Сократили? А теперь, самое интересное: заработает или не заработает?
Наверное, этот вопрос ни единожды задавали себе как топ-менеджмент клиентов, так и топ-менеджмент агентств. Первые, сокращая расходы на продвижение собственных продуктов, вторые, сокращая операционные затраты своих агентств.
Действительно, где же грань между избавлением от ненужного балласта, который так неожиданно и в таком немыслимом количестве обнаружили у себя все представители рекламной индустрии, и тем, что действительно обеспечит успех/выживаемость компании во время кризиса?
Миф. Сокративший быстрее всех и больше всех, получает максимальные шансы на выход из кризиса с минимальными потерями.
Собственно, именно так восприняли новые реалии многие участники рынка. Более того, часть из них непременно использует сокращения, как информационный повод. Отраслевая пресса напоминает сводки с полей. Складывается впечатление, что в следующем году мы не увидим рекламы вообще, ну, разве что, совсем чуть-чуть в интернете. Закрадываются сомнения, будет ли что смотреть в перерывах между рекламными блоками и полосами изданий: СМИ тоже уверенно сокращают персонал и закрывают новые проекты. Дай бог, чтобы новостные проекты все же остались, а то и оперативно сообщить-то, что кризис закончился, будет некому.
Оставим за рамками ответ на вопрос о том, как до кризиса работали участники рынка, которые сейчас могут заявить о сокращении команды в половину, ее сохранившимся профессионализме и качестве предлагаемых услуг. Или о сокращении сроков выполнения одной и той же задачи с двух недель до одного рабочего дня, и попробуем посмотреть на то, что, собственно, делает каждый из участников рынка.
Итак, что делают СМИ? Известный факт, что новости о катастрофах смотрятся с большим интересом и чаще пересказываются друг другу, поэтому популярные СМИ для сохранения популярности (рейтинга) широко освещают происходящие сокращения.
Что делают потребители? Они, как ни странно, смотрят и читают СМИ, т.е. слышат, что все уже сократили, а то, что еще не сократили, сократят в самое ближайшее время. И понимают, что тоже нужно сокращать собственные траты.
Что делает рекламодатель? Он понимает, что нужно продавать собственные продукты и в кризис тоже. Он понимает, что потребление обеспечивает невысокая стоимость при хорошем качестве продукта и относительно низкой конкуренции в категории. При высокой конкуренции в категории необходимы комплекс мер по формированию спроса и продвижению товара на рынке. Следовательно, для обеспечения продаж при сформированном спросе на продукт есть, по сути, два варианта: снижение стоимости при неизменном качестве продукта, или, собственно, продвижение продукта. Это реалии, перед которыми оказался рекламодатель. И, чтобы оправдать рекламные затраты, он проводит исследования.
Что делают исследователи? Совершенно верно: они идут к потребителю, который смотрит и читает популярные (рейтинговые) СМИ и, следовательно, наслышан о массовых сокращениях, и спрашивают у него, у потребителя, о потребительских настроениях. И с нерадостными результатами возвращаются к рекламодателю.
Рекламодатель смотрит на результаты исследования и наблюдает за происходящим на рекламном рынке. А рекламный рынок уже заявил о том, что он: а) сокращен и б) сделает за день то, что раньше делал две недели. После этого у рекламодателя возникает логичный в данной ситуации вопрос: зачем и, собственно, кому платить больше?
Что же мы имеем в результате на данный момент? Середина декабря – нет ни подтвержденных бюджетов, ни ценовых предложений со стороны медиа. Завтра об этом напишут отраслевые, а потом популярные СМИ, прочитает потребитель, его настроения исследуют исследователи и… круг замкнется.
Как специалисты именно рекламно-коммуникационной отрасли, давайте выделять из происходящего информационную составляющую и принимать решения, исходя их того, что у нас есть: продукт, который необходимо продать потребителю. И именно сейчас необходимо направить совместные усилия на поиск оптимального решения и определение сочетания инструментов, которые с минимальными затратами будут стимулировать максимально возможный спрос в сложившейся ситуации. Может тогда наши рекламодатели заявят об увеличении бюджета как российский Reckitt Benckiser, а не о его сокращении, как украинский Procter&Gamble.
Оксана Матвейчук, ReklaMaster.com
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Оксана Матвейчук, ReklaMaster.com
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ