Виктор Шкулёв: «Через год расстановка сил международных и местных издательств изменится»
- В коридорах издательства слышится французская речь. Много ли иностранцев среди топ-менеджмента?
- Вместе со мной из Москвы приехал первый вице-президент «Ашет Филипаки Шкулёв» Жан де Витт. Его вы, наверное, и слышали. Он представляет французских соучредителей (Lagarderе), которым принадлежит 51% бизнеса (остальными 49% владею я). А в украинском офисе экспатов нет, весь персонал местный. Здесь уже достаточно сильные менеджеры, приглашать людей из других стран нет смысла.
- То есть вы довольны работой украинской «дочки»?
- В целом, довольны. Несмотря на то, что в Украине позиции издательского дома не такие, как в России. На российском рынке наша группа – одна из двух лидирующих. У Independent Media Sanoma Magazines первое место, у нас второе. По всей прессе, не только по глянцу. Консолидированный баланс больше у нас, поскольку все активы собраны «под одной крышей». В Украине мы не лидеры, но входим в десятку крупнейших издательств. Хотя такое вот лобовое сравнение не совсем корректно. Российский рынок на порядок больше украинского, поэтому там у нас совершенно иная тактика – очень активная, я бы даже сказал агрессивная. Здесь же мы делаем небольшие, очень выверенные шаги, дожидаясь наиболее благоприятного момента. Решение запускать «Marie Claire Украина» было принято в один из таких моментов. Правда, к моменту старта у вас в стране возникла интересная политическая ситуация. Но не настолько интересная, чтобы мы откладывали планы.
- Сколько денег вложено в «Marie Claire Украина»?
- Около $5 млн. Вывести проект на безубыточность планируем в течение 3-4 лет. Из озвученной суммы примерно $1 млн пойдёт на рекламную кампанию, основные активности припадут на нынешнюю осень и весну 2009 г.
- Кого вы считаете основным конкурентом Marie Claire?
- К счастью, такой жёсткой конкуренции, как в России, здесь нет. К модным журналам, помимо Marie Claire, можно причислить наш ELLE и L’Officiel (последний принадлежит издательству Евгения Рыбчинского, - авт.). Но L’Officiel мы не считаем серьёзным соперником. Слишком разные концепции.
- Киевская «дочка» вашего основного конкурента в России изучает целесообразность запуска украинского варианта Harper's Bazaar. Этот журнал может стать конкурентом?
- Скорее, он соперничает с ELLE. В России хорошо уживаются все три издания – ELLE, L’Officiel и Harper's Bazaar.
- Получается, что Marie Claire зайдёт на поле рекламодателей ELLE? Не опасаетесь ли такой ситуации: объём рекламы останется почти тот же, но теперь за его счёт нужно будет «кормить» два журнала?
- Не опасаемся. Рассчитываем, что рекламодателям интереснее размещаться в обоих изданиях: они получат дополнительную, а не альтернативную возможность контакта с целевой аудиторией. И я уверен, что они этой возможностью воспользуются, поскольку модным маркам и индустрии красоты не хватает достойных рекламных носителей.
- Сколько вы успели заработать на рекламе в этом году?
- У нас самая большая динамика среди всех издательств – 50% (без учёта новых проектов). В то время как у других текущие проекты либо «падают», либо растут очень медленно. Если верить данным исследовательских компаний, то в первом полугодии 2008 г. мы заработали $8,1 млн (по данным TNS Gallup AdFact за первое полугодие 2008 г., - авт.). К сожалению, собственные цифры я озвучивать не буду – до тех пор, пока индустрия, все крупные игроки, не решатся делать это синхронно и честно. Могу сказать, что максимальная скидка у нас составляет 45%, и доступна она только очень ограниченному кругу рекламодателей.
- Какое из ваших изданий самое доходное?
- ELLE. Все проекты, кроме только что запущенного, - прибыльные.
- Есть ли в ближайших планах другие новые проекты?
- Да, готовимся запустить в 2009 г. ещё одно издание из нашего собственного пакета. Какое именно – ещё не решили. Размер рынка определяет действия: все шаги должны быть выверенными, поэтому мы длительное время присматриваемся, изучаем потенциал сегментов. Также подумываем вывести на рынок деловой ежемесячный журнал. Но в отдалённых, пятилетних планах.
- Возможность приобретения «чужих» проектов рассматриваете?
- Да. Постоянно либо поступают предложения, либо мы сами выходим на владельцев изданий. Недавно дошли по «полуфинала» в переговорах о покупке одного женского журнала. Объект оказался не настолько интересным, как мы считали вначале, поэтому дали задний ход. Издательство располагает достаточно серьёзными инвестиционными возможностями, поэтому если появится шанс купить интересный проект, мы им воспользуемся.
- А что вам интересно?
- Проект с правильной концепцией, у которой есть будущее. Если говорить о сегментах, то прежде всего смотрим на нишевые издания. «Ниша» в моём понимании – это очень узкая специализация. Гольф, яхты, самолёты, мобильные телефоны, вино, сигары, часы. Сейчас рассматриваем одно такое предложение.
- Читала, что в Британии сильно подупал весь гендерный глянец, особенно ваш Maxim, зато выросли Интернет-проекты этой направленности…
- В России и Украине печатные издания пока что стабильно растут. Но мы не будем ждать, пока тенденция докатится сюда, а рано или поздно она докатится. В России мы запустили очень мощный портал на основе сайта Maxim - он уже входит в тройку наиболее посещаемых в своём сегменте. В следующем году то же самое сделаем в Украине. Женский портал wday.ru к 1 сентября этого года также вошёл в тройку крупнейших. Проблема в том, что рынок пока что очень маленький, тут нельзя моделировать бизнес серьёзно. Объём женского и мужского Интернета – несколько десятков, максимум сотен тысяч долларов.
- Вы отметили, что в России лидерами прессы являются Independent Media Sanoma Magazines и «Ашет Филипаки Шкулев», то есть издательства с иностранным капиталом. Почему они не повторяют успех в Украине?
- Это связано с приоритетеми крупных интернациональных игроков и структурой самого рынка. В России в начале 2000-х годов местные издательстсва тоже занимали первые места. Но утратили позиции, когда компании с иностранным капиталом начали проповедовать более агрессивную стратегию. Реализовывать эту стратегию им позволяет интеллектуальный ресурс. Не денежный, а именно интеллектуальный. Потому что деньги есть у многих. Инвесторами почти всех крупных российских издательств выступают финансово-промышленные группы с многомиллиардными оборотами – «Газпром», холдинги Олега Дерипаски, Юрия Ковальчука Алишера Усманова и т.д. Но у них нет того опыта издательского бизнеса, знаний и технологий, которые имеют иностранцы. А иностранцам Россия очень интересна. У Lagarderе российский бизнес – третий по величине, после Франции и США. А если считать не только по прессе, но и по радио, то - второй, сразу после Франции.
В Украине немного другая история. Ваша страна не является рынком первого эшелона приоритетов, и международные издательства в основном действуют здесь по консервативной стратегии. Исключение – Edipresse. В России он входит в топ-20, а в Украине он пятый.
Но думаю, что уже через год расстановка сил среди международных и местных издательств изменится. Она уже меняется.
- И будет, как в России?
- Да. Только процесс будет постепенным и немного не таким. Крупнейшим издательским холдингом пока что остается УМХ. Но, по моим ощущениям, он имеет все шансы стать банкротом. Ощущения продиктованы структурой его портфеля и не очень ясными источниками финансирования новых проектов. Однако УМХ в мае привлёк иностранных инвесторов. То есть он уже не является холдингом с сугубо украинским капиталом. Второе по величине издательство, если ранжировать по прайсовым рекламным доходам, - «Бурда-Украина» (по данным TNS Gallup AdFact за первое полугодие 2008 г., - авт.). Это немецкий медиаконцерн. Третью позицию занимает «Блиц-информ», местная компания. Но так получается, если не брать новые проекты. А с учётом новых, недавно запущенных изданий эту компанию уже потеснил KP Media. То есть тенденция на лицо. И эта тенденция глобальная, она касается не только Украины и не только медиа. Смотрите, несколько американских компаний – Philip Morris к примеру - уже перенесли офисы в Швейцарию. Им так удобнее. И у медиа вскоре не будет «национальности». И это благо.
Издательский дом «Ашет Филипаки Шкулев» (ООО «Hachette Filipacchi Shkulev - Украина») издаёт по лицензии Hachette Filipacchi Medias журналы ELLE , ELLE Deluxe, MAXIM. ELLE основан в Париже в 1945 г., издаётся в 41 стране мира. На территории Украины журнал выходит заявленным тиражом 80 тыс. экз. Журнал Maxim в Украине издаётся с 2003 г. Основан в Великобритании в 1995 г., сегодня издается в 43 странах мира. Заявленный украинский тираж - 88 тыс. экз.