Тысяча и один мессидж Юлии Тимошенко
В принципе, совершенно нормально, что отправленная в отставку экс-премьер стремилась создать у сограждан максимально благоприятное представление о себе, о своей работе и о работе своего правительства. Однако в этом своем стремлении Юлия Владимировна явно перегнула палку, очень произвольно трактуя факты и обстоятельства. В минувшую пятницу телеканал "Интер" побил все мыслимые рекорды. 70% наших граждан, включивших телевизор, как завороженные, наблюдали за действием, развернувшимся в студии.
Юлия Владимировна Тимошенко излагала свою версию правительственного кризиса. Я, конечно, не специалист, во всяком случае, — не теоретик, но рискну предположить, что запись этой программы может быть использована как учебное пособие, как минимум, по двум очень разным предметам. Прежде всего, разумеется, в школе театрального мастерства. И, во-вторых, на спецкурсе по нейролингвистическому программированию.
В принципе, совершенно нормально, что отправленная в отставку экс-премьер стремилась создать у сограждан (в ближайшем будущем — избирателей) максимально благоприятное представление о себе, о своей работе и о работе своего правительства. Однако в этом своем (еще раз подчеркиваю — вполне естественном) стремлении Юлия Владимировна явно перегнула палку, очень (ну просто — очень) произвольно трактуя факты и обстоятельства. Как говорил великий Дюма: "История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину".
Общий эскиз картины г-жи Тимошенко был обрисован широким мазком в первые же минуты выступления: "Хочу розпочати з того, що уряд, який ви обрали, який обрали ті люди, які голосували за нову владу, за демократію — це дуже успішний уряд". И уже в одной этой фразе — сразу же две принципиально важные, скажем предельно мягко, — неточности. Прежде всего, правительство у нас (если Юлия Владимировна не в курсе) не "выбирается", а назначается. Указами Президента. И даже правительство Юлии Тимошенко (хоть в это и трудно поверить) создавалось именно так, в рамках Конституции. Единственным отклонением от традиционной процедуры (но не от конституционных норм) было подписание президентских указов непосредственно в сессионном зале парламента. Тем не менее, к этой своей позиции — то ли "народного" избрания, то ли, как минимум, народной легитимизации Юлия Тимошенко вернулась еще раз, напомнив, что "під час інавгурації Президента практично вся площа скандувала моє ім'я. Це вплинуло докорінним чином — і мене призначили". Очевидно, что эта сакрализация в сознании граждан себя самой в чине "народного" премьера чрезвычайно важна для Тимошенко и является одним из ключевых "мессиджей" ее откровения городу и миру. Но многие все еще помнят, что площадь, скандировавшая имя Тимошенко в день инаугурации Президента, была уже совсем не тем Майданом, который выстоял в декабре против Кучмы. Подавляющее большинство тех, кто вышел на митинг в первые дни, и тех, кто в первые дни приехал в Киев защищать свою свободу, разошлись и разъехались по домам вскоре после победы. И все сколько-нибудь информированные участники процесса утверждали, что некий "призрак Майдана" в январе и начале февраля 2005 года поддерживался структурами, близкими к Юлии Владимировне, именно для того, чтобы выкрикнуть в день инаугурации ее имя. Такая специфическая, сама из себя произрастающая легитимность (в биологии это называется вегетативное размножение) вызывает все-таки некоторые сомнения, и апеллировать к ней, как мне кажется, не вполне корректно. Впрочем, о корректности своей "картинки" экс-премьер заботилась меньше всего.
Что касается "успешности" и "чрезвычайных достижений" правительства Юлии Тимошенко, то приходится признать, что, при всем нашем стремлении к объективности и желании найти независимые подтверждения столь оптимистических оценок, нам это сделать не удалось. В ходе наших изысканий мы нашли нескольких экономистов, разделяющих оптимизм Юлии Владимировны, однако все они оказались связаны либо с самой Тимошенко, либо с министрами экономического блока ее правительства. Что касается независимых экспертов, то все они, в том числе такие авторитетные специалисты, как профессор Виктор Найденов и академик Юрий Пахомов, к сожалению, весьма аргументированно утверждают, что экономическая политика правительства Тимошенко поставила Украину на грань катастрофы. Причем ключевые пункты их аргументации касаются как раз тех положений, которые Юлия Тимошенко провозгласила своими "10 наибольшими достижениями". "Уникальный инвестиционный климат", успехи сельского хозяйства, экономический рост, легализация и детенизация бизнеса, проведение "прозрачной приватизации, без всех коррупционных и подковерных действий", разработка стратегий энергетической независимости и развития автодорог, и т.д., и т.п.
Независимые эксперты по всем этим пунктам ставят жирные "минусы", Юлия Тимошенко — огромные "плюсы". Трудно заподозрить ее в некомпетентности, скорее тут обычное политическое лукавство. Ведь тезис о выдающихся успехах правительства необходим как основание для другого утверждения, еще более важного для политических перспектив Юлии Владимировны: "Мене зупинили на злеті". Это своего рода дуплет: все шло просто замечательно, а было бы еще лучше, если бы не… Дело в том, что, если эксперты-экономисты прогнозируют в ближайшее время грандиозный финансово-экономический кризис, то политологи гадают: на кого народ возложит за него ответственность? А социологи подтверждают: это решающим образом предопределит волеизъявление граждан на выборах в марте 2006 года. Миф о выдающихся успехах правительства Тимошенко необходим, потому что только он может стать ее алиби в надвигающемся экономическом коллапсе и, соответственно, пропуском к дальнейшим политическим взлетам. И если "низкие истины" противоречат "возвышающему обману", то тем хуже для "низких истин"!
Несколько слов о социальной политике. Тут Юлия Владимировна была предельно аккуратна. То есть, расписывая свои 10 достижений, она, конечно, не преминула отметить: "Ми вирішили такі соціальні програми, які не вдавалось вирішувати жодному уряду", но предварила это заявление интересной сентенцией: "Ми виконали все, що обіцяв Президент тим, хто йому вірив". И ведь хотелось бы верить, что это — как бы демонстрация готовности разделить с Виктором Ющенко лавры успехов и достижений, но это вряд ли. И неспроста рекрутированные экс-премьером СМИ уже вещают, что, дескать, несчастной Юлии Владимировне приходилось воплощать в жизнь популистские обещания, розданные Президентом. А именно эти ничем не обоснованные социальные выплаты, как утверждают специалисты, надорвали силы нашей экономики. Иначе говоря, Юлия Тимошенко и впрямь готова разделить, только не лавры, а ответственность. И даже не разделить, а — "Ми виконали все, що обіцяв Президент" — просто переложить ответственность на Виктора Ющенко. В этом немало истины, однако все-таки не Президент, а именно премьер-министр Тимошенко вволю попиарилась, со всех телеэкранов обещая народу дешевое мясо, дешевый бензин и дешевый сахар. Каждый раз очередная кампания обеспечения "дешевизны" заканчивалась соответствующим кризисом. Относительно кризисов (всех вместе и каждого в отдельности) у г-жи Тимошенко есть четко сформулированное строго научное объяснение. Кризисы организовали плохие, своекорыстные люди из ближайшего президентского окружения — враги Юлии Владимировны, и Президента, и, естественно, всего украинского народа.
Что касается кризисов — врать не будем, эксперты в оценках не расходятся даже, а просто-таки разбегаются в разные стороны. А вот о коварных президентских друзьях речь надо вести отдельно. Потому что у этой проблемы есть два не слишком связанных между собой аспекта. Верно, что пресса, в том числе и "Грани плюс", много писали о коррупции и серьезнейших злоупотреблениях среди лиц из самого близкого окружения Виктора Ющенко. Как впрочем, и о не менее серьезных злоупотреблениях самой Юлии Владимировны, о сомнительных коммерческих связях ее самой и ее ближайшего окружения.
Но в контексте приближающихся выборов реплика Тимошенко о президентском окружении играет куда более значимую роль. Фактически Юлия Тимошенко задала тему, которая, скорей всего, станет лейтмотивом всей избирательной кампании ее блока — "Мы любим Виктора Андреевича, но его окружение не дает ему стать самим собой. Поэтому мы боремся с его окружением, и, голосуя за БЮТ, вы поддержите настоящего Ющенко — против Ющенко "ненастоящего", который призывает голосовать за НСНУ". Не останавливаясь на спорном вопросе о моральности такого подхода, можно сразу признать его потенциальную эффективность. Впрочем, это уже проблемы самого Виктора Ющенко и вождей предвыборного блока, добивающегося права носить его имя.
Трудно сказать, какая часть из многомиллионной аудитории, жадно ловившей каждое слово Юлии Тимошенко, восприняла в полной мере все ее "мессиджи". Недюжинное актерское дарование Юлии Владимировны и впрямь завораживало. Особенно после выступления Виктора Ющенко. Президент — это было видно — мучительно переживал разрыв. Ему было тяжело, ему было больно. На этом фоне тщательно выверенные, безукоризненно просчитанные и блистательно исполненные реплики Тимошенко, ее жесты и несомненный шарм оставляли впечатление несколько двойственное. Может быть, не стоило ей на этот раз быть столь талантливой актрисой. Впрочем, на это способны лишь актрисы подлинно великие.
Валерий Зайцев, "Грани плюс"
Читайте також:
Тимошенко - небезпечна зброя в ефірі?
Запитання „Детектор медіа”: Як ви оцінюєте з точки зору піартехнологій, формування іміджу, два телезвернення до народу – Віктора Ющенка та Юлії Тимошенко?
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ