Журналистское образование: какого выпускника получат медиа?
«Работодатели должны...», - университетский преподаватель пыталась объяснить мне, что требования медиарынка к квалификации выпускников вузов, мягко говоря, странны, да и изложены несистематично. Мол, по ее мнению, в этом-то и проблема недопонимания между сферой журналистского образования и медиарынком: рынок-де нечетко формулирует запросы.
Дело было во время семинара «Цифровая журналистика: профессиональные квалификации в соответствии с потребностями рынка труда», организованном British Council, SCM, БЭСТ и Конфедерацией работодателей. На семинар собрались представители украинской сферы образования и британской организации Creative Skillset, были и главные редакторы украинских изданий. Обсуждалось создание квалификационной рамки - документа под названием «Профессиональный стандарт» - по двум специальностям: журналиста и редактора мультимедийного средства массовой информации. Британцы в диалоге выступали буфером, пытаясь примирять не так разных участников между собой, как отдельные высказывания с действительностью и здравым смыслом.
По мнению Клавдии Максименко, эксперта АЦ «БЭСТ», составление квалификационной рамки - дело исключительной важности, поскольку оно разрывает замкнутый круг украинского профессионального образования, вынуждает его прислушаться к запросам рынка: «Наш проект возник по инициативе работодателей, которые долгое время доучивали сотрудников сами, но потом поняли, что это непосильная ноша. Одно дело помогать приобретать опыт, и совсем другое - обучать элементарным навыкам».
Образцом для инициаторов послужила британская практика. Модель образования в Британии строится от потребностей рынка. Понятие «квалификационной рамки» тоже оттуда: в каждой отрасли проводится функциональный анализ и уже в соответствии с ним обучают специалистов. «Наше образование старается ради того, чтобы отрасль получила готового специалиста. Все сводится к рынку труда - он вам сообщит, что надо, и где, и в каком количестве. В этом особенность британского подхода, которую мы пытаемся сейчас внедрить и в Украине: через оценку потребностей рынка мы соотносим, чему, кого и как учить», - объясняла Джули Хедвин из Creative Skillset.
Таким образом, в Украине составили перечень всех действий журналиста и редактора на рабочем месте (тот самый «Профессиональный стандарт») и предложили его обсудить сфере образования.
«Когда мы читали некоторые требования работодателей, то поняли, что это недостаточный квалификационный уровень не то что для 7-го уровня (магистратура), но и для 1-го. У нас был шок. Профессиональный стандарт в глазах работодателя занижен», - считает Владимир Ризун, директор Школы журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
Коротко смысл позиции преподавателей сводился к тому, что магистратура - это все же научная деятельность, а не обучение техническим навыкам. «Возможно, лучше, чтобы это были курсы при каких-то редакциях, Союзе журналистов или Internews. Мы прописали в своих предложениях, что можно было бы открыть такие курсы и выдавать сертификаты младших специалистов», - высказал свою позицию Ризун.
Джули Хедвин пыталась парировать: «Рынку нужен специалист, обладающий определенными навыками, а не тот факт, что его знания относятся к некому уровню». Намекала, что в вузе он 6 лет чем-то занимается. Только чем? Почему через шесть лет он не готов к работе в редакции с первого дня?
Но украинские преподаватели были непреклонны. «Система образования в мире пошла не тем путем», - объяснил Вадимир Ризун. «Не тот путь», по его мнению, это когда студент получает степень бакалавра, к примеру, истории, политологии, биологии, физики, а в магистратуре два года обучается журналистике. «Они учат в магистратуре простым журналистским навыкам, тем самым девальвируя науку», - объяснил он.
Светлана Панюшкина, главный редактор сайта segodnya.ua, а до этого один из руководителей проекта «Школа цифрового будущего» (детище Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» и Могилянской школы журналистики), только развела руками. «Для меня важно, чтобы журналиста научили мыслить разными форматами подачи новости и дали ему инструментарий. Да, он должен уметь работать руками. А этому сейчас учат только в Могилянской школе журналистики, которая как раз и избрала якобы "не тот путь". Но от того, что в вузах не понимают запрос рынка труда, на выходе мы получаем выпускников, которые пишут рефераты вместо статей», - говорит она.
А еще преподаватели считают, что есть сложности и в критериях оценивания тех навыков, которые сформулировали для них работодатели: как оценить умение анализировать информационные потоки при подготовке материала в соответствии с поставленными задачами? Какие критерии оценки применять? Посовещавшись, решили, за этот навык студентам начислять 25 баллов из 100. Но ведь еще вопрос: а из чего должны состоять 25 баллов?
Предлагали, к примеру, применить к «умению анализировать» приблизительно ту же методику, которую используют для оценки радиосюжета. А она такова. Например, за событийность можно получить 0 - 2 балла (нет события - 0, есть - 1, важное событие - 2). За структуру сюжета тоже начисляют баллы: просто текст ведущего - 1 балл, а текст с подводкой, голосовыми вставками, интервью, отводкой - 2 балла, за радиорепортаж - 3 балла.
В какой-то момент стало даже интересно, как таким образом распишут умение анализировать информационные потоки. Вспомнилась незадачливая героиня «5 вечеров», которая все повторяла перед экзаменом: «Вафли - пористые ячеистые скорлупки...»
А если без иронии, то данную инициативу в университетах вполне логично восприняли как недовольство медиарынка деятельностью вузов. «Главное: сбить вузы с мысли о том, что они учат не профессии, а перечню дисциплин, утвержденных на методическом совете», - считает Юрий Сухарников, начальник отдела интеграции в европейское образовательное и научное пространство Института инновационных технологий и содержания образования.
Следовательно, есть несколько причин, которые тормозят нововведение. Во-первых, это сопротивление со стороны вузов, которые устраивает сложившийся порядок вещей. Во-вторых, неготовность преподавателей. И если вынужденным ответом рынка на саботаж вузов станет игнорирование диплома как такового и обучение специалиста непосредственно в редакции, то ответ на вопрос - где брать подготовленных преподавателей - больше похож на скороговорку: чтобы учить специалистов, нужно сначала подготовить специалистов, которые будут их учить.
Есть и еще вопрос: что делать с теми, кто долго обучался журналистской науке, а рынку оказался не нужен? Чем они будут заниматься дальше, если после того, как с подобающей скрупулезностью оценено их «умение анализировать информационный поток», они не в состоянии написать элементарную новость?
Леся Ганжа, Редакторский портал
Фото - Редакторский портал


