Двойной удар

14 Березня 2012
17010
14 Березня 2012
09:40

Двойной удар

17010
«Кличко» Себастьяна Денхардта в украинском прокате
Двойной удар

Популярность спортивных лент можно объяснить первоначально заложенной в них жизнеутверждающей идеей - сюжет о достижениях на ринге, футбольном поле или беговой дорожке легко принять как притчу о нашей способности преодолевать житейские невзгоды. В этом смысле документальная картина Себастьяна Денхардта «Кличко», по мнению АЛЕКСАНДРА ГУСЕВА, кажется удачной экранной реализацией мечты о человеке, готовым на самые сильные удары судьбы ответить мощным апперкотом.

 

Подчас зарубежные режиссеры используют наши реалии с куда большим художественным мастерством, чем это удается большинству их украинских коллег - яркими подтверждениями этому служат, например, «Импорт/Экспорт» Ульриха Зайдля и «Другой «Челси»« Якоба Пройсса. Однако немец Себастьян Денхардт отчасти воспринимает героев своей картины как соотечественников: по его словам, в Германии, где братья Кличко тренируются с 1996 года, они считаются «своими». Как бы то ни было, гражданская и культурная принадлежность украинских спортсменов не слишком занимает режиссера, описывающего космополитический мир профессионального бокса. Происхождение, воспитание, убеждения его обителей важны лишь постольку, поскольку помогают или мешают им наносить и держать удары на ринге.

 

Впрочем, в начале ленты Денхардт не отказывает себе в удовольствии приподнять «железный занавес», рассказывая о детстве Виталия и Владимира Кличко, выросших в семье офицера и учительницы, в условиях неказистого быта военного городка, с вторгающейся в их жизнь трагедией чернобыльской катастрофы. Отдав должное советской экзотике и тревожным годам развала страны, когда вдохновленные Брюсом Ли и Чаком Норрисом братья бегают на тренировки еще запрещенных в то время боевых единоборств, автор переходит к профессиональной спортивной карьере прославленных боксеров. С этого момента повествование входит в накатанную колею шествия героев к чемпионским титулам, где хроника важнейших их поединков перемежается комментариями близких, членов команд, противников и спортивных журналистов. Денхардт мастерски строит композицию картины, создавая историю о боксерах, которые всегда дают сдачи и заставляют восхищаться собой не только преданных фанатов, но и предвзятую невежественную публику: Виталий отправляет в нокаут Росса Пьюрити, победившего его брата; Владимир, поднятый общественностью на смех после тяжелого поражения в бою с Лаймоном Брюстером, возвращает уважение болельщиков, одержав верх над непобедимым бойцом по прозвищу Нигерийский Кошмар; Виталий, которого ославили как труса, после того как его бой был прерван из-за опасной, но неочевидной для зрителей травмы плеча, демонстрирует отвагу, стойко сражаясь с Ленноксом Льюисом, в то время как кровь из рассеченной брови заливает ему лицо. Воспоминания героев иллюстрированы поединками, превосходно смонтированными не только из архивных записей, но и из съемок операторской команды фильма, три года следовавшей за братьями по пути их спортивной славы, от ринга к рингу.

 

Себастьян Денхардт показывает героев, для которых бокс - не просто профессия и призвание, но и образ, и смысл жизни. Эта идея прослеживается чуть ли не в каждом эпизоде. Так, их выдержка и дисциплина на тренировках находит объяснение в строгости отца-военного, а повторяющийся несколько раз кадр с братьями, сидящими за шахматной партией в позе роденовского мыслителя, оказывается не лирическим отступлением, а символом интеллектуальной составляющей бокса, в котором, как поясняет Владимир, анализ важен не в меньшей степени, чем крепость мускулов.

 

Создавая парадное изображение братьев Кличко, режиссер и сам бокс воспевает как пространство героических свершений, дело отважных и доблестных бойцов, а тяжелые травмы и тревоги близких лишь подчеркивают благородный драматизм их жизни. Среди патетических высказываний о спорте, суть которого в конечном счете сводится к тому, чтобы побольнее отдубасить противника, диссонансом звучат лишь слова Лаймона Брюстера. Боксер, ослепший в результате нанесенного ему на ринге удара, с добродушным недоумением заявляет: «Если у тебя ничего нет в жизни, ни способностей, ни семьи, ни денег, бокс - отличная перспектива. Я не понимаю, почему Кличко, парни с головой, выбрали бокс, почему они не стали врачами или юристами вместо того, чтобы меряться силами с парнями вроде меня». Впрочем, ответить на этот вопрос авторы ленты и не пытаются.

 

«Коммерсантъ Украина»

Фото - «Коммерсантъ Украина»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
17010
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду