Петр Мага: «Савик сидит на электрическом стуле»
«Америка прошла путь от бурной сексуальной революции, чтобы стать самым пуританским государством. Там журналы с такими картинками, что, мама, не горюй, продаются упакованными. У нас же подходишь к газетному ларьку - така-а-ая гинекология во все обозрение!»
Добираясь машиной к нам в редакцию на интервью, Петр Мага... заблудился в окружающих улочках. Я минут десять висела на телефоне в роли штурмана, пока известный телеведущий не сказал: «Все, я под вашим зданием». В программе «Шустер Live» он вряд ли заблудится или дезориентируется. И сказывается, думаю, не только опыт работы на телевидении (Мага лет десять вел знаменитую «Телефортуну»).
Будучи на волне недавнего «Евровидения», Петр нашел в моем лице благодарного слушателя на эту тему. Так я узнала, что Мага искренне болел за участника от Норвегии Александра Рыбака и, будь его воля, на конкурс в Москву отправил бы снова Ани Лорак.
Парень со второго этажа
- (Проговорив со мной на тему «Евровидения» около пятнадцати минут, спохватывается. - Авт.) Да, о чем мы должны были говорить?
- Вообще-то о вас...
- Обо мне? Я неинтересен.
- Если вы заинтересовали людей, запустивших «Шустер Live», - уже повод быть интересным. Как вы попали туда?
- Мое самолюбие радуется - я не просился к Шустеру. Я находился на чемпионате мира по футболу, смотрел его «3-й тайм» - и хватался за голову: «Боже, какую дурь они там говорят!» Когда вернулся в Киев, меня пригласили к Шустеру. Он человек осторожный в подпускании к себе людей, поэтому мое появление принял без энтузиазма: ну, пришел какой-то «парэнь» из «Телефортуны». Но во время работы у нас возникли хорошие тандемы, мы шутили - а Шустер очень любит живой интерактив. И как-то он звонит: «Давай поговорим о творчестве». Хотя пока Савик работал на прежнем канале, мне там места не было. Только на канале «Украина» Шустер получил карт-бланш. Его можно любить или нет, и даже в Интернете проскочила информация, что он - посланник ЦРУ, призванный развалить Партию регионов, а я - «упитанный Спиноза, умно вещающий со второго этажа». Я получаю удовольствие от работы с этой командой. Хотя это очень разные люди, пришедшие из разных изданий, каждый - со своими амбициями.
- (Показываю задранный нос. - Авт.) Типа этого?
- Нет, наоборот, они об этом забывают, когда речь о деле.
- Результат удовлетворяет зрителя?
- Я часто сталкиваюсь с претензией: «Для чего вы приглашаете скандальных политиков?» Сразу вопрос к зрителям: «А почему вы смотрите?» Были прекрасные программы с Евгением Евтушенко, Юрием Рыбчинским или о литературе. Но если каждый вечер показывать только такие программы - нас перестанут смотреть. Народу интересны не темные аллеи Бунина, а то, что на них делают.
«Неинтересно, когда клюет мелюзга»
- Давайте поговорим о ваших отношениях с Шустером. Мне так показалось, что во время программ...
- (Перебивает. - Авт.) Еще скажите, что он меня гнобит.
- Нет, просто у вас достаточно интересные отношения. Но об этом хочу услышать от вас.
- (Хитро смеется. - Авт.) Не скажу! Иногда мама звонит в шоке: «Почему он тебя так ненавидит?» А друзья спрашивают: «За что он так тебя любит?» И кто прав? Никто не может понять природу моих отношений с Савиком.
- Продуманная фишка?
- Вы представляете, что мы с Шустером договариваемся: «Я тебя буду чмурить и ненавидеть»? В программе я слежу за ситуацией - и вижу, как кого-то из политиков «заносит», и я должен это перебить. В этот момент вмешивается Савик: «Дай договорить». Как это возникает, не знаю, это химия, о которой мы не договариваемся.
- Участники программы совершенно разные...
- Трагедия «Шустер Live» - когда приходят умные политики. В пятничном формате программы меня нет - пребывать в этом «террариуме единомышленников» невозможно. Они слишком серьезно выполняют свои задания - а на самом деле, они же не такие. Леню настрополила одна партия, Васю - другая, оба забыли о собственном мнении и пришли решать задачи свыше. Если двое или трое скандалят в ежедневном формате - это уже удовольствие, ведь можно рвать и перебивать. Дикая трагедия была, когда участвовали Порошенко и Тигипко - два монстра бизнеса, два толстолобика в лучшем понимании этого слова. Говорили на спецтемы - я «тух». Мое залезание в их беседу выглядело так, будто идиот Мага пытался напомнить о своем присутствии. Еще в этом плане классный Яценюк: забрасываешь удочку - и он сразу клюет. И тянет так, что еще очень большой вопрос: кто кого. Неинтересно, когда клюет мелюзга.
- Не секрет, что многие политики, которые ссорятся на «Шустер Live», в жизни дружат. Каковы их отношения за кулисами?
- Прекрасно понимаю: над каждым из них - контроль, дающий прибыль. Мне кажется, что между ними договоренность не переступать через определенную черту. «У вас, скромный чиновник Иван Иванович, домик в Конча-Заспе» - «Иван Никифорович, а у вас же дом через забор» - и каждый закроет рот. Они не трогают бизнес друг друга даже за кулисами. В Украине есть противоборствующие силы. Если бы они схлестнулись по-взрослому - все, стране кирдык, можно выносить венки и ставить крест.
Публика голосует ногами
- Все так плохо?
- Нет, я безнадежный оптимист. И мы проходим все болезни возраста, которые прошла, скажем, Америка в двадцатых годах прошлого века. Возьмем наше однозначно лучшее в мире образование. Его убили. Моя дочь поступает в театральный, сдала тестирование по истории и полтора месяца должна рвать на себе волосы, ожидая результаты. Ведь если у какой-то серой мышки без задатков будут лучшими результаты - она получит привилегии. Поэтому я хочу нормальных советских экзаменов! Да, семь штук после 10-го класса. Хочу нормальных комиссий районо, которые бы держали претендентов на золотую медаль за горло так, как держали нас!
А сейчас? Приезжаю в Черновцы - церемония награждения 350 медалистов... Я страшно люблю свой синий диплом выпускника Института Карпенко-Карого, ведь за каждую оценку я сдал литр крови. Да и никто никогда не спрашивал моего диплома - это не подтверждение профессионализма. Во все времена публика голосовала за профессионализм ногами - или приходила, или нет.
- Вы уже чувствуете, когда гости программы начинают фальшивить?
- Даже если ты знаешь и чувствуешь - не можешь сказать. Нет доказательств.
- А спровоцировать?
- Хорошо, скажем: «Уважаемый мистер Икс! Ты забрал у мистера Игрека завод». А у того юридически не к чему придраться. И мы добьемся суда. Они умны в том, что делают, каждая ложь заблаговременно подготовлена.
- Как вы делаете подборку видеоряда для программы?
- В зависимости от темы. Но есть и экспромты. Например, Алле Пугачевой говорят: «Ваш прощальный тур - не пир ли во время чумы?» Ответ: «Нет, это чума во время пира». И я моментально хватаю фразу - это ж суперфинал для программы!
Айсберг в костюме и очках
- Не было мыслей хотя бы в одной программе занять место Шустера?
- Ну вы и искуСАтель, Оксана! Ведь Савик сидит на электрическом стуле. Он взял на себя очень неблагодарную миссию. Пока какая-то политическая сила выглядит в программе триумфально - Шустер хороший. И как только теряются позиции - «Вот, Шустер работает на других». Но он на своем месте, а то, что мы видим, - маленькая часть айсберга, одетая в хороший костюм и красивые очки, исполняющая роль модератора в шикарной студии. За этим же всем стоит огромный продакшн - и он хороший менеджер. Говорю не потому, что работаю с Савиком. Я даже не его подчиненный. У меня с ним партнерский контракт. Шустер - лицо программы. О каких экспериментах может идти речь?
- Вы только не смейтесь, но у меня возникли ассоциации, что вы в программе - как удачно подобранный сыр к дорогому вину.
- Я? Сыр? (Хохочет. - Авт.) Это же аморфная масса с дырками, иногда - с плесенью. Не хочу быть сыром!
- А что вы хотите?
- Чтобы в студию пришли онкобольные дети - посмотреть на тех, кто не додает нашей онкологии нужных средств. Кто из политиков пришел бы на эту программу? Очень мало. Ведь они привыкли к душевному комфорту. Для них даже скандал комфортен. Но когда видишь лысых деток без бровей и знаешь, что выживших - только 36 процентов, и это на твоей совести - некомфортно, мягко говоря... От них ведь многого не надо, например, купить не «лексус», а «тойоту-кемри», а оставшиеся деньги отдать в онкоцентр, чтобы приобрести очиститель крови, без которого дети с онкозаболеваниями болеют после химиотерапии гепатитами.
- Так могут поступать только нормальные люди...
- Когда-то давно, когда в театре не платили зарплату, и все было очень плохо, мы поехали на рыбалку. Жена приготовила мне бутерброды с салом. С нами был очень надменный директор колбасного цеха. Он нарезал сухой колбасочки. Я взял маленький кусочек, не успел откусить, а человек говорит: «Сало свое кушай». Я, 90-килограммовый мужик, мог раскрошить в капусту этого хиленького мужичка. Но отошел к Днестру в кусты и прорыдал там, как ребенок, потому что бедность - это унижение, которое надо победить. Когда рассказал эту историю другу, тот ответил: «Ты останешься нормальным человеком до тех пор, пока будешь помнить этот эпизод».
Любит:
Из машин - «субару», из еды - голубцы и закарпатскую домашнюю колбасу гурку, а также морепродукты (особенно устрицы), из отдыха - рыбалку, грибы, книги (в первую очередь - Антона Чехова и Джека Лондона), из музыки - «Машину времени», «Песняров», «Квин», «Роксетт», «Дюран-Дюран», а еще - классическую музыку: Прокофьева, Хачатуряна, Шопена, из одежды - все, что купит жена. Говорит, что рыболовецкий костюм делает его полностью счастливым.
Не любит:
Панибратства на улице со стороны незнакомых людей.