Люди в телевизоре жалуются, что Россия проиграла информационную войну. The New Times выяснил — что и не проиграла, и не информационную войну...
Напрасно они так. Во-первых, почему Россия? Объяснил же вам премьер Путин В.В., что есть большая разница между режимом Саакашвили и грузинским народом. А российский народ что — хуже? Проиграли как раз они, труженики режима. Россия же, матушка, скорее даже выиграла. Из опросов ФОМ следует, что действия нашего государства в Грузии поддерживает 78% населения. 13% против, и еще 7% спрятались за формулировкой «затрудняюсь ответить». Короче, 20% соотечественников не в восторге. Если избирателей у нас 108 миллионов, выходит более 21 миллиона взрослых граждан. Понятно, что дрянь-народец. То ли им платит ЦРУ, то ли они шакалят у иностранных посольств, то ли плохо выговаривают букву «р». Или (что всего опаснее!) просто у них на плечах своя голова вместо телеящика.
Поэтому Россия побеждает. Когда еще у нее было 20 миллионов граждан, готовых сформулировать независимую точку зрения на действия властей? Что же касается режимных лузеров, то они столь органично путают свою личную шерсть с государственной, что, севши в лужу, тянут за собой всю страну. Такой специфический патриотизм за общий счет.
Во-вторых, почему «информационная война»? Западные СМИ работали в обычном формате, без надрыва и мобилизации. Вот вам факты, а вот личные мнения и интерпретации. Вот что говорит Саакашвили, а вот что говорит Путин. Или Лавров. Или вице-премьер Иванов. Или полпред Чуркин. Или Косачев из Госдумы. Или Рогозин. Все они, как и многие другие наши начальники, выступали в прямом эфире CNN, BBC, Euronews и пр. без купюр, ограничений и даже без последующих комментариев. А где на нашем ТВ прямые эфиры с Саакашвили, Бернаром Кушнером или, скажем, Кондолизой Райс, чтобы зритель мог понять и оценить их аргументацию?
Битва с аудиторией
Передержки и ошибки? Да, были. ТВ — ремесло субъективное. Но того же Шепарда Смита из суперконсервативного Fox News за попытку надавить на осетинскую девочку дружно заклевали коллеги из американских же каналов и изданий. Их интересовала реальность — и в конце концов они ее выудили: Саакашвили совершил «глупость», «тягчайшую ошибку» или даже «преступление», поддавшись на провокации Кокойты. Но Россия, вмешавшись в конфликт, натворила значительно больше: захватила территорию суверенного государства, разрушила города и порт, который до сих пор не отдает, нарушая собственные обещания — первый раз вывести войска президент Медведев обещал к 22 августа. К тому же в одностороннем порядке отрезала от суверенного государства два куска и провозгласила их независимыми государствами.
Это было или не было?
На фоне этих очевидных фактов российское ТВ низменной реальностью не заморачивалось. Оно брало выше — билось за Истину. Не с Западом, конечно, там охотников его смотреть немного, а с собственной аудиторией. Вместо фактов — деза, вместо анализа — агитка, вместо дискуссий — мобилизационное предписание. Ну и одолели, с грехом пополам. Не Запад, понятно, а своих. Пушки были направлены не вовне, а внутрь.
Как это делается, некстати показал официоз КНДР, который назвал волну сообщений о смерти или болезни Любимого Руководителя Ким Чен Ира «преступным сговором». Ну что еще продажным западным СМИ остается, кроме как вступить в сговор и клеветать в бессильной злобе? Северокорейское телевидение свою информационную войну выиграло, потому что не ставило нереальных целей. Тайну про Ким Чен Ира не выдали, зато еще теснее сплотили народ вокруг вождя, живого или мертвого. Да и какая, в сущности, разница?
Кстати, в-третьих. Что, с точки зрения нашего начальства, значит «победить в информационной войне»? Это если Запад перестанет говорить, что российские войска находятся в Поти, что они бомбили Гори, что российский флот вошел в территориальные воды Грузии и потопил там катер грузинской береговой охраны, а вместо этого будут передавать слова министра Лаврова о том, что российских войск в Поти «нет и не будет», что конфликт идет «не между Россией и Грузией, а между Южной Осетией и грузинским агрессором»?
Между Леонтьевым и Кьезой
В-четвертых. У наших ТВ-гуру все время почва выскальзывает из-под ног. Не на внешнем, а уже на внутреннем фронте. То есть стратегическая задача ясна: доказывать, что начальство всегда право и во всем виноваты американцы. Но начальство так быстро семенит ножками, что экран не успевает. Что еще можно, а чего уже нельзя? Утром президент Кокойты заявляет, что Южная Осетия непременно войдет в состав Российской Федерации, а вечером — что даже и не думала. В промежутке министр Лавров в Варшаве сказал: мол, в Россию Южная Осетия входить не намерена. Куда же бедному ТВ-комментатору податься? Опять на Америку валить? Чем шире полоса запретных тем, тем больше ужимок и прыжков в узком разрешенном секторе. Это Америка (но ничуть не дело «Мечела» и грузинская эпопея) обвалила нам фондовый рынок. Американские наймиты, говорит сенатор Лихачев, вышли в Ингушетии на митинг против убийства Евлоева... Ну, если и в Ингушетии уже заправляет Дядюшка Сэм в оранжевой жилетке, совсем плохи у чекистов дела.
Любимый всеми Михаил Леонтьев объясняет: не в том вопрос, нападут ли США на Иран, а в том, когда они это сделают, — до или после выборов. Леонтьев умница, за США все давно решил. Поскольку они в глубоком экономическом кризисе из-за войны в Ираке и Афганистане, им ничего не остается сделать, как влезть еще и в Иран. До кучи. Чтобы поднять цены на нефть и окончательно добить свою экономику… Именно для этого им нужна была Грузия — в качестве стартовой площадки!
Израиля и Турции, значит, уже недостаточно.
Беда. Мы-то думали, Грузия нужна, чтобы Маккейн одолел Обаму. Нам так Путин сказал. Вводная, что ли, поменялась? Ну правда — Запад полегоньку разобрался и, не оправдывая Путина, предъявил Саакашвили свой отдельный счет. И Бушу тоже. И Маккейну. И поползла предвыборная версия по швам. Срочно нужна заплатка. Хвать-похвать — а тут как раз 9/11 и очень своевременный фильм итальянского коммуниста Дж. Кьезы, бывшего спецкора «Униты» в Москве, большого друга СССР и КГБ. И опять — не на Запад вся эта туфта обращена, там цену Кьезе давно знают, а исключительно на наш внутренний рынок. В расчете на тех, кто верит, что американцы на Луне не высаживались.
Чем меньше дозволенных рычагов остается у официального ТВ, тем с большим остервенением оно за них дергает. Тем меньше нормальных людей готовы наблюдать этот зверинец. Тем ниже суммарная эффективность. Тем больше раздражения у начальников: проигрываем информационную войну. Тем жестче приходится цензурить. Тем глупее выглядят ТВ-персоны. Ну, и так далее по спирали.
А вы правду говорить не пробовали? В одной книжке сказано, что это на удивление легко и приятно.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.
До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.
Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена