Свершилось ли «возмездие»?, О результатах первого месяца афганской войны

17 Жовтня 2001
556
17 Жовтня 2001
18:27

Свершилось ли «возмездие»?, О результатах первого месяца афганской войны

556
Мария Малинкович (Международный институт гуманитарно-политических исследований) для Part. org. ua Ровно месяц назад американцы начали бомбить Афганистан и с тех пор бомбардировки не прекращались ни на один день. «Блицкриг» не получился. Добились ли США каких-либо успехов за этот месяц? Для этого важно понять, какие цели они поставили перед собой. В любом случае, сегодня речь идет о долгосрочной операции, а между тем отношение к ней в мире постепенно начинает меняться.
Свершилось ли «возмездие»?, О результатах первого месяца афганской войны
Военные действия в далекой от Америки стране с самого начала называли «операцией возмездия». Дж. Буш открыто объявил всему миру: в отместку за взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне американцы должны найти Усаму бен Ладена (живым или мертвым) и обезвредить террористическую организацию Аль Каэда.

Режим талибов объявляли ответственным за то, что он отказался выдать бен Ладена по требованию американцев. Как говорится: без суда и следствия. Хотя американские требования вряд ли соответствовали нормам международного права, да и санкции Совета безопасности на военные действия против суверенной страны не было. США заручились поддержкой антитеррористической коалиции, куда вошли все страны НАТО, Россия, Китай, а также большинство мусульманских государств, и начали бомбить Афганистан. Вечером седьмого октября на наших телеэкранах появилась вскоре ставшая привычной картинка: зеленое поле с периодически вспыхивающими на нем светлыми пятнами. Афганистан в огне. Вспышки – бомбовые удары, наносимые американскими и британскими самолетами.

Так началась первая война двадцать первого века.

Даже согласившись, что бен Ладен действительно несет ответственность за теракты 11 сентября, мы не поймем, почему нужно бомбить не только лагеря «Аль-Каэды», а всех талибов. Не вызывает сомнения тот факт, что режим этот антидемократический и ценности, которые талибы защищают, во многом не соответствуют европейским. Но так было и до терактов 11 сентября. Официальная версия: талибы отказались выдать бен Ладена. Очевидно, американцы решили бомбить Афганистан потому, что он отказался вступить в антитеррористическую коалицию. По принципу: кто не с нами – тот против нас.

Если цель американцев – поимка бен Ладена и разгром «Аль-Каэды», то ее явно добиться не удалось. Усама бен Ладен все так же скрывается в горах. Организация «Аль-Каэда» продолжает угрожать Западу «священной войной». И талибы, несмотря на то, что контроль над своим воздушным пространством утратили, все еще при власти. По сообщению талибов, в результате бомбежек погибли полторы тысячи афганцев. В основном – мирные жители.

Сегодня цели США, очевидно, существенно изменились. Охота за бен Ладеном отошла на второй план. После неудачной высадки «командос» в горах под Кандагаром, где, как предполагалось, должен был находиться бен Ладен, американцы начали менять тактику. Теперь наземные войска начинают понемногу вводить в район, где расположены войска «Северного альянса». Готовится наступление на Мазар-и- Шариф, с тем, чтобы создать коридор от границы с Узбекистаном до основных баз «северян». А затем, судя по всему, начнется наступление на Кабул. Впрочем, брать афганскую столицу до тех пор, пока не создано правительство, способное получить широкую общественную поддержку, не имеет особого смысла. А до создания такого правительства еще очень далеко. Как бы то ни было, основная цель американцев сейчас ясна: разгромить вооруженные силы талибов. Для чего США уже используют ковровые бомбардировки и готовят базы для высадки своих наземных войск в Таджикистане. Есть ли вообще основания надеяться на успех всей этой операции? Сомнительно, что ковровые бомбардировки и даже подключение наземных отрядов обеспечат скорое завершение операции. Всем известен неудачный опыт советских войск в Афганистане. Сегодня в США уже меньше 30 % населения верит в то, что Усаму бен Ладена удастся выловить. Да и сам министр обороны США Дональд Рамсфельд, похоже, не особенно рассчитывает на успех. «Не знаю, - заявил он недавно, - сможем ли мы когда-нибудь с этим справиться».

«Блицкриг» не получился. В любом случае речь идет о долгосрочной операции, а между тем отношение к ней в мире постепенно начинает меняться. В первые дни после 11 сентября большинство стран мира поспешили выразить свою солидарность с Америкой и решительно осудили террор. Традиционные оппоненты Соединенных Штатов Россия и Китай вдруг стали ближайшими союзниками. Германия и Франция предложили США свою безоговорочную поддержку. В том числе, и военную. После того, как традиционно поддерживающая Израиль Америка согласилась на создание палестинского государства, почти все лидеры мусульманских государств поспешили тоже записаться в антитеррористическую коалицию. Словом, поддержка казалась единодушной. Протестовали только левые, и население мусульманских государств, недовольные позицией лидеров своих стран.

Сейчас ситуация несколько иная. Антивоенные настроения усиливаются. В начале октября в Германии 59 % населения поддерживало действия США в Афганистане. А теперь 54 % немцев уже высказываются за прекращение бомбардировок. Во Франции число сторонников войны упало с 66 % (13.10) до 51 % (30.10), а в Англии – с 74 % (10.10) до 62 % (28.10). Как пишет газета «Гардиан», с протестами против войны на улицы итальянских городов вышло более 200 000 человек. Тенденции очевидны.

Разные люди возражают против войны по разным причинам. Первая группа – левые, в том числе коммунисты. Тут показателен успех коммунистической партии на выборах в берлинский парламент. Председатель Партии демократического социализма (бывшие коммунисты) Грегор Гизи, юрист по образованию, считает, что война не имеет никакого юридического обоснования и противоречит принципам международного права. Будучи единственной крупной немецкой партией, открыто выступающей против войны, ПДС получила почти четверть голосов берлинских избирателей.

Но коммунисты выступали против войны с самого ее начала. Показательно, что к концу октября все более открыто стали проявлять свое недовольство и многие западные либералы. «Война - это не ответ!». Так написано на транспарантах, с которыми студенты и профессора американских и европейских университетов выходят на улицы. «Насилие порождает насилие», - говорит известный испанский судья Бальтасар Гарсон – тот самый, что требовал выдачи Пиночета испанскому суду. Кроме того, нельзя посягать на суверенитет страны лишь потому, что там находится человек, предположительно замешанный в совершении терактов. Чтобы иметь право заполучить бен Ладена в суверенной стране, нужно, как минимум, решение авторитетного международного суда. «Нельзя забывать, - пишет в газете «Эль Паис» Б. Гарсон, - что даже имея дело с чудовищным преступлением, надо помнить, что это все же преступление, и его надо расследовать в законном порядке, а виновному нужно предъявить обвинение и судить его открытым судом. А западные страны поддержали идею физической ликвидации лидера исламистов и его подручных. Т.е. Запад, с одной стороны провозглашает верховенство закона и права, а с другой – не считается с ними на том основании, что нужно немедленно пресечь деятельность опасной террористической организации бен Ладена». Еще один мотив: сбрасывать на головы афганцев бомбы вперемежку с гуманитарной помощью – это лицемерие. Особенно остро с такого рода критикой выступила авторитетная международная организация «Врачи без границ».

Американский президент и те, кто его поддерживает, не раз заявляли, что война ведется «против террористов, а не против мусульман». Но это мало кого убеждает. Во время недавнего вручения ему престижной награды немецких издателей, известный немецкий философ Юрген Хабермас говорил о недостаточной толерантности европейцев к чужому образу жизни. Он подчеркнул, что прогрессирующая глобализация не сопровождается необходимым диалогом между культурами и цивилизациями. А отсутствие такого диалога (и тут, наверное, все с ним согласны) может повлечь за собой фатальные последствия. Т.е., с точки зрения европейских либералов, война не оправдана ни морально, ни юридически.

Критикуют американскую политику и умеренные мусульманские либералы. Они тоже осуждают терроризм и их позиция во многом перекликается с позицией западных либералов. Но акцент все же иной. Их пугает стремление США и Англии к гегемонии в мире. Именно это стремление, по мнению бывшего президента Ирана, а сейчас политэмигранта А. Бани Садра, порождает фундаментализм. Впрочем, часто Запад сам способствует созданию организаций исламских экстремистов. В газете «Ле Монд» А. Бани Садр цитирует экс-лидера Пакистана Беназир Бхуто: «Идея создания движения «Талибан» была английской, управление американским, осуществлялось на саудовские деньги на пакистанской территории».

Мусульмане-экстремисты опираются на поддержку миллионов нищих и невежественных людей во многих странах Востока. Эти люди расценивают удары по Нью-Йорку и Вашингтону как ответ на американский империализм и ликуют при виде падающих символов капитализма и глобализации. Теперь они, конечно, на стороне Афганистана, а многие даже готовы поддержать объявленный талибами джихад. Позиция этих людей примитивна, аргументы давно устарели, но численность этих людей велика и постоянно растет, а потому их мнение нельзя игнорировать. И западные, и мусульманские либералы понимают: большая часть человечества не смотрит на мир глазами Запада и, наоборот, считает его главным виновником нищеты и бесправия. И не столь важно, в какой мере соответствуют истине эти убеждения. Важно, что война и насилие лишь усилят конфликт между «севером» и «югом». Преодолеть его возможно только при условии, что принципиально изменится характер взаимоотношений, прежде всего экономических, между бедными и богатыми странами. И нужно, чтобы люди западного мира научились видеть людей другой культуры такими, какими они являются на самом деле – иными, с иной во многом системой ценностей. И привыкли уважать их.

Во многом либералы Запада и Востока единодушны. Но в их позициях есть и различия. Б. Гарсон, например, выступает за единое мировое пространство, за единое законодательство, «за подлинное сообщество спецслужб» и международные наблюдательные советы. А тот же Бани Садр справедливо опасается, что в этих международных советах заправлять будут сильные мира сего и высказывается «против любого вмешательства в дела суверенных государств даже под предлогом “установления демократии”».

Но войну критикуют еще и с другой стороны - с правой. Так называемые радикалы призывают к более активным действиям, к немедленному введению наземных войск в Афганистан, к еще более жестким санкциям по отношению к недовольным государствам. Только так, на их взгляд, можно добиться реальных успехов. Редактор «Weekly Standard» Вильям Кристол, к примеру, уверен, что передышки талибам давать нельзя. Это лишь создаст впечатление, будто Америка слишком слаба, что деморализует потенциальных сторонников США в Афганистане, поможет укреплению культа личности Усамы бен Ладана, нарушит равновесие в Пакистане и других странах. На самом деле никакого равновесия в Пакистане давно уже нет. Страна – на грани революции, и президент Первез Мушараф, понимая это, как раз настаивает на скорейшем прекращении афганской войны. «Военные действия должны быть завершены так быстро, как только возможно. Мы должны попытаться достичь поставленных целей военными средствами, а если этого не добиться за определенный промежуток времени, нужно перейти к использованию политических рычагов». Мушараф требует прекращения огня во время священного для мусульман месяца Рамадан и наверняка его обеспокоило заявление Кондолизы Райс о том, что США будут продолжать бомбежки. Сегодня весь мир напряженно ожидает, что случится в дни мусульманского праздника, как отреагируют исламские страны на американские бомбежки, а, возможно, и наземные операции во время священного поста мусульман. Серьезные потрясения в исламском мире, несомненно, скажутся и на позиции лидеров Европы, России и Китая, на всей антитеррористической коалиции.

Впрочем, некоторые американские политологи никогда не верили в прочность коалиции. Збигнев Бжезинский, например, назвал ее демонстрацией солидарности только на словах, а не на деле. Он считает, что руководители европейских стран скоро «начнут выражать свои опасения в отношении масштабов и интенсивности нынешней американской кампании воздушных бомбардировок в Афганистане». Бжезинский убежден, что Китай и, особенно, Россия хотят использовать ситуацию в своих целях, рассчитывая, что «Америка готова платить за поддержку серьезную цену». Не доверяет он и лидерам ближневосточных стран. Для него важно, чтобы партнеры по антитеррористической коалиции послушно следовали в фарваторе американской внешней политики, стали «частью ведомого США западного мира», а не разыгрывали собственную партию. Ради этого Бжезинский готов согласиться с свертыванием «с наступлением зимы» военной кампании в Афганистане и перенесением акцента в американской политике на Ближний Восток.

Война в Афганистане продолжается месяц и, судя по всему, никто сегодня не знает, как она завершится. Очевидно одно: простых решений не будет.

(По материалам изданий Washington Post, Weekly Standard, Economist, Guardian, El Pais, Le Mondе, Die Zeit, Netzeitung, Sueddeutsche Zeitung, ИноСМИ.ru)
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
556
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду