Сплошные кролики
Сколько раз твердили миру: занимайся своим делом и не лезь на чужую поляну. Не помогает. В интернете примеров, как не надо браться за непрофильный бизнес, более чем достаточно. Из последних - проект Первого канала «Вшколе.ру». Не надо быть Вольфом Мессингом, чтобы предсказать: как и все остальные проекты с непрофильными владельцами, «Вшколе» обречён на провал. Причин тому масса.
Расписывать устройство и историю проекта «Вшколе» второй раз не стоит (об этом можно прочесть здесь). Длинный и подробный материал про эту соцсеть можно заменить одной фразой: «Первый канал сделал своих «Одноклассников», чтобы денег потратить и нам, интернетчикам, чисто поржать». Никаких других причин, вроде окучивания и удержания телевизионной аудитории и попытки конвертировать её в интернет-ресурс, нет. Всё это оставим для концепций и бизнес-планов.
Несмотря на то что интернет, веб-сервисы и прочие технологии уже давно смешались с телекоммуникационным бизнесом, телевидением, шоу-бизнесом, а также сталелитейным производством и добычей газа, это всё-таки отдельная среда и отдельное направление. Можно заменить слово «интернет» словом «телевидение», которое тоже лезет во все среды, но, увы, не перестаёт от этого быть телевидением со своими правилами, законами, заморочками и стилем работы. Какая бы конвергенция и интеграция ни происходила между отраслями, каждая из них не теряет свою самостоятельность категорически.
Смешение отраслей приводит к тому, что, когда телевизионщик, например, приходит в интернет со своим глубоким и ценным телевизионным бэкграундом, он всё равно смотрит на эту среду как на телевизор. Пусть неявно и местами подсознательно. Но всё же. И так получаются «кролики» Фёдора Бондарчука, Top4top прекрасного телеведущего Дмитрия Диброва и социальный проект «Вшколе». Так появляются и так исчезают. Потому что ощущение, что ты самый умный, не покидает создателей и не позволяет делегировать проектирование, концепцию и разработку тем, кто в вебе не первый день.
Или вот пример: Golden Telecom, а ныне «Билайн», владеет некоторым количеством веб-сервисов. Поисковая, извините, система «Апорт», знакомый старичкам проект Omen или RussiaOnLine. Эти названия помнят лишь поседевшие зубры интернета. Обычному пользователю эти названия мало о чём говорят.
Почему так получилось? Потенциал у проектов теоретически есть или был. Можно было придумать что-нибудь креативненькое. Как-то развиваться и что-то делать. Но воз и ныне там.
Заглянем внутрь гипотетической компании, где интернет не является профильным бизнесом, читай - источником доходов. Тот же Первый канал. Или «Билайн». Не важно. Сотни, а где-то тысячи человек работают над тем, чтобы владельцы зарабатывали на голосовых минутах, рекламных эфирах, прокладке кабеля, труб, перекачке газа. Интернет-департамент - а такой теперь есть в каждой компании - выглядит как пара-тройка кабинетов в гигантском бизнес-центре. И отношение к нему такое же. «Ах, эти интернетчики, только денег хотят и делают что-то непонятное. Мы и сами умные. Вон, давайте «Одноклассников» ещё одних сделаем!» Это как пример. Подобных изречений масса, их даже придумывать не надо. Наверняка сотрудники таких отделов их слышали не раз. А на выходе: кролики в школе пытаются загрузить Top4top.
Эта часть скорее эмоциональная, нежели практическая. Какая нам с вами разница, сколько вложил Первый канал, получилось у него что-нибудь или нет. Да и на фоне бюджетов Первого очередная социальная сеть - лишь скромная строчка в гигантской таблице. Но когда ошибки, подобные этой, становятся практикой и традицией, хочется напомнить, что многие компании используют интернет как удобный инструмент, часто успешный бизнес. И без интернета сейчас никуда, просто использовать его нужно с умом.
Не устану повторять, что России повезло с её культурно-технологическим отставанием от цивилизованного мира. Уже не надо ничего придумывать, изобретать велосипед, копировать «Одноклассников». Достаточно побродить по нужным сайтам за пределами РФ, посмотреть, как развивается та или иная отрасль. Как и что делают тамошние телеканалы. Или сотовые операторы. Примеров красивой «дружбы» с интернетом среди вроде бы непрофильных компаний более чем достаточно.
Взять хотя бы CNN. Крупная контора, наверняка располагающая средствами для своей социальной сети. Но нет, они поступили умнее. И, используя моду на гражданскую журналистику, запустили проект iReport, где каждый может загрузить свой репортаж и есть некоторая вероятность, что его покажут в эфире. Можно посмотреть, что идёт в эфир. Если есть силы, то не просто посмотреть, а снять видео и попробовать попасть на ТВ. Может, проект скучный и не особо модный. Однако среди лояльной аудитории пользуется популярностью. Репортажи показывают, народ снимает. Хороший пример, когда интернет служит телевидению. И отличная интеграция с Facebook. Количество поклонников CNN там скоро перевалит за миллион, все крупные события можно обсудить и комментировать со своего аккаунта в этой социальной сети. Молодцы. Не идут на чужую поляну, а используют её преимущества.
Или BBC. Казалось бы, английский консервативный монстр не должен быть впереди планеты всей. Однако их проект BBC iPlayer, похоже, скоро будет отбирать аудиторию у эфира. Ведь как удобно скачать в HD-качестве серию любимого сериала, который ты пропустил по тем или иным причинам, или посмотреть передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. И всё это в универсальном формате, с удобным клиентом для компьютера. Причём любого. За iPlayer много благодарных зрителей сказали BBC спасибо.
Правда, российским посетителям придётся уйти ни с чем: видео доступно только для обитателей Туманного Альбиона. Почему Первый канал не перенял такую очевидную идею и не доставил радости российским телезрителям смотреть Малаховых в любое удобное для них время, остаётся загадкой.
Примеров хорошей конвергенции много, но у российского пользователя они вызывают лишь грусть: эта высокотехнологическая роскошь где-то там, за далёким рубежом. А тут - сплошные кролики. Одна надежда, что те, кто принимает решения, перестанет наступать на грабли, позовёт умных людей с хорошим опытом и сделает что-нибудь хорошее. До этого момента мы с вами вряд ли увидим интересный интернет-проект от тех, кто к интернету никакого отношения не имеет.
Антон Меркуров, издание «Частный Корреспондент»
