Прессе нужны лекарства
Чтобы мы с вами стали крепче и здоровее, завтра законодатели - нет, не увеличат ассигнования на здравоохранение, не озаботятся строительством новых больниц и поликлиник, и не озолотят врачей. Речь в данном законопроекте также не идет о строительстве спортивных площадок, рекреационных зон, бассейнов и физкультурных залов. Все это, видимо, для здоровья нации уже сделано, осталось самая малость - запретить рекламу лекарственных препаратов, чтобы не вводить народ в соблазн самолечения.
«Логика наших законодателей: болит голова - так отрубим же голову», - комментирует законопроект 7007 Сергей Чернявский, исполнительный директор ИД «Пронто-Киев», объясняя, что улучшиться ли здоровье нации от запрета рекламы - это еще неизвестно, а вот доходы прессы без рекламы упадут существенно.
По словам генерального директора УМХ Татьяны Ефименко, в структуре их рекламных доходов реклама лекарств составляет 10 - 12%. Так что изъятие «лекарственной статьи» есть тяжелым ударом по доходной части и может быть сравнимо с запретом рекламы табака. Тога рынок пережил серьезное потрясение, приведшее даже к закрытию «табакозависимых изданий» - городских гайдов: УМХ закрыл «Тайм аут», а КПМедиа - «Афишу».
«Учитывая, что на следующий год экспертный совет УАИПП прогнозирует рост рекламных годов на уровне 9%, то если «лекарственные ограничения» будут приняты, это будет означать, что у прессы роста не будет», - говорит г-жа Ефименко.
Один из тезисов разработчиков закона, что реклама лекарств увеличивает их потребление. Но, как свидетельствуют данные MMI компании TNS, не отвечает действительности. Согласно исследованию, на протяжении 5 последних лет потребление основных категорий безрецептурных лекарств не изменилось, несмотря на инвестиции в прямую рекламу.
Реклама не является единственным фактором, влияющим на статистику продаж. Так, по данным компании Proxima Research, в докризисном 2008 году рынок безрецептурных рекламных препаратов (то есть именно тех, реклама которых разрешена), продемонстрировал сокращение объемов потребления на 4%. В кризис (2009 год) это падение составило уже 6%. И только после кризиса, в 2010-м году, потребление увеличилось на 3%, но объем еще не достиг докризисного уровня. Из этого можно сделать вывод, что, будучи информированными, покупатели выбирают те препараты, которые им больше подходят, а не увеличивают их количество в потребительской корзине.
Елена Кондратюк, народный депутат, уверена, что полный запрет рекламы безрецептурных лекарств, обескровит отрасль - ведь лекарства составляют до 30% рекламных поступлений в медиа. По словам народного депутата, если к ее поправкам к законопроекту 7007 прислушаются, то полного запрета на рекламу лекарств не будет.
Более того Кондратюк считает, что рекламное законодательство не нуждается в дополнительном регулировании - ведь только в апреле 2011 года было принято дополнительное правило, требующее издателей предупреждать аудиторию про опасность самолечения (под это предупреждение должно быть отведено 15% площади рекламного макета), что было очень важным шагом. Во-вторых, медиа рекламируют лекарства, прошедшие лицензирование в Министерстве здравоохранения, как безрецептурные, что соответствует общеевропейской практике.
Дійсна картина по більшості європейських країн (як членів ЄС, та не членів ЄС) виглядає наступним чином:


«Кто сказал, что лечит газета, радио или телевизор? Лечит врач, а лекарства лицензирует МОЗ. Так пусть МОЗ ужесточить контроль за качеством препаратов, а не лицензирует все подряд, а ответственность перекладывает на рекламу», - уверена Елена Кондратюк.
По мнению Украинской ассоциации издателей и распространителей прессы, если жесткие рекламные ограничения на лекарства будут приняты, то бюджеты перетекут из прозрачной и регулируемой «лекарственной» зоны, в туманную нерегулируемую область пищевых добавок, «конфет от кашля» и «сиропов от диареи», то есть тех немедицинских товаров, которые и являются объектом большинства жалоб потребителей.
Также, по подсчетам отраслевой ассоциации, сократятся налоговые отчисления от рекламы и рабочие места. Улучшит ли это здоровье нации - еще вопрос, но вот уж точно потребует от государства дополнительных средств на переквалификацию и помощь по безработице.
Потери налоговых платежей по отрасли - 22%. Количество уволенных сотрудников - 15% Количество печатных СМИ, которые, вероятно, могут быть закрыты: журналы - 232, газеты - 46
|
Однако дело не только в финансах. Рекламные ограничения, урезающие доходные поступления в медиа, по мнению издателей, также являются ударом и по базовым демократическим свободам.
«Пусть нам не перекрывают поступление рекламных доходов, не принимают никаких ограничивающих законов о рекламе. Это угроза существованию независимой прессы как таковой, поскольку лишает издателя доходной части и тем самым делает его зависимым от нерыночных денег», - утверждает Татьяна Ефименко.
Инна Щербонос, «Редакторский портал»
Фото - «Редакторский портал»


