Антишустериада. Уважаю Махно и Сердючку - Дмитрий Стус

16 Жовтня 2008
15185
16 Жовтня 2008
17:38

Антишустериада. Уважаю Махно и Сердючку - Дмитрий Стус

15185
Украинцев перекормили телевизионными дебатами политиков обо всем и ни о чем. В то же время, мнения тех, кого называют интеллектуальной элитой нации - писателей, ученых, деятелей культуры и искусства, - никто не спрашивает. Мы решили восполнить этот пробел циклом материалов. Первым мы предлагаем Вашему вниманию интервью Дмитрия Стуса - главного редактора журнала «Київська Русь», лауреата Шевченковской премии, автора нашумевшей монографии «Василь Стус: життя як творчість».
Антишустериада. Уважаю Махно и Сердючку - Дмитрий Стус
- Вашего отца знают как правозащитника, борца за независимость Украины. Как бы Василий Стус выразил свое отношение к нынешней ситуации в Украине?
 
- Этот вопрос, по сути, как мне кажется, некорректен. Человеку Бог отпускает жизнь, которую он проживает. Вытащить человека из его условий и посадить в этот мир… Я не знаю и думаю, что, на самом деле, Василя Стуса как личность из той ситуации, из того мира, перенести в наш мир невозможно. Он принял вызовы своей эпохи и отреагировал на них так, как мог, а мы ему еще хотим навязать наши с вами вызовы. Я думаю, что это нам с вами нужно находить ответы и не искать какого-либо авторитета со стороны Василя Стуса или Тараса Шевченко.
 
- Хорошо. Тогда ваша точка зрения – чего, прежде всего, не хватает современной Украине?
 
- У нас главная проблема – проблема этики, взаимного неуважения, безответственности элиты.
 
Видите ли, все великие нации создали пространство, я это условно называю «богатых бездельников», пространство дворянства. Люди ничего не делали, повышали свой уровень, думали, прожигали жизнь. За счет этого формировалась высокоинтеллектуальная прослойка. А мне кажется, что у нас такой прослойки нет, и все наши поражения, и те, что были раньше, и нынешние - от отсутствия достойных элит. По крайней мере, я их сегодня не вижу. Разлад в Украине - это тоже, как по мне, большой проигрыш наших элит, которые делали много заявлений, ничем не подкрепленных…И последствия, к сожалению, очень печальные.
 
 - Стоит ли возлагать надежды на новое поколение украинцев?
 
- Они лучше старшего поколения – сто процентов!
 
- Чем именно? Сегодня говорят о том, что молодежь поддается влиянию иностранного и совсем не ощущает украинского…
 
- У себя на Родине, может быть, и не ощущают, а вот когда выезжают в Россию-матушку, или в какую-нибудь Польшу или «забацаную» Америку – там они сразу осознают, где ты хочешь «тусоваться»: или с украинцами, или с нигерами, ну, с черными (политкорректно прошу извинения).
 
- А как Вы относитесь к «донецким» и к Донецку, где традиционно проводятся «Стусивские» конференции и встречи?
 
- Я люблю этот край. Я сюда приезжаю и пытаюсь его понять. Но то, что я видел на том, скажем так, низшем уровне, ту агрессию к украинскому языку, к украинской культуре…(во время проведения всеукраинской акции «Стусове коло» городами Восточной Украины – «Остров»).  Бессмысленно обвинять в этом людей…
 
Почему здесь, в Донецке, не танцуют русские танцы? Почему из Донецка не ездят ансамбли куда- то по миру с русскими танцами, с косоворотками? Почему ездят с украинскими песнями? Все очень просто - потому что русские танцы танцуют лучше нас в России, русские вызовы лучше представлены в России. А в Донецке все эти разговоры… – это политическая игра. Как, например, раздача паспортов, скажем в Севастополе, или как это было в Грузии. Пусть этим играются политики. Меня интересует этическая проблематика, интересует культура. Культура, несомненно, является частью политики…
 
- То есть, Вы стараетесь быть вне политики? 
 
Я всегда стараюсь быть вне политики, потому что не могу сказать, что в Украине сейчас есть политическая сила, которую бы я лично поддерживал…
 
- А на стороне каких политических сил находились Ваши симпатии во время «Оранжевой революции»?
 
- Я ставил вторую палатку на майдане. Да. В первую неделю мне даже нравилось на майдане, во вторую, третью – нет. Включились политтехнологи, а то, что я переживал в первую неделю – я от этого не отрекаюсь. Вторая неделя прошла в книжном магазине, третья – в разъездах по Луганщине, Херсонщине, Николаевщине с компакт-дисками (с записью живого голоса) Василя Стуса, изданными при поддержке Катерины и Виктора Ющенко, а транспорт мне предоставили и встречи устраивали активисты Партии регионов, потому как у меня с отдельными людьми нормальные отношения…
 
- Кто из представителей этой или другой политической силы вызывает у Вас симпатии, надежды и ожидания?
 
- Видите ли, меньше всего сейчас хочется говорить об именах. У нас и так сплошной субъективизм – Тимошенко, Ющенко, Янукович, Ахметов, Тарута, Пинчук... Обратите внимание, имена, а не партии и программы. Я думаю, что для нормального развития государства – это ненормальное состояние дел. Поскольку человек, несмотря на все слова, существо субъективное, и очень часто свои симпатии-антипатии переносит на дело, которым занимается. Отсюда и частые и ненужные конфликты. Мне кажется, что когда не можешь стать частью прогресса, частью важного процесса – должен уйти, хоть ты президент, хоть ты премьер…Какая разница? Почему вся страна стала заложником часто нездоровых амбиций отдельных людей? Кто ответит за экономический кризис? Почему доллар прыгает туда-сюда практически на гривну? Почему и дальше уничтожается средний класс? Кто дал право не выплачивать людям их вклады? Откуда ж в таком случае будет доверие к банкам, всем этим пластиковым карточкам и т.д.? Поэтому мне бы хотелось увидеть политическую силу, у которой есть программа, и она ее четко реализовывает.
 
Пока самая последовательная экономическая программа связана с Партией регионов. Но… Но гуманитарная составляющая, уровень культуры отдельных ее представителей вызывает множество сомнений и сеет недоверие ко всей политической силе, которая, - такое складывается впечатление, - сейчас погрязла еще и в многочисленных каких-то внутренних противостояниях. Да и четкой идеологии у Регионов нет.
 
О других говорить тяжело. Популизм, непоследовательность, ничем не подкрепленные лозунги, которые кому-то нравятся, а кого-то, наоборот, обижают…
 
В целом, хочу верить (пусть и безнадежно), что в Украине, как и в других цивилизованных странах бизнес наконец отделится от политики. То есть, политики обеспечат бизнесменам возможность не сидеть (или делать вид, что сидят) в парламенте, а заниматься тем, что умеют. А сами политики повзрослеют, сформулируют какие-либо четкие и независимые от «священных коров» программы. Тогда можно будет выбирать, говорить, думать. Пока же все связано с субъектами (пусть даже лучшими), я не вижу смысла ни выбирать, ни тем более прогнозировать что-либо…
 
- Но все-таки, по Вашему, как повлияют досрочные парламентские выборы на ситуацию в стране? 
 
- Думаю, окончательно будет дестабилизирована экономика: симптомы уже слишком ощутимы. Будет вылито немало помоев, сказано высоких слов, кто-то проявит преданность, кто-то - предаст, но какое это имеет значение? Я не вижу смысла в новых выборах, потому что, еще раз говорю, не вижу единой, собранной политической силы с четкой идеологией. Даже коммунисты, кажется, сгубили свою – хотя и чужую и даже враждебную мне, но у них она, по крайней мере, была. 
 
- Ваше отношение к представителям финансовой элиты из числа «регионов», в частности к Ринату Ахметову?
 
- Думаю, что сегодня, когда он вошел где-то третьим-четвертым в европейские бизнес структуры (по подсчетам компании Dragon Capital в нынешнем году Ахметов стал самым богатым бизнесменом Европы - «Остров»),   ему, в отличие от нас с вами, есть что терять, если осуществится какое-либо давление со стороны России. Ведь здесь он «на виду», уважаемый человек, а там, в России, таким уважаемым людям показали, где их место, и не все из них сберегли свой бизнес, не каждый может даже вернуться в Россию… Богатые люди – это люди, которые держатся за государственные структуры.
 
Видите ли, я анархист. Я не люблю власть. Из наших политиков я уважаю только Нестора Ивановича Махно, причем искренне, последовательно и ответственно.
 
- Но ведь нет в Украине сегодня такого Махно… Что делать? 
 
- Махно не вписывается в сегодняшний даже мировой политикум…
 
- А Вы верите в приход такого себе Махно, пусть в образе современного украинца? Все ждут какого-то пророка…
 
- «Воздвигне Вкраїна свойого Мойсея. Не може ж так буть.”... Да? А фамилия Моисея…- Хотите, чтоб я сказал вам фамилию? (смеется). Когда я слушаю наших патриотов, их стенания об украинской культуре, меня это раздражает, ведь они не верят в то, что там заложен колоссальный потенциал. Соответственно, они не знают, и, как сказано в Библии, «ваша вера - как зерно маковое». Вы сейчас то же самое пытаетесь перенести на политику… Да, нет такого человека… (Моисея в Украине – авт.). Но посмотрите, Моисей водил свой народ, избранный Богом, кстати, в отличие от нас, 40 лет… Мы должны воспитать свою элиту.  Я думаю, что дети сегодняшней финансовой элиты, может быть, внуки, будут уже немного другими людьми…
 
- Как бы Вы охарактеризовали современное украинское общество?
 
- Пока то, что показывают в российских фильмах – исполнительный тупой хохол-прапорщик, – стопроцентная правда. Верка Сердючка всем не нравится. А почему? Это блестящие мы. Это поют на свадьбах, это реально популярно. Очень талантливый парень, который взял этот образ, раскрутил его. Для нас он (образ) унизителен, но он наш. Вот признать, что мы на таком уровне… Когда мы признаем, что мы на каком-то дне, что нам до Нигерии, условно говоря, еще расти и расти, тогда может начаться воспитание этики… А пока у нас нет даже законодательной какой-либо нормальной базы, все будто в прорву.
 
- А какова роль сегодняшней украинской интеллектуальной элиты?
 
- Я не верю в существование плохо финансово обеспеченной интеллектуальной элиты. Поэтому об интеллектуалах как об элите говорить отказываюсь. Интеллектуалы в Украине есть, но их не слышно, не видно, они не имеют влияния на общество – так какая ж это элита?
 
Они выживают за счет грантов, каких-то случайных работ, служб, часто немилого их сердцу труда … В неизвестных большинству населения изданиях они высказывают идеи, часто даже очень интересные, но что с того? Их отлучили от социума, чтобы не мешали делать дела и деньги. Теперь, когда всем необходимо возвращение умных людей, у тех свои другие ниши, а те, кто сегодня строят из себя элиту, часто просто поверхностные нувориши, которые пережевывают «жевачку» вчерашних идей. Что делать, спросите? - Это не ко мне. Это к политическим и бизнес элитам, которые уже через силу, но еще держат ситуацию, которая становится все более угрожающей. Пусть думают, потому как только они могут создать условия, при которых интеллектуальные элиты (не дешевые, скажу я вам) начнут работать на страну и государство, а не только на себя, как вынуждены были делать до этого.
 
Сейчас я вижу выход - вспомнить простые вещи. Во-первых, бизнес, политика, если мы хотим быть цивилизованными, они должны быть разведенными, иначе ничего хорошего не выйдет. Полякам удалось этого избежать. Вторая, очень простая, с моей точки зрения, вещь: те люди, которые там (при власти – «Остров»)… Мы имеем право от них требовать, а мы все боимся. Посмотрите, появляются депутаты – тут же все на четвереньках. Так что ж вы хотите? Ну, президент, ну, депутат. И что дальше?
 
Когда люди голосуют за деньги, а не за принципы… Когда не отчитываются, ездят на бешеной скорости…У меня это вызывает улыбку. Не они плохие - мы недостаточно жесткие, последовательные для того, чтоб требовать с них… Пока что большинство наших людей выбирают обеспеченность, любой ценой, а воспитывают (самоуважение – «Остров») только те, кто сделал другой выбор. Вот Васыль Стус сделал другой выбор, и этот выбор не для всех.
 
 
 Наталья Коммодова, «Остров»
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Наталья Коммодова, «Остров»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
15185
Читайте також
10.11.2008 11:26
Сергей Высоцкий, «24»
23 439
21.10.2008 10:19
Андрей Барбаш, «Дело»
25 781
17.10.2008 17:04
Назар Бойко, «Українська правда»
12 926
17.10.2008 12:29
Елена Гладских, «Дело»
5 799
21.08.2008 13:24
Юрий Панкин, «Независимая газета»
37 592
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Бодя Київський
5910 дн. тому
Цікаво, чим думав цей син Великого Стуса, коли у розпал президентської кампанії 2004 р., ще перед початком Майдану, у "януковицькій" київській газетці "Сєгодня" було опубліковано його розлоге інтерв"ю, в якому він розписував свій всебічний захват від Донбасу? Мовляв, і люди там - кремінь, і характер в них усіх "чисто конкрєтний"... Він що, не розумів, на чий млин воду лив? Чи тепер відмазуватиметься тим, що намет на Майдані ставив?
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду