Зачем заводить мяч в политику?
Репліка у відповідь на статтю Андрія Кокотюхи «Чи може Перший національний показати фільм "Інший Челсі"?»
Действительно, зачем? Это что: борьба поколений и предпочтений? Мы с юных лет бежали на стадион в желании игры, кумиров и свободы. И, несмотря на то, что футбол считался не только игрой миллионов, но и «партийным видом спорта» - искали и находили на зеленом поле непредсказуемость ситуаций (мяч всегда круглый и куда он устремится?!), красоту вдохновенных комбинаций (совсем не по указке ЦК) и громоподобность забитого или пропущенного мяча. Кроме всевышнего, этого никто не мог предвидеть. Даже советская власть.
Излишне говорить о восхищении на всю жизнь финтами Лобановского, рывками Базилевича, прорывами Бышовца, порывами Эдика Стрельцова или скоростными маневрами Олега Блохина. Красавцы-голы в чужие ворота, громкие победы становились радостными мгновениями жизни, несмотря ни на что и при любых начальниках страны.
І раптом - заява в «Детектор медіа» відомого письменника та сценариста Андрія Кокотюхи: «За це я футболу й не люблю».
Имеете право. Лев Толстой, например, не любил балет и Шекспира. Но за что именно вы, многоуважаемый Андрей Кокотюха, не любите футбол - вот в чем вопрос.
«В нашій країні це не спортивне змагання, а підміна цінностей... Крім спортивних досягнень, радянська влада нічого не могла протиставити світові». Дві бомби - атомна і воднева - не мають значення, тому що йдеться про спорт і досягнення наших чемпіонів не на місяці, а за тих часів на світовій арені нашої планети. Шахлін, Латиніна, Бондарчук, Жаботинський... Багацько чемпіонів з України, на відміну від теперішніх незалежних часів. Криза.
Неужели трудно догадаться: редкостные таланты, невероятные чемпионы рождались в трудные времена часто не благодаря, а вопреки системе. Хотя по количеству детско-юношеских школ, массовости занимающихся физкультурой и спортом, по квалификации тренеров мы значительно отстаем сегодня.
Но еще один анекдот в мировом масштабе сочиняет Кокотюха: «На відміну від більшості країн, де спортивні змагання - видовище для ситих (?), у нас це допінг для голодних (??)».
Грандиозное оскорбление и чужих, и своих. Достаточно посмотреть на их переполненные стадионы, куда приходят исключительно для сытости, и вспомнить горьковское определение джаза как «музыку толстых», а потом и посмотреть на наши арены, где подают допинг для голодных в виде футбольного матча...
Мяч после такой подачи совсем выпадает в полуобморочный аут. С изрядной долей изничтожающего юмора вместе с сатирой. И мне уже не хочется, как старому болельщику (но не фанату), любящему футбол, комментировать: «Про злиття спорту з політикою»...
Ибо сие считаю извращением, не совместимым со здоровым образом жизни и футбола, как, например, слияние интересов политика и бизнесмена, проститутки и монахини, вегетарианца и мясоеда. Кроме того, это отдельная тема. В которой вижу нарастающий процесс коммерциализации футбола и его интернационализации, как ни странно, о вреде чего я неоднократно писал. Футболисты становятся весьма продажными. Сами по себе, без политики.
Но! Футбол, настоящий футбол, отличается от политики, как колумнист Кокотюха от коммуниста Левченко. И здесь я останавливаю мяч, ибо еще не смотрел фильм «Другой Челси». Но если в нем показан, по другим пристрастиям, портрет тирана и погубителя миллионов Сталина в кабинете нынешнего правителя Донецка, - то я бы в эту усатую рожу изо всех сил залепил бы мячом и плюнул, несмотря на наличие в нашем парламенте народных депутатов от преступной организации.
В этом отношении я полностью солидаризуюсь с тобой, Андрей. Но, как сценарист и режиссер, я обращаюсь к сценаристу и писателю Андрею Кокотюхе. Если не любишь футбол, то и не пиши о нем.
Готов к дальнейшей перепасовке.
Юрий Иванов, болельщик со стажем