Тайны смерти столичного журналиста в Виннице больше нет

23 Січня 2003
661
23 Січня 2003
11:53

Тайны смерти столичного журналиста в Виннице больше нет

661
Самым загадочным из якобы “загадочных обстоятельств” его смерти осталось только последнее не состоявшееся в тюрьме интервью Сергея Набоки В Украине на этой неделе мог грянуть гром. Не прогремел. А душе — зябко и неуютно.
Тайны смерти столичного журналиста в Виннице больше нет
Потому что в субботу в номере “приезжей” винницкой тюрьмы был найден мертвым известный журналист, обозреватель “Радио “Свобода” Сергей Набока. Он находился в Виннице с творческой группой, которая готовила очередной цикл передач для “Свободы” об условиях содержания заключенных в тюрьмах.

“Еще одна загадочная смерть известного своими оппозиционными взглядами журналиста”... “Пока мы не знаем точно, от чего умер Сергей. Окончательное заключение обещают где-то через неделю. Но даже когда оно появится, мы все равно не будем знать настоящую правду... Потому что такова судьба честных и независимых журналистов — слишком часто именно такие журналисты стали умирать, накладывать на себя руки, перед тем обязательно куда-то уехав”...

Это лишь некоторые цитаты из первых комментариев столичных СМИ относительно случившегося в то утро в Виннице.

На контроле у прокурора

Вызов на “скорую” поступил в 5.32 утра, а в 5.48 бригада врачей уже констатировала смерть С.Набоки. В предварительном заключении врачей причиной смерти журналиста был указан тромбофлебит.

Окончательные результаты вскрытия тела будут известны не раньше 28 января. Однако в первичной “служебке” указано, что смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Тем не менее, расследование обстоятельств смерти журналиста взял под личный контроль прокурор области Геннадий Клюге. Что, учитывая личность Сергея Набоки, бывшего одним из самых авторитетных украинских журналистов, и неудивительно.

Основатель информационного агентства УНИАР, президент Украинского медиа-клуба в последнее время был известен своими острыми передачами на “Радио “Свобода”, где вел, в частности, цикл программ о содержании заключенных в тюрьмах “Права человека: украинская реальность”.

Кого С.Набока искал в винницкой тюрьме...

В Винницу С.Набока приехал с двумя журналистами “Радио “Свобода”, Надеждой Шерстюк и Андреем Охримовичем, для подготовки программы о содержании в Винницкой тюрьме №1 лиц, осужденных на пожизненное заключение. Поездка долго готовилась и согласовывалась с начальником управления пенитенциарных заведений Украины Владимиром Левочкиным. Интересовала правозащитников именно винницкая тюрьма, скорее всего, потому, что не так давно винницкий корреспондент “Радио “Свобода” Валерий Лазаренко подверг это учреждение критике. В частности, что здесь “условия для содержания именно такого спецконтингента не соответствуют европейским стандартам”.

Ну, тот факт, что в наших тюрьмах сидят абсолютно бесправные люди (некоторые лишены даже права на собственные отдельные нары) — не секрет. У пожизненных заключенных этих прав даже, напротив, больше, хотя и умещаются они на одном листе стандартной бумаги. Получасовая прогулка в день, пять книг и две газеты (если выпишешь) в неделю, две посылки и четыре бандероли в год, четыре свидания с родственниками через стекло, бормочущая радиоточка — целый день... Через 15 лет можно написать прошение о помиловании. А дальше — все может быть, если в личном деле осужденного нет отягчающих записей. Поэтому пожизненники, которым, казалось бы, уже все равно, стараются с администрацией не конфликтовать. За малым исключением.

— В Винницу группа приехала на три дня в четверг, — рассказал Валерий Лазаренко, главный редактор журнала “Правозахисник” и корреспондент “Радио “Свобода” в регионе. — Я поделился с ними всей информацией, которой владел и которая интересовала Набоку. В частности, по заключенному Владимиру Ковалеву, жалоба которого дошла до Евросуда. Их сопровождало руководство тюрьмы, но вот встретиться как раз с Ковалевым и не дали...

Кстати, личность последнего действительно неординарна. Уже хотя бы тем, что никто из других пожизненников не хочет сидеть с ним в одной камере. Говорят, что он во время отсидки во Владимирской спецтюрьме с голода забил сокамерника и пил его кровь. А посему, мол, увольте. Но Ковалеву уже 61 год, и он утверждает, что завязал, а последнее дело против него якобы сфабриковано органами. Возможно, в данном случае действительно доказательную базу перевесил его статус особо опасного рецидивиста. И он не устает уже восьмой год оспаривать свой пожизненный приговор. Но встретиться с ним Набока не смог.

Сердце диссидента

— На первую ночь группа останавливалась в гостинице “Южный Буг”, — продолжил Лазаренко. — А потом договорились, что заночуют в “приезжей” при Винницкой тюрьме. Там, в номере, где-то в 5.00 утра ребята и обнаружили Сергея Набоку уже мертвым. Вскрытие засвидетельствовало смерть вследствие сердечной недостаточности. Жена Набоки Инна, которая в тот же день приехала за телом, говорила, что Сергей в последне время жаловался на сердце, прыгало давление. Но при его режиме работы и пережитом это и неудивительно.

— Но Набока успел сделать все запланированное? Где сейчас записанные группой материалы?

— Насколько я знаю, в Виннице группа работу закончила и в то утро собиралась ехать в Хмельницкий, где в 1981—1984 гг. отбывал наказание как политзаключенный сам Набока. А все материалы у Шерстюк и Охримовича, программа частично готова, но пойдет ли она в эфир в таком виде — это уже вопрос к ним, а не ко мне...

Накануне последней годовщины со дня рождения Георгия Гонгадзе Сергей Набока заметил, что убийство Георгия вошло в историю журналистики, “потому что он показал, что профессиональные журналисты, имеющие моральные принципы, на самом деле очень неудобны для нынешней власти, которая ничем не отличается от предыдущего режима”. И вот уже его собственная смерть, именуемая загадочной, повлекла схожий резонанс.

— Уже заметна тенденция сделать из Набоки образ второго Гонгадзе. В силу самых разных причин кое-кто у нас даже смерть рассматривает с точки зрения политической выгоды, пытаясь использовать ее, — отметил Лазаренко. — Сергея еще даже не похоронили, а уже пошла волна искажений вокруг обстоятельств его смерти. Какие-то догадки, версии, информация непонятно из какого источника, что нашли тело Набоки не в самой Виннице, а в некой гостинице в 20 километрах от областного центра. С которой к тому же нет ни телефонной, ни сотовой связи...

Прокуратура готова снять все вопросы

— Если у этой информации, догадок и есть ноги, то они растут не из прокуратуры Винницкой области, — заметил заместитель прокурора области Демьян Жученко. — Мы сразу же после случившегося разослали СМИ сообщение о том, что 18 января 2003 г. в Виннице внезапно умер корреспондент украинского представительства “РФI/РЛ Ink” Набока Сергей Вадимович. И что прокуратура области проводит проверку обстоятельств смерти журналиста, которую лично контролирует прокурор области.

Но еще в тот же день я сказал, что обязательно появится хоть одна статья под названием “Загадочная смерть журналиста” (Это был “мягкий” прогноз. На сайте “Майдан” вышел материал и вовсе озаглавленный “Вероятное убийство Сергея Набоки” — Авт.). Или — “при загадочных обстоятельствах”, как это и прозвучало на некоторых телеканалах, хотя мы и предоставили им всю информацию. Ни о какой загородной гостинице, отсутствии мобильной связи, как видите, на самом деле и речи не было.

Весь ажиотаж вызван тем, что умер журналист, причем известный. Между тем, даже сами корреспонденты, которые были с Набокой, были встревожены тем, что лично приехали прокурор области и начальник УМВД. Мол, что случилось, это ведь естественная смерть?.. Так заведено на Винниччине, что первые лица правоохранительных органов выезжают, если считают необходимым, на подобные случаи в самые дальние районы. Чтобы увидеть все своими глазами и обеспечить абсолютно обьективную проверку, чтобы не возникали “загадочные обстоятельства”.

Со стороны самих журналистов абсолютно никаких претензий по данному факту заявлено не было — ни к руководству тюрьмы, ни к правоохранительным органам. Жену Сергея Набоки, когда она приехала забрать тело, тоже спрашивали — может, сомнения есть какие? Нет, говорит.

— И все же окончательные результаты судмедэкспертизы еще не готовы, чтобы окончательно снять все вопросы? Например, что смерть Набоки мог усугубить некий сторонний фактор...

— Об этом можно будет говорить лишь после получения заключения экспертизы. Например, то, что они ужинали с употреблением спиртного — это факт. Все остатки ужина, все бутылки изьяты и будут исследованы. Причастны ли они к данному ужину или остались прежде. Но умер Набока от острой сердечной недостаточности. Это установил эксперт, который делал вскрытие тела. Так что оснований для возбуждения уголовного дела, о чем спрашивают почти все, сегодня просто нет. Решение по этому поводу будет принято согласно законодательству в 10-дневный срок на основании выводов судмедэкспертизы. Пока что эксперты не готовы предоставить их в полном обьеме.

... Впрочем, вряд ли эти выводы произведут взрывной эффект, если таковой и ожидался. Вдова журналиста Инна Борисовна, врач по образованию, заявила по возвращении в Киев, что смерть мужа, имевшего слабое здоровье, стала следствием перенапряжения во время командировки. Тем самым она опровергла сообщения некоторых СМИ о якобы подозрительном характере гибели С.Набоки.

Того же мнения придерживается и Андрей Охримович, который находился вместе с Сергеем Набокой в командировке в Виннице и ночевал с ним в одном номере. Также нет оснований считать, что Сергей Набока мог стать жертвой отравления. Вечером журналисты поужинали, причем, по словам Охримовича, “все ели одно и то же”. Поэтому версия отравления тоже не выглядит убедительной.

Победить, чтобы уйти

Сергей Набока был журналистом независимым, но востребованным, и многим телезрителям знаком хотя бы по ночным выпускам канала УТ-1 в прямом эфире. Тогда это стало неожиданным для многих. Кое-кто даже обвинял его в примиренчестве. Он же отвечал:

— Я поставил условие, что буду говорить только то, что думаю, что захочу и как захочу. Если же кому-то не нравится то, что я делаю в эфире, со следующего дня я в эфир не выхожу.

В прошлом году он оттуда ушел. В этом ушел и из жизни. В 47, как и Шевченко, Коновалец, Стус.

... Смерть Набоки — потеря не только для его семьи, друзей, коллег. Это потеря для всей Украины, патриотом и настоящим гражданином которой он был. В одном из последних своих интервью он сказал:: “ Каждый из нас должен выбирать именно тот модус вивенди, который вне зависимости от результата — выиграем или проиграем — позволит сказать своим детям или внукам: я жил честно. Нам пора понять, что от каждого, действительно, от каждого из нас зависит будущее страны, ибо в противном случае всем нам цена даже не две копейки...”

Мир твоей памяти, Коллега!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Юрий ПАРХОМЧУК, Ria,ua, Винница
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
661
Читайте також
21.09.2001 14:31
RU" (www,ukraine,ru)
1 339
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду