфонд PPF Investments. «Весной этого года мы даже вели с ним переговоры, которые пока ничем не завершились»,- рассказал президент компании «Воля» Сергей Бойко. «Переговоры ведут еще два оператора в Восточном и Центральном регионах страны»,- добавила вице-президент Ассоциации правообладателей и поставщиков контента Наталья Клитная, отказавшись называть компании. В «Майбуття», «Одеко» и PPF Investments эту информацию не прокомментировали.
Причина ухода многих игроков - недавние регуляторные изменения, отмечает Наталья Клитная. Речь идет об июльском решении Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания о расширении так называемой универсальной программной услуги (УПУ) - обязательного для трансляции пакета телеканалов. Если раньше в него входили 16-19 каналов (число зависит от района вещания), то теперь в отдельных населенных пунктах их количество увеличится до 42 - в УПУ включены все каналы, получившие лицензии на цифровое эфирное вещание.
Нацсовет принял данное решение по требованию компаний, получивших в прошлом году лицензию на цифровое эфирное вещание, пояснял «Ъ» глава ведомства Владимир Манжосов. 8 эфирных частот имеет группа «Интер», 4 - StarLightMedia, 3 - «Украина», 2 - «1+1». Еще 7 частот досталось новым игрокам: например, телеканалу Нацбанка «Банк-ТВ», телеканалу «Хоккей». Включение в УПУ, по мнению регулятора, должно стать компенсацией для каналов, которые вынуждены платить провайдеру за цифровое вещание, несмотря на то, что пока аудитория цифрового эфира ничтожно мала (см. «Ъ» от 29 февраля).
Дорогая цифра
Для выполнения решения Нацсовета большинству кабельных операторов придется исключать из своих сетей уже работающие телеканалы. Дело том, что их сети в регионах сейчас построены по технологии аналогового вещания и позволяют передавать всего 50-60 каналов. Больше половины из них теперь фактически не будут приносить доход провайдеру: телеканалы, входящие в УПУ, не обязаны платить провайдерам за трансляцию сигнала, а абонплата за так называемый «социальный пакет», основанный на УПУ, минимальна - 20-30 грн. По данным Ассоциации правообладателей и поставщиков контента, «социальным пакетом» пользуется примерно половина всех абонентов кабельного ТВ в стране - то есть порядка 1,75 млн человек.
Минимальные затраты операторов на включение в свои пакеты цифровых эфирных каналов (без перехода на цифровые сети) госпожа Клитная оценивает минимум в 200 грн на одного абонента при максимальной абонплате в регионах около 40 грн в месяц. То есть при абонбазе в 10 тыс. абонентов региональный оператор должен потратить на включение цифровых каналов не менее 2 млн грн при среднем доходе 400 тыс. грн в месяц.
Однако в таких инвестициях нет смысла, отмечают эксперты. Ведь основную прибыль операторам приносят иностранные каналы (такие как НТВ, Discovery, National Geographic) и отечественные нишевые телеканалы - именно ради них абоненты подписываются на более дорогие расширенные пакеты услуг. При этом если первым провайдеры, как правило, выплачивают роялти, то вторые даже доплачивают за доступ к зрителю - региональные провайдеры берут с них $500-1000 в месяц, рассказывает издатель отраслевого журнала Mediasat Александр Глущенко.
Чтобы включить в пакеты не только обязательные телеканалы, операторам необходимы гораздо большие инвестиции. Затраты на полноценную цифровизацию кабельных сетей в компании «Воля» оценивают еще выше - порядка $50-55 на одного абонента. «Финансировать такие проекты из оборотных средств мелких компаний практически невозможно. А получить кредит на такой проект сложно»,- резюмирует гендиректор компании «Триолан» Вадим Сидоренко.
Сияние и поглощение
Сделки по слиянию и поглощению на рынке кабельного телевидения в последние годы были редкостью. При достаточно стабильном числе абонентов (за последние четыре года их количество практически не изменилось; см. график) выручка компаний за данный период выросла в полтора раза. Это связано как с постепенным ростом цен, особенно во время кризиса, так и с изменением предпочтений пользователей, которые все чаще выбирают более дорогие программные пакеты. «Поэтому собственники компаний не стремились продавать бизнес либо запрашивали за него высокую цену»,- говорит Вадим Сидоренко из «Триолана». Так, компания «Фальстап» (около 100 тыс. абонентов), купленная оператором «Воля» в прошлом году, оценивалась экспертами в 8 EBITDA, или около 140 млн грн.
Сейчас ситуация меняется, и компании начали снижать цены, говорит Наталья Клитная. Сложившаяся ситуация на руку компании «Воля», которая активнее других операторов приобретала новые активы в регионах. Сейчас оператор работает в 20 городах страны и на конец прошлого года обслуживал около 40% всех домохозяйств, пользующихся кабельным телевидением в стране (данные участников рынка). Для сравнения, второй по величине игрок - «Триолан» - занимает лишь 10%. Около 7% рынка по числу абонентов занимает «Одеко», свыше 40% приходится на более мелких региональных операторов.
На покупках региональных операторов настаивали ее акционеры - инвесткомпании SigmaBleyzer и Providence Equity Partners. Цель этих приобретений - рост капитализации «Воли». Инвесткомпании планировали продать часть своей доли в ходе IPO, которое планировалось провести в 2013 году. В прошлом году господин Бойко сообщил, что размещение может быть перенесено на 2016 год из-за кризиса на финансовых рынках. «Сейчас мне ничего не известно о планах инвесторов по выходу из бизнеса»,- говорит господин Бойко. Впрочем, в последние месяцы «Воля» ведет активную работу по упорядочиванию корпоративной структуры - все локальные операторы переходят на предоставление услуг одним юридическим лицом, унифицируется ассортимент и стоимость пакетов телеканалов.
Однако и крупные компании не спешат приобретать новые активы. «Большинству операторов требуются значительные инвестиции в модернизацию, а также в интеграцию в существующую сеть. Поэтому зачастую дешевле построить новую»,- утверждает Вадим Сидоренко. Впрочем, и сам «Триолан» вскоре может стать объектом поглощения. Сейчас группа состоит из 11 самостоятельных операторов, работающих в разных городах под общим брендом. Весной этого года из-за конфликта вокруг прав на торговый знак партнеры решили продолжить работу под разными брендами.
Ярослав Яцола, директор ужгородского кабельного оператора «Тевиант»

«Это как с местами в маршрутке - теперь мы обязаны почти все их резервировать для пенсионеров»
- Во сколько вы оцениваете затраты на выполнение решения Нацсовета о расширении универсальной программной услуги?
-Все зависит от того, как нам разрешат транслировать эти каналы. Мы сейчас просим Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания о том, чтобы нам разрешили транслировать сигнал четырех цифровых мультиплексов в наших аналоговых сетях на условиях, чтобы абоненты сами его декодировали. В этом случае наши затраты терпимые - в пределах $4-5 тыс. на закупку ретрансляторов. Место для четырех каналов мы как-нибудь выкроим.
- Но наиболее вероятным называют другой вариант, когда вам придется самим декодировать сигнал и показывать все 32 телеканала в аналоговом формате.
- Это просто невозможно, я даже не могу представить себе, как это сделать. У нас в сети 65 каналов. Пять из них занято под интернет, который приносит нам больше прибыли, чем телевидение, еще 15 - под «социальный пакет», на остальных мы пытаемся как-то зарабатывать, показывая зарубежные телеканалы. Это как с местами в маршрутке - мест больше не станет, но теперь мы обязаны почти все резервировать для пенсионеров.
Есть и еще одна проблема. Если Нацсовет скажет транслировать все 32 канала, помимо прямых затрат, мы будем вынуждены разрывать договоры с теми телеканалами, которые уже у нас вещают, выплачивая им неустойку. При этом, убрав рейтинговые телеканалы, нам придется снизить абонентскую плату, иначе абоненты просто откажутся пользоваться нашими услугами. В этом случае покрыть затраты на модернизацию сети абсолютно невозможно.
- Вы не думали о строительстве цифровой сети? Несмотря на высокие затраты, она ведь обеспечивает гораздо большую емкость телеканалов...
- О модернизации сети мы думали давно, но найти деньги на это тяжеловато. Ужгород - маленький город, поменьше многих райцентров Восточной Украины. У нас в сети всего 7,8 тыс. абонентов, на них не заработаешь на серьезные инвестиции. К тому же, по-моему, более перспективной сейчас является технология интернет-телевидения - IPTV.
Уже сейчас мы предоставляем интернет-доступ не только по кабельной, но и по оптоволоконной сети. Это позволяет нам уже в некоторых домах внедрять IPTV. Но существует проблема высокой стоимости приставок. Одно устройство стоит больше 600 грн - за эти деньги потребитель может установить спутниковую тарелку и получать телевидение без абонентской платы. Тем не менее для нас это лучший выход из сложившейся ситуации. Сейчас мы рассчитываем пилотный проект, ищем способы удешевить приставки и в следующем году начнем переход на технологию IPTV.
- То есть вы уже приняли решение об отказе от кабельной сети в пользу IPTV?
- Нет, мы все еще надеемся какое-то время развивать обе сети, предлагая IPTV как более премиальную услугу. Но если решение Нацсовета останется в нынешней редакции, у нас просто не будет другого выхода.
«Сейчас на рынке нет сетей, не требующих инвестиций»
президент компании «Воля» Сергей Бойко

- Как вы оцениваете влияние на рынок кабельного телевидения решения о расширении универсальной программной услуги (УПУ), принятого Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания?
- Я хотел бы сказать, что положительно, но не могу. Если бы такое решение приняли в 2006 году после подписания Украиной соглашения о переходе на цифровое телевидение (международный договор «Женева-2006»,-»Ъ»), оно повлекло бы за собой развитие рынка. Всем компаниям пришлось бы инвестировать в расширение своих технических возможностей. Но сейчас, в условиях кризиса, осуществлять такие инвестиции практически невозможно, поэтому расширение УПУ приведет к уходу с рынка части игроков. Постфактум Нацсовет пошел на определенные уступки, дав компаниям срок на перевооружение сетей до конца года. Регулятор понимает, что изменить работу операторов в масштабах всей страны в короткий срок невозможно. Однако и этой отсрочки многим компаниям будет недостаточно.
- За последние годы ваша компания много инвестировала в развитие сети. Она готова к изменению условий работы?
- Не совсем. Мы планировали перейти на цифровое вещание к 2015 году. В Киеве мы действительно готовы к расширению УПУ лучше, чем другие операторы. Но в целом из 20 городов, где работает «Воля», в четырех по-прежнему используется аналоговая технология, а в остальных необходимы дальнейшие инвестиции на общую сумму в несколько миллионов гривен.
- Небольшие операторы уверены, что решение Нацсовета приведет к монополизации рынка и выгодно крупным игрокам, в первую очередь «Воле».
- Для нас решение Нацсовета - такая же головная боль, как и для других игроков. Однако расширение УПУ не было взято с потолка - поправки к закону «О телевидении и радиовещании», обязывающие операторов включать в свои пакеты все эфирные телеканалы, были приняты еще в январе 2006 года. В 2010 году стало понятно, что цифровых эфирных каналов будет 32. Так что могу только посоветовать конкурентам отслеживать изменения в законодательстве, а не строить конспирологические теории. Мы со своей стороны настаивали на изменении определения универсальной программной услуги. Отраслевые ассоциации разработали несколько законопроектов, в которых список обязательных телеканалов предлагалось сформировать исключительно из государственных, муниципальных и общественных каналов. Эти документы были переданы депутатам, но их даже не приняли к рассмотрению.
- Еще недавно вы говорили о планах второй волны региональной экспансии. Будет ли она?
- В 2011 году мы совершили крупную сделку - купили днепропетровскую компанию «Фальстап». Сейчас на рынке нет сетей, не требующих дополнительных инвестиций.
- Ожидаете ли вы масштабной волны продаж региональных операторов?
- Нет, хотя это был бы самый простой путь. К сожалению, какие-то провайдеры пойдут по пути нарушения закона, например продолжат работать, не имея лицензии. Надеюсь, регулятор будет за этим следить, но вряд ли сможет при этом обойтись без правоохранительных органов.
Игорь Бурдыга, «Коммерсантъ. Украина»
Фото - «Коммерсантъ. Украина»
