Индекс свободы слова в мире за 2008 год
Демократические страны, которые ввязываются в конфликты на чужих территориях, такие, как США и Израиль,с каждым годом теряют в Индексе свободы слова занимаемые ими ранее места. Их оттесняют другие государства, такие как страны Африки или Карибского бассейна где с каждым годом все больше гарантируется свобода СМИ.
Оказывается, свобода слова процветает не в тех государствах, где люди живут в экономическом благоденствии, а там где царит мир. Такой вывод «Репортеры без границ» делают в очередной раз, подготовив исследование индекса свободы слова в мире. Это новое исследование будет опубликовано 22 октября. Другой вывод, который можно сделать из проведенного исследования, в котором по-прежнему на последнем месте находятся три страны – Туркмения (171), Северная Корея (172) и Эритрея (173), – отношение международного сообщества к авторитарным режимам, таким как Куба (169) или Китай (167) не приносит никаких эффективных результатов.
«Мир после 11 сентября сильно изменился. Теперь можно уже различить его очертания. В больших демократических странах царит дестабилизация. Эти страны стараются защититься, постепенно сокращая пространства различных свобод. Наиболее экономически мощные диктатуры заявляют о своем авторитаризме с наглостью, пользуясь разделениями, которые существуют в международном сообществе и теми разрушениями, которые приносит война под лозунгами борьбы против терроризма. Религиозные или политические табу с каждым годом все выпуклее выходят на передний план в странах, которые раньше шли по дороге свободы»,- заявили представители «Репортеров без границ».
В этом контексте общее свертывание свободы прессы в странах, закрытых от мира, управляемых врагами свободы слова, происходит в обстановке абсолютной безнаказанности, поскольку международные организации, такие, как ООН, теряют власть и не оказывают должного влияния на своих членов. Такая ситуация в мире дает больше возможностей маленьким странам, экономически слабым, в которых несмотря ни на что, власть гарантирует своим гражданам право на мнение, отличное от мнения правительства и разрешает им выражать это мнение публично», – говорится в заявлении организации.
Список стран, составленный в период с 1 сентября 2007 по 1 сентября 2008 года, с очевидностью показывает, что первые места занимают европейские страны (20 первых мест – страны Европы, не считая Новой Зеландии и Канады), а также в «почете» некоторые страны центральной Америки и Карибского моря. На 21 и 22 местах Ямайка и Коста Рика находятся рядом с Венгрией (23), чуть впереди Суринам(26) и Тринидад и Тобаго (27). Ситуация со свободой слова в этих маленьких странах Карибского бассейна лучше, чем во Франции(35), которая в этом году потеряла четыре пункта, также, как Испания(36) и Италия (44). Эти две страны до сих пор не избавились от политического и мафиозного влияния. Согласно критериям, выработанным исследователями Индекса свободы слова, чтобы войти в компанию европейских стран, Намибии, не хватило всего одного пункта. В этом году она оказалась на 24 месте впереди африканских страна перед Ганой (31).
Страны, стоящие в начале списка, несмотря на разницу в экономическом развитии, объединены общим показателем ( разница между ВВП в Исландии и на Ямайке составляет 1 к 10). Это страны, в которых существует парламентская демократия. И это страны, народы которых не принимают участие в военных действиях.
Впрочем, это не касается США (36 место на американской территории, 119- за пределами американской территории), Израиля (46 место на израильской территории, 149 вне израильской территории). Так, впервые с 2003 года, палестинский журналист был убит солдатами израильской армии. Военный конфликт в Грузии поставил ее на 120 место, а военные действия в Нигере сместили эту страну на 130 место с 95 места, которое она занимала в 2007 году.
Эти страны, управляемые демократической властью, вовлечены в конфликты разной степени интенсивности. Из -за этого, журналисты, живущие в этих странах, становятся жертвами репрессий или подвергаются смертельной опасности и гибнут в результате военных действий. Недавнее освобождение в Ниамее Муссы Кака, корреспондента Международного Французского радио и корреспондента «Репортеров без границ» после 384 дней, проведенных в тюрьме , а также освобождение Сами Ал-Хажи, проведшего шесть лет заключения в аду Гуантанамо, напоминают нам о том, что войны не только отнимают человеческие жизни, но и лишают журналистов свободы.
Не в состоянии решить серьезные политические проблемы, страны, задействованные в военных конфликтах, такие как Ирак (158), Пакистан (152), Афганистан (156), Сомали(153) остаются «черными зонами» для прессы. Убийства, похищения, незаконные аресты и угрозы смерти- таковы журналистские будни. И журналисты оказываются не только под огнем воюющих сторон, но и часто становятся жертвами обвинений в причастности к партизанскому движению. Для того, чтобы избавиться от журналистов, их называют «шпионами», как это было на Палестинских территориях(163), в Газе, где ситуация существенно ухудшилась после прихода к власти движения Хамас. Похожая ситуация ив Шри Ланка(165), где было избрано правительство, но пресса столкнулась со случаями насилия, за которыми стоит государство.
Страны, которые занимают последние места в Индексе свободы слова, как правило, представляют из себя диктаторские режимы, более или менее закумуфлированные, в которых диссидентам или прогрессивным журналистам удается противостоять прессингу и зажиму.
Проведение Олимпиады в Китае (167) прежде всего было отмечено арестом Ху Жиа и многих других диссидентов или журналистов, но и позволило либеральным СМИ преодолеть полицейский контроль, навязанный гражданам этой новой азиатской империи. По-прежнму, работа журналиста в Пекине, Шанхае, а также в Иране (166), в Узбекистане (162), в Зимбабве (151) остается трудом, сопряженным с большими рисками. На протяжении многих лет в Бирме (170), в которой управляет ксенофобская хунта, журналисты и интеллектуалы, даже иностранцы, воспринимаются, как враги власти и платят за это дорогую цену.
В Тунисе, где правит Зин-аль-Абидин Бен Али (143), в Ливии, где управляет Муамар Кадафи(160) в Белоруссии Александра Лукашенко(154), в Сирии Бахара-эль-Ассада (159) или в Экваториальной Гвинее Теодоро Обьянга Нгиема (156), многочисленные портреты главы государства на улицах и на первых полосах газет – устойчивый признак, который способный убедить любого скептика в отсутствии свободы слова в этих странах. В других диктатурах нет культа личности, но ситуация всеобщего подавления подобноой, о которой говорилось выше. Так, например, в Лаосе (164) или в Саудовской Аравии (161) вся пресса находится под пятой у государства.
И наконец, Северная Корея и Туркменистан продолжают оставаться зонами «неподвижного ада», в которых население практически отрезано от остального мира, и находится в плену пропаганды , сопоставимой с пропагандой прошлых времен. Так в Эритрее (173), которая уже в течение десяти лет занимает последнее место в Индексе свободы слова, президент Исаиас Афеворки и его маленький клан националистов-параноиков продолжает управлять самой молодой африканской страной так, как если бы у него в управлении находилась огромная тюрьма под открытым небом.
Международное сообщество, и в частности Европейский союз не устает повторять, что единственным решением проблемы по прежнему остается «диалог». Но это не приносит существенного успеха, поскольку правительства самых авторитарных государств продолжают спокойно игнорировать те обвинения, которые выдвигают против них представители международных организаций, не рискуя при этом ничем, кроме недовольства нескольких дипломатов.
Опасность коррупции и политической ненависти
Другая болезнь, которая разъедает демократические страны, и из-за которой многие государства теряют очки в Индексе свободы слова – это коррупция. Плохой пример здесь подает Болгария (59), которая по-прежнему остается «красным фонарем» Европы и доказывает, что выборы, плюрализм СМИ и несколько конституционных гарантий не являются достаточными критериями для того, чтобы говорить о свободе слова. Для того, чтобы эта свобода реально существовала , в стране должен быть создан климат, благоприятный для распространения информации и свободы выражения.
Социальное и политическое напряжение в Перу (108) или в Кении(97), политизация СМИ, как в Мадагаскаре (94) или в Боливии(115), а также случаи насилия, которому подвергаются журналисты, проводящие расследования в Бразилии (82), являются яркой иллюстрацией той гангрены, которая разъедает молодые демократии. И тот факт, что враги прессы пользуются полной безнаказанностью, попирают закон, обогащаясь при этом и позволяют себе наказывать «слишком любопытных» журналистов- это причина, по которой «большие страны» по-прежнему находятся на постыдных позициях (Нигерия на 131, Мексика на 140 и Индия на 118 месте).
Кроме того, некоторые из этих, так называемых «великих стран» проводят грубую, несправедливую и даже тревожную политику в отношении СМИ. Как и в Венесуэле (113), где личность президент Уго Чавеса и его указы приводят общество в ужас, так и в России (141), где под управлением дуэта Путин-Медведев осуществляется строгий контроль над государственными СМИ и оппозицией. Подобно Анне Политковской каждый год в России журналисты гибнут от пуль «неизвестных лиц», очень часто близких спецслужбам, управляемых Кремлем.
Между головной частью списка и его «хвостом» расположились страны, которые еще не определились между курсом на репрессии и курсом на либерализацию. Страны, где по прежнему существуют жестокие табу, нарушать которые смертельно опасно.. Так, в Габоне (110), в Камеруне (129), в Марокко(122), в Омане (123), в Камбодже(126), в Иордании(128), в Малайзии(132), абсолютно запрещено в прессе упоминать о высшем лице государства, будь то президент или король. Запрещено говорить и писать о возможных неблаговидных поступках, совершенных высшими лицами в государстве или представителями их окружения. Драконовские законы в Сенегале(86) или в Алжире (121) позволяют регулярно арестовывать и сажать журналистов в тюрьмы, в нарушении демократических стандартов, утвержденных в ООН.
Репрессии, которым подвергаются Интернет-СМИ, также отражают существование этих достаточно устойчивых табу. В Египте (146) демонстрации , инициированные Интернет-сайтами взбудоражили столицу и взволновали правительство, которое сегодня воспринимает каждого Интернет-пользователя, как потенциальную опасность для страны. Использование фильтров с каждым годом все больше распространяется и наиболее репрессивные государства не стесняются брать под стражу блогеров.
Если Китай по прежнему, остается первой страной в списке «черных дыр Интернета», которая тратит огромные средства, чтобы контролировать Интернет-пользователей, Сирия (159) стала региональной чемпионкой по кибер-репрессиям. Контроль за Всемирной паутиной в этой стране настолько сильно развит, что после малейшей критической публикации, арест автора является лишь вопросом времени.
Исследователи Индекса свободы слова отмечают, что только некоторые страны продвинулись вперед. Так, например, Ливан (66) занял это место после того, как прекратились покушения на влиятельных журналистов, которые происходили в этой стране все последние годы. Также вверх поднялась Гаити (73), Аргентина (68), Мальдивы(104). Зато в Мавритании (105) демократический процесс застопорился, что помешало этой стране более толерантно относиться к прессе. Позиции республики Чад (133) и Судана (135), несмотря на небольшие успехи в области уважения свободы слова, в последние годы сильно пошатнулись из-за попыток установления цензуры.
В первой двадцатке стран в этом году произошло мало изменений: первые двадцать мест по-прежнему занимают страны Европы, а также Канада и Новая Зеландия. 27 членов Европейского Союза занимают первые шестьдесят мест, даже Болгария, которую считают «плохим учеником» европейского континента за коррумпированность госструктур и политико-мафиозное насилие, занимает 59 место. Плохой общественный климат, насилие, осуществляемое мафиозными кланами, поставили Италию на 44 место, а страх перед организацией ЭТА в Испании, не позволил этой стране подняться выше 36 позиции.
На протяжении двух лет Франция (35) бьет рекорд по количеству полицейских и судебных вмешательств в работу журналистов, связанных с требованием раскрыть источники информации. В этом году- у работников СМИ было проведено пять обысков, два задержания и четыре вызова на допрос. Подписка о невыезде, которую в декабре 2007 года получил Гийом Даске(geopolitique.com) по решению Дирекции по контролю за территорией, обыски и задержание журналиста Авто Плюс, говорят о том, что сохранение тайны источников информации до сих пор не гарантировано в «стране прав человека».
Эволюция на пост-советском пространстве характеризуется серьезным ухудшением ситуации на Северном Кавказе, где две из трех стран Европы Армения( 102) и Грузия (120) за этот год пережили серьезные волнения и были вынуждены ввести режим чрезвычайной ситуации. В Грузии, в которой произошел жестокий и неожиданный военный конфликт, были отмечены многочисленные жертвы среди журналистов.
Центральная Азия и Белоруссия (154) продолжают занимать места в «хвосте» в последней двадцатке стран рядом с Узбекистаном(162) и Туркменистаном (171). Ситуация в России(141), нисколько не улучшилась несмотря на приход к власти президента Дмитрия Медведева. В этой стране возрастают случаи насилия против журналистов и зажим свободы слова.
Reporters Without Borders