В борьбе с цензурой

21 Травня 2012
0
23207
21 Травня 2012
12:09

В борьбе с цензурой

0
23207
Проходит выставка «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме»
В борьбе с цензурой

В Киеве открылась выставка «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме». Изучив экспозицию, ЕКАТЕРИНА СТУКАЛОВА пришла к выводу, что российские художники значительно более политизированы, чем их украинские коллеги, хотя для последних, очевидно, наступают не самые безмятежные времена.

 

Выставка «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме», организованная Mironova Gallery в рамках программы, параллельной первой киевской биеннале Arsenale, своим возвышенным и пугающим названием обязана ее общей концепции, эсхатологический тон которой задал британский куратор Дэвид Эллиотт. К счастью или к сожалению, названием вся эсхатология и ограничивается - в залах филиала Музея русского искусства, известного киевлянам как «Шоколадный дом», нет никакого апокалипсиса, если не считать таковым состояние подсобных помещений этого памятника культуры, до которых никак не доберется затянувшаяся реставрация, и никакого особенного возрождения. Есть там лихая и довольно беспорядочная смесь свежего и любопытного молодого искусства (по большей части, российского производства), произведений нескольких российских и украинских мэтров и пары-тройки вообще не вписывающихся в данный контекст имен, наличие которых в экспозиции можно объяснить только личными симпатиями и обязательствами кураторов выставки.

 

В целом экспозиция производит впечатление перенесенной на машине времени из далеких 1990-х - та же эклектика, психоделия, легкость бытия и обаятельная эстетика сквоттерской самодеятельности. Это и неудивительно, ведь идейным вдохновителем проекта является Олег Кулик - художник, не просто состоявшийся в 1990-е, но и упорно воплощающий идеи этого времени в современном искусстве.

 

Заметно возвращение еще одного «тренда» 1990-х - инфантильности, или же «детского дискурса», о котором 20 лет назад много говорили, писали и организовывали на его тему выставки (в Украине наиболее запомнившимися проектами стали «Лето» Александра Соловьева и Sugar Plum Vision Марты Кузьмы). Но если в 1990-е «детский дискурс» был принципиально аполитичен, то теперь его творческие приемы используются именно с целью политического высказывания. Это хорошо видно в представленных на выставке работах молодых россиян - «Игрушечном митинге» Дарьи Фейгиной, инсталляции, посвященной Pussy Riot, Антона Николаева, «Белом круге» Алексея Кнедляковского и Люсине Джанян - в которых митингуют, протестуют и выходят на демонстрации игрушки из «киндер-сюрпризов», вырезанные из картона персонажи или слепленные из пластилина фигурки.

 

Кстати, ничего аналогичного этим российским проектам, кроме работы Давида Чичкана «После красно-черного упадка будет красно-зеленый рассвет», украинская сторона не предложила. Наши мастера традиционно выступают с серьезных и основательных позиций и на политическую злобу дня высказываться, в общем-то, не спешат. Работы упомянутых российских художников могут, конечно, восприниматься как примитив и спекуляция, но нельзя не признать, что они прекрасно отражают ту карнавальную, смеховую эстетику, которая стала одной из главных составляющих происходящих сейчас в России протестных акций, в ходе которых граждане сочиняют убийственно ироничные лозунги, «прогуливаются» вместо того, чтобы «митинговать» и угощают грозных омоновцев «печеньками».

 

Хотя бунтовать против Путина и Русской православной церкви в Украине - не самое рискованное занятие, репрессии все же настигли художников. Выставку не миновало популярное нынче вмешательство цензуры (именно ее активными проявлениями в художественное сообщество, к слову, объясняют и события минувшего уик-энда - грубую попытку демонтажа инсталляции, напоминающей золотого спрута, Ольги Мелентий с фасада Национального художественного музея и разгром выставки фотографа Евгении Белорусец, посвященной квир-семьям, в галерее кинотеатра «Жовтень»). В «Шоколадном доме», напротив, имела место внутренняя цензура. Из упоминавшейся инсталляции «Белый круг» - картонного макета, воссоздающего абстрактную, но «основанную на реальных событиях» антипутинскую демонстрацию - еще до открытия были изъяты 16 фигурок с самыми провокационными лозунгами. Ответственность за проведенные «аресты» взял на себя директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко. Возможно, сама атмосфера особняка, который в 1930-е годы проводил многих обитателей в сталинские лагеря, да и сам когда-то находился в ведомстве НКВД, заставляет его нынешних владельцев склонять головы тогда, когда на них еще никто не замахивался. И взамен апокалипсиса и возрождения, смерти и воскрешения мы снова становимся свидетелями и участниками вялотекущего сонного бытия.

 

 «Коммерстантъ. Украина»

Фото -  «Коммерстантъ. Украина»

 

LIKED THE ARTICLE?
СПОДОБАЛАСЯ СТАТТЯ?
Help us do more for you!
Допоможіть нам зробити для вас більше!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
0
23207
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду