Не забудьте поздравить
Что делать современной успешной женщине, если внешность, возраст и увлечения не позволяют принять участия ни в конкурсе «Мисс Украина», ни даже в каких-нибудь «Танцах на льду»? Можно, разумеется, просто заниматься любимым делом, удивлять домочадцев едой, приготовленной по рецептам из женских журналов, в минуты плохого настроения орать на подчиненных или даже устроить какие-нибудь массовые беспорядки.
Словом, дамы всегда найдут способ развлечь себя и самоутвердиться в чем-то новом или хорошо забытом старом. А вот что делать со всеми этими потребностями, интересами и ценностями журналистам – совершенно непонятно. Очень ведь хочется выстроить какую-то шкалу, чтобы сразу было понятно, кто лучше варит кофе – Юлия Тимошенко или Раиса Богатырева, у кого лучше прическа – у Ирины Геращенко или Веры Ульянченко, кого больше любит муж – Елену Франчук или Лилию Ахметову.
Целевая аудитория пришла бы от подобных откровений в восторг. Однако закрытость украинских публичных персон (понятно, что, скажем, поэтесса Лина Костенко не пойдет на прямой эфир какого-нибудь телеканала соревноваться в скорости лепки вареников, например, с Людмилой Кучмой) и необходимость сохранять видимость респектабельности в выборе самой крутой бабы Украины (а то и всей Земли) вынуждает журналистов идти на странно затейливые вещи вроде рейтинга «100 самых влиятельных женщин Украины», уже не в первый раз опубликованного журналом «Фокус».
Идея вроде бы замечательная: страшно же хочется узнать, кто, как и чем повлиял на жизнь страны в прошлом году. Какой набор действий той или другой фигурантки рейтинга привел к определенному, желательно, широко известному результату. Ну, например, выпила госпожа Г. кофе с госпожой Т. – и распустили парламент. Или отказала госпожа С. какой-нибудь другой госпоже или господину в дружбе – и сорван план приватизации. Примеры такого рода влияния на самом деле можно продолжать до бесконечности. И очень, конечно, хочется знать: кто, кого, какими словами посылал, и про питье кофе тоже хочется знать со всеми героическими и даже унизительными подробностями.
Но беда в том, что как раз такой информации рейтинг «Фокуса», издания запредельной респектабельности и вежливости, читателю не предоставляет. Очень скромненько все как-то получается. Номер один – премьер-министр Юлия Тимошенко, но это уж дело такое – глава правительства просто вне зависимости от пола может и должен возглавлять любой рейтинг влиятельности, ради справедливости, по очереди с президентом.
Номер два – Раиса Богатырева, секретарь Совбеза, тоже, в общем, не сюрприз. Но для рейтинга как-то странно: это как, влиятельность оценивается в порядке убывания значимости госдолжностей? Но на третьем номере система подсчета рейтинга меняется – его занимает отмеченная заголовком «леди» Катерина Ющенко – дама, родословная которой начинается в самых темных глубинах украинского крестьянства, действительно повлиявшая на стиль одежды (вышитые платья) и характер увлечений (сундучки и рушнички) всей украинской элиты.
А вообще, на госпоже Ющенко хочется остановиться подробнее не только с точки зрения ее личного вклада в капитализацию этностиля, но и в связи с особенностями миропонимания журналистов «Фокуса». Все мы, разумеется, знаем народную мудрость о ночной кукушке, которая перекукует дневную, но не так ведь перекукует все-таки, чтобы сразу на третьем месте? Дальше в рейтинге вроде бы и поважнее дамы есть: политики, предприниматели, моральные и интеллектуальные авторитеты, в конце концов.
Вообще, рейтинг «Фокуса» парадоксальным образом демонстрирует не влиятельность (известность? крутизну?) той или иной дамы, а странную извращенность человеческого и правового сознания в современной Украине. Вот № 18 – заместитель генпрокурора Татьяна Корнякова – она должна влиять на что-то как женщина или заниматься своей работой строго в рамках закона? А № 52 – легендарная следователь по особо важным делам Галина Климович? Ей что, цветы подаришь – и до свидания, уголовное дело? На что она может повлиять, если ее деятельность регламентирована УК и УПК?
А номера 19, 21, 34, 69, которые вообще судьи, – они-то на что кроме собственной совести должны влиять? А ведущий социолог страны Ирина Бекешкина (№51) – ей же даже о совести думать по идее не надо: цифры подсчитала и обнародовала, какое уж тут, если честно (во всех смыслах честно), влияние? Или тоже нужно чего-нибудь занести, чтобы повлияло? А директор института, прости господи, демографии Элла Либанова (№81) – она что делает в плане влияния на жизнь страны? Лично улучшает демографическую ситуацию?
Странно как-то: в фертильном возрасте в рейтинг влиятельности может залететь разве что модель, певица, чья-нибудь дочь или, по радостному стечению обстоятельств в этом году, народный депутат Елена Лукаш (№8). Кстати, о певицах: вот интересно, на принятие каких судьбоносных решений в Украине влияют София Ротару (24), Руслана Лыжичко (30), Ани Лорак (48), Таисия Повалий (63), Наталья Могилевская (72), Тина Кароль (75)? Допустим, влияют они на гармонию и красоту, но почему же тогда разделяют их десятки пунктов рейтинга?
Понятно, что депутаты, политики разного уровня, журналисты и медиадеятели влияют если не на жизнь, то на сознание граждан Украины. Хотя тут тоже непонятно: почему Лилия Григорович (66) в рейтинге есть, а ее духовной сестры – «оранжевой невесты» Прасковьи Королюк – нет. Смысл их деятельности одинаков – любовь к президенту, КПД – тоже одинаковый, а вот одна влияет, а другая – нет. Непонятно.
Опять же пресс-секретари на что влияют – они ведут отдельную от шефов информационную политику или просто могут тихонько насплетничать и подмутить родственнику должность или квартирку? Даже не так: для среднего украинского журналиста, а в «Фокусе», как ни прискорбно, работают именно они, пресс-секретарь – действительно царь и бог, – до ньюсмейкера-то своим ходом все равно не добраться. Вот и соседствуют в рейтинге дамы, которые, простите, в одной уборной никогда в жизни носик не попудрят.
И не только потому, что друг к другу как-то относятся, а потому, что и не оказаться им всем вместе в одном помещении никогда в жизни – слишком разные у них амбиции, вкусы и возможности. Это даже по фотографиям в «Фокусе» видно: одни – как для паспорта, другие – как для брачного агентства, третьи – как для семейного альбома.
А вообще, каждая из них по-своему мила, умна и, возможно, влиятельна. Жаль, что в рейтинге «Фокуса», не указано, когда у них дни рождения, а то стоило бы посылать им цветы: вдруг они как-то повлияют и на мою жизнь? Впрочем, есть еще Новый год и 8 Марта.
Аглая Топорова, «Публичные Люди»
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Аглая Топорова, «Публичные Люди»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ