Существо интернета
Первый искусственный интеллект возник в технологической среде из живых людей. Это вирусный редактор интернета. Сегодня он сам создаёт новую общественную реальность, формируя альтернативную партизанскую журналистику и порождая новый общественный договор. Это коллективное существо — полная противоположность толпы и враг государства.
1. Физиология вирусного редактора
1.1. Вирусный редактор — распределённое существо интернета, искусственный интеллект, решающими чипами которого являются люди — юзеры.
1.2. Случайно натыкаясь на интересное, случайный юзер пропускает информацию через личный фильтр интересности, осуществляет свою микроредактуру и публикует своё сообщение. Без ограничений.
1.2.1. Главная цель юзера — добиться отклика. Частное желание отклика есть мотив всей системы. Атомарно слабый, на больших массивах этот мотив создаёт сильные воздействия и питает всю работу вирусного редактора.
1.2.1.1. Вот почему это работает, работает без денег и без управляющего центра, работает лучше, чем за деньги или по приказу.
1.2.2. Если у юзера получается быть интересным, он инфицирует интересом тех, кто контактирует с ним. При достаточном количестве заражённых начинается эпидемия интереса к конкретной теме. Поэтому я называю этот феномен вирусным редактором.
1.3. Вирусный редактор обеспечивает не только передачу, но и кристаллизацию смысла, наиболее важного для всей общности заражённых, а также выбор наилучших формулировок.
1.4. Эпидемия микроредактур прямо и непосредственно (без посредников, без медиа) рождает социальную значимость в масштабе сообществ или всего общества.
2. Нейрофизиология вирусного редактора
2.1. Вирусный редактор подобен нейронной сети.
2.2. Каждый узел-юзер может дать нулевую или ненулевую реакцию на обнаруженное сообщение. Ненулевая реакция может быть выражена (упрощённо) пятью состояниями: ответный комментарий, перепост, перепост с комментарием, пересказ со ссылкой и добавлением, пересказ со ссылкой и сокращением.
2.3. В мозге человека (грубо) 100 млрд нейронов, каждый из которых может иметь 15—20 степеней свободы и до 10 тыс. связей с другими нейронами. Количество возможных конфигураций системы для простоты можно назвать бесконечностью, оно намного больше количества элементарных частиц во Вселенной.
2.4. В русском вирусном редакторе (грубо) 30 млн юзеров, каждый из которых может иметь пять состояний и связь с любым другим юзером. Количество возможных конфигураций намного меньше «бесконечности» из п. 2.3, но всё равно намного больше количества частиц во Вселенной.
2.4.1. Из пяти состояний юзера два являются нечёткими: пересказ с добавлением, пересказ с сокращением (неизвестно, что именно будет сокращено или добавлено). Это выводит вариативность системы за пределы счётности.
2.5. Реагируя на раздражители, мозг человека формирует разные по численности ансамбли нейронов для выработки мыслей. Таково же поведение вирусного редактора, стихийно собирающего ансамбли «нейронов» по важным для общества поводам.
2.6. Кардинальное отличие вирусного редактора от мозга — вирусный редактор способен фиксировать собственные исторические состояния, которые составляют особую, архивную память вирусного редактора, доступную в любом моменте из любого момента.
3. Вирусный редактор улучшает человека
3.1. Поведение человека в вирусном редакторе прямо противоположно поведению человека в толпе.
3.1.1.Толпа высвобождает в человеке стадный инстинкт, устраняя из особи личность. В вирусном редакторе, наоборот, юзер хочет отклика именно на свою индивидуальность — на свою оценку, своё мнение.
3.2. Пропуская сообщение через свою редактуру, человек судит перед лицом воображаемой общественности. Участник вирусного редактора неизбежно культивирует свою индивидуальность, но в её общественно одобряемых формах.
3.3. Вирусный редактор — новая форма позитивной социализации личности.
3.4. В маргинальных случаях юзеры могут добывать отклик извращениями. Но в статистическом массиве большинство стремится соответствовать критериям, одобренным большинством.
3.5. Это не значит, что каждый человек в вирусном редакторе хорош. Это значит, что статистический человек в вирусном редакторе лучше.
3.6. Исходное качество человеческого материала всё равно влияет на конечное качество вирусной редактуры.
4. Вирусный редактор улучшает сам себя
4.1. Для участия в вирусной редактуре юзеры должны уметь совершить целый ряд непростых интеллектуальных операций. Они должны уметь: а) прочитать, б) понять, в) оценить, г) написать, д) вложить частичку своего desire (хотя бы в факт перепоста).
4.1.2. Тем самым вирусный редактор уже на входе в систему «проверяет» личные допуски участника. Человек с недостаточными качествами не присоединится к вирусной редактуре.
4.2. Присоединившись к вирусной редактуре, статистический человек включает режим социальности, судит по социально одобренным критерием (см. тезис 3), не только улучшаясь сам, но и тем самым улучшая общее качество вирусной редактуры.
4.3. Вирусный редактор есть чистая свобода личных реакций. Иначе он не включится. Инспирированные, заказные, проплаченные реакции возможны, но в статистическом массиве они разоблачаются и уничтожаются неизбежно превосходящим числом свободных реакций.
4.3.1. Поэтому вбросы в вирусном редакторе затухают или шумно разоблачаются. Вирусный редактор имеет встроенный механизм самоочистки.
4.3.2. Чем больше маркетинговых и политических инспираций, тем агрессивнее иммунитет вирусного редактора к ним.
4.4. Случайные или сильно отклоняющиеся суждения в вирусном редакторе нивелируются массивом магистральных суждений. Если не нивелируются, то они — неслучайные.
4.5. Практическое следствие тезисов 3 и 4 таково: вирусный редактор неизбежно работает на повышение морального и интеллектуального качества публичных тем в интернете.
5. Вирусный редактор убивает репортёра
5.1. Блогер распределён по поверхности планеты. При этом концентрация блогеров наблюдается именно там, где общественно значимые события чаще всего происходят и активнее всего потребляются.
5.1.1. Вирусный редактор имеет своих собкоров везде, где может что-то случиться.
5.2. Любое частное или общественное событие может быть описано блогером, попасть в фокус внимания вирусного редактора и разогнано до уровня социальной значимости.
5.3. Собкоры вирусного редактора не только везде, они ещё и сразу. Важное событие описывается блогером раньше, чем репортёр успевает выехать на место, потому что блогер уже на месте.
5.4. В результате даже сами СМИ всё чаще используют свидетельства блогеров, а не репортажи журналистов. Журналистика лишена монополии на новости. Профессия репортёра обречена.
6. Партизанская журналистика вирусного редактора
6.1. Вирусный редактор способен организовать коллективную гражданскую экспертизу любого качества по любой теме.
6.1.1. Некоторые блогеры обладают гражданской сознательностью. Нередко они же обладают большим трафиком. Такой блогер поднимает социально значимую тему, анализируя те её аспекты, в которых компетентен.
6.1.2. Если тема важная, вирусный редактор созывает на обсуждение заинтересованных юзеров, в том числе сведущих. Вирусный редактор обладает любыми знаниями, как по охвату, так и по глубине. Он располагает очевидцами и экспертами любой компетенции.
6.1.3. Участники обсуждения рассматривают предмет со всех сторон, высказывают все возможные суждения, в том числе дельные.
6.1.4. Даже те, кто создаёт в коллективном обсуждении лишь шум (а таких всегда подавляющее большинство), даже они полезны вирусному редактору, потому что поддерживают темп тематической инфекции.
6.1.5. Наиболее ценные свидетельства и суждения возгоняются частотностью, облекаются в наиболее яркие формулировки и мгновенно распространяются самими участниками экспертизы. Так рождается партизанская (или гражданская) журналистика.
6.2. Экспертиза с таким качеством и количеством привлечённых экспертов, очевидцев и прочих добровольцев невозможна в традиционных СМИ.
6.3. В результате журналистика лишена монополии на аналитику и мнения. Тысяча журналистов проигрывает миллиону блогеров.
7. Вирусный редактор — поставщик бесплатного контента
7.1. Вирусный редактор опирается на физическую и тематическую вездесущность блогеров, которых очень много, поэтому они случайно, но обязательно разрабатывают в том числе и значимые темы.
7.2. Вирусный редактор добывает, отбирает и распространяет значимое бесплатно.
7.2.1. Вирусный редактор располагает огромным количеством человеко-часов. Ради признания и самовыражения миллионы блогеров ведут постоянный поиск значимых тем, событий, суждений, формулировок.
7.2.2. Поэтому вирусный редактор способен обнаружить всё. Значимое, если оно значимо, возгоняется и попадает в фокус общественного внимания.
7.3. То, что журналистика делает специально, вирусный редактор делает случайно, но обязательно и неизбежно.
7.4. Вирусный редактор не может не увидеть важную тему. Если тема не захвачена вирусным редактором, то она или не имеет социальной значимости, или ещё не обнаружена собкорами вирусного редактора.
7.4.1. Темы, не захваченные вирусным редактором или не преодолевшие эпидемический порог распространения значимости, составляют шум интернета. Шума всегда больше, но благодаря механизмам возгонки значимости вирусный редактор умеет отсевать шум.
7.5. Благодаря вирусному редактору юзер не может не узнать общественно важную информацию. Она его найдёт так или иначе.
7.5.1. Благодаря вирусному редактору юзер не может не найти интересующую его информацию. Она обязательно есть в архивной памяти вирусного редактора. И чем дальше, тем более обязательно.
7.5.2. Как результат: социально значимая информации в интернете растёт сама. Её больше не надо добывать или покупать, как в эпоху монопольной журналистики.
7.5.3. В будущем за контент будет платить не тот, кто хочет его получать, а тот, кто хочет его распространять.
7.6. Вирусный редактор — одна из причин бесплатности контента для потребителя. (Другая причина — растущая активность поставщиков информации.)
7.6.1. Попытки СМИ продавать контент в интернете по платной подписке — бесперспективны.
8. Вирусный редактор не имеет воли
8.1. Свобода частных реакций является одним из жизненных источников вирусного редактора. Вирусный редактор — всего лишь обязательный побочный эффект вирусного распространения информации по сети фильтров, изменяющих её. Вирусный редактор не имеет цели.
8.2. Воли участников вирусного редактора не суммируются в общую волю. Вирусный редактор не имеет воли. Единственная его «воля» — быть. Она направлена на собственное существование и ни на что больше.
8.3. Вирусный редактор не имеет принципов согласования. Вирусный редактор не имеет запретов. Вирусный редактор не имеет центра.
8.4. Вирусный редактор не имеет локализации. Вирусный редактор не принадлежит никому.
9. Вирусный редактор реактивен
9.1. Не имея воли, не имея центра, вирусный редактор не обладает идентичностью.
9.1.2. Поэтому реакции вирусного редактора вегетативны. Вирусный редактор реагирует только на произошедшее.
9.2. Вирусный редактор реактивен, а человеческий редактор — проактивен.
10. Вирусный редактор не видит будущего
10.1. Если событие ещё не произошло, то вирусному редактору не на что реагировать. Вирусный редактор невозможен для непроизошедшего. У него не может быть установки прогнозировать события ради сообщения о них, ведь у него нет воли. Вирусный редактор мёртв относительно будущего.
11. Вирусный редактор отнял у СМИ всё, кроме навигации в будущем и панорамной повестки
11.1. Вирусный редактор уничтожил монополию СМИ на производство новостей, аналитики, мнений, а также на массовое и оперативное распространение информации. Вирусный редактор отнял у СМИ монополию на выработку ориентиров, научившись вырабатывать общественную значимость не хуже, а порой и лучше профессиональных редакций.
11.2. У СМИ остались только две функции, которые вирусный редактор перебить не сможет. Это навигация в будущем и сжатие картины мира в панорамную повестку дня.
11.3. Навигация в будущем — компетенция личности, но не вирусного редактора.
11.3.1. Будущее требует воли, оно неразличимо для вирусного редактора, но может быть доступно редактору человеческому.
11.3.2. Уступив вирусному редактору прошлое и настоящее, журналистика может сохраниться в тематике будущего, используя своё преимущество — наличие воли у редактора-человека.
11.3.3. Выработка ориентиров по картам будущего является наилучшей социальной навигацией, потому что в условиях сжатия времени журналистская навигация в прошлом уже никому не нужна.
11.4. Панорамная повестка — тоже исключительная компетенция редактора СМИ, но не вирусного редактора.
11.4.1. Вирусный редактор добывает главное, интересное, значимое, но он не способен дать в свёрнутом виде всю картину актуальности. Чтобы увидеть картину мира в блогосфере, надо прочитать всю блогосферу. В СМИ для этого достаточно пролистать журнал или газету, просмотреть вполглаза выпуск новостей.
11.4.2. СМИ сжимают большую картину мира в компактную кругозорную повестку путём применения простого композиционного шаблона: «Политика/Экономика/Культура/Общество/Происшествия/Спорт». Редактор СМИ наполняет каждый раздел, даже если события там не первосортные. Обязательство наполнить каждый раздел шаблона — одно из последних уникальных качеств медиа.
11.5. Профессиональное сжатие картины мира в панорамную повестку и навигация в будущем — вот две последние несгораемые функции СМИ, над которыми предстоит работать инвесторам, издателям, редакторам.
12. Вирусный редактор является новой формой общественного договора
12.1. Отбор и перепечатка сообщений есть форма голосования за значимость этих сообщений. (С возможностью самостоятельной доработки бюллетеня прямо в кабинке для голосования.) Перепост является самым простым и доступным способом гражданской активности.
12.2. Явка в вирусном редакторе случайна, но репрезентативна на 100%. Тематические эпидемии вирусного редактора одновременно являются референдумами — моментальными формами прямой демократии.
12.3. Мнение большинства в вирусном редакторе необязательно к исполнению, но создаёт такие величины социальной гравитации, которые могут влиять на реальность.
12.4. Вирусный редактор есть механизм виртуального общественного договора — самоскладывающегося консенсуса масс по поводу ключевых вопросов общественного бытия.
12.4.1. Вирусный редактор не занимается политикой. Он занимается всем, чем угодно, включая оголтелую ерунду. Но наибольшую значимость в вирусном редакторе приобретают наиболее значимые темы, которые так или иначе касаются вопросов общественного бытия.
12.5. Если власть отгорожена от мнений, то вирусный редактор, будучи средой свободных (а стало быть, вытесненных) реакций, представляет для власти серьёзную угрозу.
12.5.1. При отсутствии реальной политической дискуссии вирусный редактор получает стимул для радикализации свободы суждений. В этих условиях вирусный редактор статистически неизбежно становится в оппозицию к власти (даже с учётом заметного участия в вирусном редакторе охранителей — инициативных или наёмных).
12.5.2. Не имея воли, центра, цели, локализации, вирусный редактор неуправляем.
12.5.3. У власти есть только два способа остановить вирусный редактор: а) ввести тотальную паспортизацию IP с последующим тотальным контролем авторства и б) выдернуть штепсель везде и одновременно.
12.6. Длительное сосуществование вирусного редактора и недемократической власти на одном человеческом материале невозможно. Свободная возгонка значимости вирусным редактором рано или поздно отбирает людей у государства, если государство не создаёт людям достаточной свободы выражения. При вовлечении порогового количества юзеров вирусный редактор неизбежно разрушает недемократическую власть, претендующую на этих юзеров.
12.6.1. Это не значит, что вирусный редактор может построить что-то взамен.
Андрей Мирошниченко, «Частный Корреспондент»
Фото - www.chaskor.ru
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Андрей Мирошниченко, «Частный Корреспондент»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ