Пресс-секретарь главы СБУ Марина Остапенко: «Все друг против друга шпионят!»
Приятно, когда у власти женское лицо. Особенно приятно, когда власть – Службу Безопасности Украины – представляет пресс-секретарь ее главы Марина Остапенко. Известная журналистка, лихо поменявшая работу на радио “Свобода” и телеканале “Интер”, говорит, что о своем переходе в СБУ не жалеет. Иногда, конечно, Марина тоскует по наполненной адреналином журналисткой жизни, но и в Службе эмоций хватает.
Думаете, легко доказывать, что ты – не верблюд, в смысле СБУ – не КГБ…
Марина, как так получилось, что ты стала пресс-секретарем главы СБУ Владимира Радченко?
Мне предложили прийти в СБУ буквально через несколько месяцев после моего ухода с “Интера”. Мой хороший друг сказал, что Владимир Радченко ищет пресс-секретаря. Я решила попробовать, пошла к Радченко. Мы за 15 минут договорились.
Чтобы попасть на работу, пришлось давать клятвы, присяги и прочее? Насколько серьезно проверяли биографию и родственные связи?
Очень серьезно. Проверка продолжалась не один месяц. Было и медицинское обследование, и различные тесты, конечно же, проверяли мою биографию и родственников.
Значит ли это, что на каждого гражданина Украины существует досье?
Это значит только то, что «досье» существует на каждого сотрудника Службы. У нас оно называется «личным делом» и хранится в кадровом подразделении.
Ведет ли СБУ “дела” на людей определенного круга, например, политиков, журналистов?
Нет. Когда я не работала в структуре, тоже думала, что досье ведутся. Было даже немного обидно, что на меня нет, как ты говоришь, дела. Я ведь шесть лет работала на радио “Свобода”, и казалось, что каждую мою программу слушают минимум несколько человек и готовят по ней докладные записки. Ничего такого на самом деле не происходит.
Уж не хочешь ли ты сказать, что мой телефон никто не прослушивает?
Я уверена в этом. Разговоры о тотальной прослушке всех и вся – чушь. Объясню почему. Во-первых, прослушивание – достаточно дорогая процедура. Во-вторых, чтобы установить прослушку, надо получить разрешение суда. Если возникла необходимость в рамках расследования дела знать содержание телефонных бесед определенного лица, то по согласованию с Генпрокуратурой в суд направляется соответствующее представление, где обосновывается возможное наличие в разговорах информации о готовящемся или совершенном преступлении. Как правило, это делается только в том случае, если получить такие данные другим путем не представляется возможным.
Если суд считает, что оснований недостаточно, он может и отказать.
Интересный факт: в развитых демократических странах, как, например, во Франции, подходы к прослушке другие. У них разрешение дает всего один человек - заместитель министра.
Многие оппозиционеры, например, Тарас Чорновил, Александр Жир, Юля Тимошенко неоднократно заявляли, что СБУ прослушивает их телефоны, ведет слежку. Значит, эти деятели либо делают что-то незаконное, либо врут…
Есть и третий вариант. Может быть, что этих людей “слушает” кто-то другой, не СБУ. Конкуренты, например, но это незаконно. Другие правоохранительные органы тоже имеют на это право. Например, Налоговая полиция или МВД. Да практически любой человек может купить на рынке примитивную установку и подслушивать кого угодно. Правда, мы с этим усердно боремся. Кроме того, постоянные обвинения в адрес СБУ некоторых политиков меня уже не удивляют. Создать себе имидж за счет спецслужбы – старый и проверенный рецепт. Если есть факты незаконной деятельности СБУ, почему эти политики не подают на нее в суд?
Встречный вопрос: а почему СБУ не судится с клеветниками?
Помнишь пословицу: собака лает, караван идет…
Марина, а можно ли предположить, что СБУ не всегда соблюдает законную процедуру, и устанавливает прослушку, скажем, по указанию высшего должностного лица?
Мне о таких случаях неизвестно. Думаю, такого не бывает. Представь, не дай Бог, кто-то узнает, что СБУ несанкционированно кого-то слушает, нас же разорвут!
Мы подошли к очень интересному вопросу об имидже СБУ. Что делается, чтобы его улучшить?
Наверное, правильнее спросить не “что”, а “сколько”. Отвечу: “Недостаточно”. Может быть, и следует делать какие-то рекламно-популярные акции… Но работники СБУ в большинстве своем – люди скромные. И это проблема. Потому что здесь считают плохим тоном хвалить себя. А ведь если рассказать, сколько преступлений было раскрыто или предупреждено, сколько денег было возвращено государству – не одна сотня миллионов долларов!
И все же, в сознании большинства украинцев СБУ не отличается от советского КГБ. Несколько принципиальных отличий?
Главное и принципиальное: СБУ не является правопреемником КГБ. Если вспомнить историю, то комитет был расформирован. И лишь потом создали новую организацию. Была специальная аттестацию для бывших кагебистов, решивших продолжить свою работу в украинской спецслужбе, в комиссию входили многие национал-демократы, Лариса Скорик, например. Второе отличие: СБУ отказалась от методов, которые применялись в КГБ.
От каких именно методов?
Тотальной политической слежки, шантажа, например.
То есть теперь следят не за всеми политиками, а за избранными?
Очень трудно переломить этот стереотип. У многих людей в этой стране мания преследования: им кажется, что за ними следят, что их слушают, контролируют... Ничего такого не происходит. Следят лишь за теми, кто совершает противозаконные действия или имеет реальные намерения их совершить. Еще отличие: КГБ обслуживала интересы одной партии, отсюда ее задачи и цели. СБУ же – не политическая организация. Служба стоит на страже интересов государства и, прежде всего, его граждан.
Практикуется ли в СБУ использование сексотов – секретных сотрудников?
Согласно закону, Служба может пользоваться добровольной помощью граждан. Конечно же, мы ею пользуемся. Нам необходимы сведения о готовящихся преступлениях, о действиях граждан в ущерб государству, о деятельности на территории Украины агентов других государств. Это действительно бесценная информация, без нее не удалось бы предотвратить многие преступления. К счастью, многие наши граждане понимают различие между «стукачеством» и защитой государственных интересов.
И много ловите шпионов?
Хватает. Только в прошлом году 14 агентов из числа наших граждан, двое из них привлечены к уголовной ответственности, и несколько десятков иностранцев. Среди «улова» даже пытавшиеся попасть на стратегические объекты.
Интересно, о каких стратегических объектах идет речь? Ядерного оружия у нас нет, большинство военных заводов стоит…
А экономика, а высокие технологии, а научные институты? Да в каждом научном институте есть потенциальный шпион! Шпионят у нас в пользу разных стран, наиболее сильно работают, конечно, развитые страны. У них на это и денег побольше. Иностранцы шпионят и сами, и используют наших граждан. Есть и так называемые «инициативники», которые обращаются в посольства с предложением своих услуг. Кстати, достаточно большое количество информации получают и через журналистов.
По какому принципу происходит отбор сотрудников СБУ? Правда ли, что до сих пор пользуются методом вербовки?
Вербовку как метод используют все спецслужбы мира и не только они.
А сотрудников СБУ отбирает по принципу их пригодности к этой работе.
Принимают ли переодетые сотрудники СБУ участие в митингах и акциях оппозиции? Глава СБУ в Ивано-Франковской области Владимир Сахнюк в интервью “Главреду” заявил, что конечно принимают. Ведь это личное дело сотрудников СБУ, куда они ходят после работы…
Если есть данные, что какие-то лица намерены совершить противоправные действия, то СБУ проводит определенные профилактические мероприятия в отношении этих лиц.
То есть?
Когда нам известно, что на митинге будут применены силовые методы, наши сотрудники работают там. Но только чтобы вместе с другими правоохранительными органами предупредить применение силы, а не вникать в политические баталии.
Значит 9 марта позапрошлого года сотрудники СБУ пришли к памятнику Шевченко защищать оппозиционных политиков от милиционеров?
Или наоборот. Вопрос не стоит, кто кого – власть или оппозиция - победит. Нам важна безопасность граждан вне зависимости от того, кого они представляют и, естественно, соблюдение ими норм Конституции.
Возможна ли в ближайшее время смена руководства СБУ? Ведь последние кадровые перестановки свидетельствуют о возвращении старых друзей Президента – Юрия Кравченко, Владимира Горбулина, Дмитрия Табачника. Не хватает только Леонида Деркача…
Вопрос к Президенту. Поскольку назначение главы СБУ - это компетенция руководителя страны.
Какие отношения у Владимира Радченко с Леонидом Кучмой?
Нормальные, рабочие. Они часто встречаются, председатель докладывает Президенту, если надо и по несколько раз на день, по рабочим вопросам.
Каждый день?!
Конечно, ведь некоторые вопросы может решить только Президент. Например, если задержали шпиона, сообщают главе государства. Потому что речь идет о межгосударственных отношениях. Ведь если мы поймали агента страны, с которой, например, задекларированы стратегические отношения, то нецелесообразно об этом сообщать прессе. Его тихонько высылают. Службы разных стран, кстати, ведут себя очень вежливо: все друг против друга шпионят, но при этом никогда не сорятся и уважают друг друга.
Насколько продвинулось расследование СБУ в деле майора Мельниченко?
Это дело расследует Генпрокуратура. Кроме того, майор Мельниченко никогда не был сотрудником СБУ.
Как вы можете не расследовать дело Мельниченко, если в его записях идет речь, например, о проданных Ираку «Кольчугах»? Факты ведь подтвердились.
Нет, не подтвердились. Ни одна комиссия официально не подтвердила, что продажи были.
Недавно Леонид Кучма повысил зарплату аналитикам СБУ. За какие заслуги?
За хорошую работу.
Кстати, а какая средняя зарплата у сотрудника СБУ?
Около тысячи гривень.
По-твоему, за эти деньги нельзя продать Родину?
Можно, но ведь не продают. Придя сюда, я была просто поражена, что у людей здесь живы такие понятия как "честь", "долг". Для офицеров СБУ это не пустые слова.
Марина, а правда ли что тебе отдают честь при встрече даже генералы?
(Смеется). Честь нельзя отдать. Даже мне…
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
glavred,info/?art=66627269">GlavRed,info
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ