Пишете о богатстве донецких чиновников? Получайте похоронный венок
На этом удивительные находки не закончились. Дверь его квартиры была заблокирована двумя мешками с цементом, общим весом около 40 кг - так, что изнутри открыть ее было невозможно, пока кто-то не отодвинет груз.
Но и это еще не все. На мешки доброжелатели бросили тряпки, облили неопознанной легко воспламеняющейся смесью и подожгли.
Мацуке повезло: на момент этих событий он был на радиорынке, а не дома, плюс дверь в его квартире - металлическая, потому не сгорела.
«Мне угрожают уже более года: звонками, смсками, через сообщения на Facebook. Но я не относился к этому серьезно. Вот они и решили, пригрозить так, чтоб я наконец-то понял. Вряд ли они хотели убить», - сказал Kyiv Post сам Мацука, который работает главным редактором «Новостей Донбасса», интернет-ресурса восточного региона.
«Мне угрожают уже более года: звонками, смсками, через сообщения на Facebook. Но я не относился к этому серьезно. Вот они и решили, пригрозить так, чтоб я наконец-то понял. Вряд ли они хотели убить», - сказал Kyiv Post Алексей Мацука.
Такого рода методы запугивания - не новость для Донбасса. В 1990-х подобные тактики использовались повсеместно, в том числе и против журналистов.
Игорь Александров, директор славянской телекомпании «Тор», однажды обнаружил в одной из местных газет, на первой полосе, снимок гроба с собственной фамилией. Ранее он был учредителем этой газеты. Спустя три года, 3 июля 2001 года, Александров был зверски забит до смерти бейсбольными битами.
Журналисты в Украине по-прежнему жалуются на прослушивание, слежку, запугивание - как и во времена Георгия Гонгадзе, который в 2000 году был зверски задушен и потом обезглавлен представителями правоохранительных органов. Его дело по-прежнему не раскрыто.
Главный редактор интернет-ресурса Новости Донбасса
На вопрос, кто угрожает ему, 28-летний Мацука отвечает не задумываясь: «Власть, то есть Партия Регионов».
«Это бред, - так реагирует на заявление Мацуки Игорь Чичасов, депутат Донецкого облсовета и пресс-секретарь Партии Регионов в Донецке. - Во всех смертных грехах Партию Регионов обвиняют, и Алексей пошел по этому пути».
В прошлом активный представитель Блока Юлии Тимошенко и даже депутат от этого блока в одном из местных советов, Мацука и сейчас не жалует действующую власть. На своем сайте он начал публикацию серии журналистских расследований под рубрикой «Кто поверит в честность Донецка?», где описывает загородные особняки руководителей города и области, их доходы и стиль жизни их детей.
«Это бред. Во всех смертных грехах Партию Регионов обвиняют, и Алексей пошел по этому пути», - так реагирует на заявление Мацуки Игорь Чичасов, депутат Донецкого облсовета и пресс-секретарь Партии Регионов в Донецке.
Всеукраинскую огласку получил конфликт Мацуки с Анатолием Близнюком, который до 12 июля был губернатором Донецкой области, а сейчас - министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Мацука написал о его загородной вилле и Мерседессе S-класса, на котором разъезжал губернатор. На очередной пресс-конференции, когда журналист пытался задать вопрос чиновнику, Близнюк обозвал его непорядочным человеком. Аудиозапись их общения попала в интернет, а журналист ответил губернатору открытом письмом, в котором в резкой форме раскритиковал повадки и образ жизни чиновника.
Анатолий Близнюк на вопрос Kyiv Post о Мацуке отреагировал нервно: «А мне что, я в Киеве, а он где - в Донецке - пусть и разбирается там сам в Донецке. Ничего не знаю, что с ним случилось. Мне это не надо».
Самого Мацуку коллеги-журналисты тоже не больно жалуют, считая, сто его методы работы и особенно общения оставляют желать лучшего. Но и у Близнюка есть целый послужной список из скандалов, связанных с журналистами. Например, в мае, после публикации видео о роскошной машине Близнюка, администрация Facebook удалила аккаунт известного блогера Николая Сухомлина. Видео было сделано Мацукой и размещено на странице Сухомлина. Как уверяет блогер, ему начали поступать сообщения и звонки с рекомендациями убрать видео со странички и угрозами, что «найдут на него управу».
Мацука же, не реагировавший до сих пор на многочисленные «электронные» угрозы, серьезно воспринял попытку поджога.
«В квартире и на входе я уже установил камеры слежения, поставил квартиру под охрану. Ночью меня охраняла милиция, утром охрану сняли, но я снова сейчас напишу соответствующее заявление с просьбой о ее выделении», - сказал Мацука, добавив, что теперь будет внимательно смотреть, не следят ли за ним. Раньше, до поджога, он не замечал за собой слежки.
«А мне что, я в Киеве, а он где - в Донецке - пусть и разбирается там сам в Донецке. Ничего не знаю, что с ним случилось. Мне это не надо», - прокомментировал Kyiv Post инцидент с Мацукой Анатолий Близнюк.
Он также будет требовать, чтоб милиция расследовала поджог и нашла виновных. «Для этого у них полно улик: мешки, тряпки, венок опять же. Пусть снимают отпечатки, пусть ищут, где этот венок заказали и так далее», - заметил Мацука.
Милиция уже возбудила по факту поджога уголовное дело по статье «хулиганство». Следователи уверены, что пока нет оснований считать поджог покушением на убийство.
Пресс-секретарь Донецкого горуправления милиции Ольга Почкалова говорит, что «угрозы жизни журналисту уже нет, поэтому и сняли с него милицейскую охрану».
Киевский Независимый Медиа Профсоюз считает по-другому. «Покушение на жизнь журналиста стало последствием странной позиции власти, что в стране не существует проблем со свободой слова», - говорит профсоюз в своем заявлении.
