Телевидение закрыто для ярких людей. Их решено считать маргиналами

5 Жовтня 2004
0
646
5 Жовтня 2004
13:34

Телевидение закрыто для ярких людей. Их решено считать маргиналами

0
646
Говоря о журналистах, президент страны провел аналогию с форточкой: «откроешь — шумно, закроешь — душно…»
Телевидение закрыто для ярких людей. Их решено считать маргиналами
Вам как сейчас: шумно или душно, когда вы смотрите телевизор? — спросила я у главного редактора телекомпании «Эхо», в прошлом — одного из популярных ведущих старого звездного состава НТВ Андрея НОРКИНА. — И имеет ли для вас по-прежнему значение пульт, если — как ни жми на его кнопки — новостные программы в последнее время практически не различаются?

— С информацией все просто — есть генеральная линия, и так или иначе все ориентируются на верстку второго канала. Отличий действительно становится все меньше и меньше

Вы — телевизионщик с большим теперь уже стажем, как вы себе всю эту ситуацию объясняете?

— Здесь много совпало факторов: с одной стороны, усилившийся со стороны государства контроль над информацией, с другой — реальная, наверное, все-таки потребность зрителей в развлекательных программах. Нельзя говорить, что это только у нас: 90 процентов российских развлекательных программ — это, как известно, кальки с западных передач. Те же самые «фабрики звезд», «народные артисты», которые хорошо идут на Первом нашем канале и пробуксовывают, на мой взгляд, на «России», есть, к примеру, во Франции. Можно взять для примера испанские, итальянские телеканалы — и там сплошняком кулинарные шоу, все без конца смеются, чему-то радуются. Но у всех все же остаются политические программы и политические ток-шоу.

Распалась связь времен: в развлекательных программах мы — в 2004-м, а в информационных реалиях — где-нибудь эдак в начале восьмидесятых.

— Я здесь вижу еще один фактор, который объясняет ситуацию, — это восстановление рекламного рынка: стало больше денег, появились новые технические возможности, развлекательное телевидение — дорогая вещь.

Качественные фильмы закупает в последнее время и канал СТС, они вообще сделали большой скачок как телевидение развлекательное.

Что касается информационных программ, так здесь разница с годами восьмидесятыми пока еще остается, потому что все равно факты так или иначе пробиваются, пусть не сразу, а дня через два. При этом, заметьте, все негативные эффекты только усиливаются.

В дни бесланской катастрофы можно было ночью включить REN ТV и там уже что-то понять — конечно, этот канал отличается своей информационной составляющей, здесь «ТЭФИ» с формулировкой «Верность профессии» была вручена недаром. По остальным каналам, несмотря на всю их выхолощенность, все равно рано или поздно все пролезало в эфир, с непростительным опозданием, но все проходило — и по количеству заложников, и по интервью Аушева.

В 80-х такого не было, тогда все вообще было одинаково по всем каналам. Сегодня еще есть такая маленькая лазеечка, в которую информация все равно попадает.

Имеющий уши — услышит.

— Или умеющий читать. Посмотрите, как сейчас взлетели тиражи газет, оставшихся независимыми. Это говорит о том, что на самом деле не так уж люди и устали от информации, да и как можно устать от знания о жизни во всех ее проявлениях…

Когда Сергей Брилев показывает ковроткацкий цех в одном из регионов Северного Кавказа, говорит о нем как о единственном месте работы для местных жителей, о том, что люди обнищали, потому они и идут в террористы, а дальше гордо информирует, что и эти проблемы решаются, поневоле вспоминаешь времена пятилеток. Не могу понять: вся эта патетика — для чего она? Люди-то не верят. Может быть, такое вдалбливание рассчитано на молодежь? Может быть, только дети пока еще готовы поверить в сильную, единую державу, надежного президента, а поверив и нащупав «врага», уходят в скинхеды – «пусть меня научат»?

— У меня такое впечатление, что о поколении молодом, которое еще не имеет возможности голосовать, сейчас как-то не очень заботятся. Нет такой цели у телевидения — захватить души подростков. Державность, спасение страны и так далее — это все больше рассчитано на взрослых, которые в положенный срок должны прийти на выборы.

Сегодня, по цифрам левадовского центра, рейтинг Путина равен 56%, регулярное падение идет с марта. Но после «Курска» была примерно такая же ситуация, рейтинг упал, а потом все опять пошло вверх. И сейчас пройдет волна, вызванная терактами, и все повторится. Потому что, к примеру, Первый канал уже говорит о том, что послание президента Федеральному собранию было проникнуто заботой о каждом конкретном россиянине. Я сам это слышал, где конкретно это было в послании — не знаю, я этого не нашел, но рейтинги вот так и поднимают.

На телевидении сегодня все-таки многое определяют рейтинги передач, деньги. Вы сами говорите о том, что взлетели тиражи независимых газет, есть востребованность, есть большое желание людей послушать ярких, значимых людей. Узнать их мнение не о декларируемых, а о настоящих проблемах…

— Но есть еще востребованность и в «старых песнях о главном». Во время траура мы имели возможность лицезреть по всем каналам Ленина, Дзержинского, красноармейцев, которые бегали с наганами, били басмачей.

Это в самом деле востребовано или просто так закрывается пустота?

— Это — востребовано. Сказал же в своем выступлении 4 сентября президент страны о том, что мы потеряли великий Советский Союз. И, по всем социологическим опросам, люди говорят в большинстве своем, что советские времена — это самые лучшие времена в их жизни. Никто не знал о взрывах в метро. Пусть без колбасы, но спокойно…

Да, телевидение сегодня — это, как ни крути, коммерческий продукт, оно считается с желанием зрителя. А у зрителя, как у ребенка, потребность в таком одеяле — закрывается он им с головой, и вроде как не страшно. Вот ему это одеяло и дают, вот он и накрывается… А конкретные разговоры о реальных проблемах могут вести люди, которых приглашают, не исходя из того, насколько они любят президента и «Единую Россию»… А те, у кого есть своя точка зрения и они ее могут аргументированно высказать. Но нам объясняют, что маргиналов, которые потерпели поражение как политики и как бизнесмены, приглашать больше не будут, так примерно высказался Владимир Михайлович Кулистиков, когда его назначили генеральным директором НТВ. Телевидение закрыто отныне для ярких людей, а если кто-то и приходит, так, поскольку нет сейчас прямого эфира, все и вырезается.

То есть если при советской власти высылали на какой-нибудь сто первый километр, то сегодня — за грань эфира?

— Ну да, посмотрите — нет политической сатиры, нет даже «Красной стрелы», хотя она была уже не так ярка, как «Тушите свет». Нет Шендеровича, все давно привыкли, что его и не может быть.

Мало кто в России имеет дома такое оборудование, с помощью которого можно видеть новости вашей телекомпании «Эхо». Я так понимаю, что это — альтернативные новости?

— Нет, новости не могут быть альтернативными. Новость — она и есть новость, и нужны еще комментарии к ней. Вот, собственно, то, что мы и стараемся делать. И это то, чего нет, на мой взгляд, на информационных каналах отечественного телевидения. Там либо сам факт купирован очень сильно, либо он просто отсутствует, а если уж он есть, то представлен только одной стороной. Да, государственные каналы должны пропагандировать какие-то государственные идеи, это правильно. Вот, к примеру, льготы заменили на денежные выплаты, обязательно надо было про это рассказывать, надо было объяснять, чем это хорошо. Но не говорить о том, что у большей части населения это не находит понимания, вызывает отторжение, что идут митинги по всей стране, — ну как же так можно? Решено, что голодный паек поможет оздоровлению общества… И готовят повара комплексный обед.

Странный какой-то сейчас момент. Вроде бы уже душно, но шумы еще долетают, просачиваются. Не наглухо закрыта форточка…

— Ну вы знаете, чем быстрее закрутятся все гайки, тем быстрее резьба сорвется, на самом деле у меня такое впечатление. Я после школы работал слесарем, я знаю, что это такое. Ну нельзя дальше уже закрутить! Закрутишь — резьба сорвется, трубу прорвет и вода начнет хлестать…

NovayaGazeta.ru
LIKED THE ARTICLE?
СПОДОБАЛАСЯ СТАТТЯ?
Help us do more for you!
Допоможіть нам зробити для вас більше!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
обозреватель «Новой»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
0
646
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду