Россия открыла информационный рот
Военные действия, развернутые в непризнанной республике Южная Осетия, повлекли за собой информационную войну между Грузией и Российской Федерацией. Проанализировав выпуски новостей в дни конфликта информационных служб четырех телеканалов – BBC, CNN, Euronews и канала «Россия» – Ъ пришел к выводу, что репортажи BBC и СNN, корреспонденты которых находятся на месте событий, являются сбалансированными и строятся на конструкциях «грузины уверены, что...», а также «русские считают...». В репортажах корреспонденты соблюдают пропорцию комментариев и воздерживаются от оценок.
Предсказуемо тенденциозно работает телеканал «Россия». В частности, его информационные сюжеты не содержат новостей, касающихся военных действий на территории Грузии, о которых сообщают остальные службы. Кроме того, видеоряд периодически не совпадает с закадровым текстом – во время рассказа о событиях в Цхинвали канал «Россия» показывает зрителям кадры авианалетов на город Гори, который находится за пределами непризнанной республики.
Комментируя уровень объективности российских СМИ, освещающих конфликт в Южной Осетии, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Юлия Латынина отмечает, что «вранье становится составной частью военной кампании». «Все российские телеканалы говорили приблизительно одно и то же. Сначала сообщили, что враг подавлен и разбит, российские танки в Цхинвали. Это было заведомым враньем, потому что танки засняли перед взорванным мостом в Джаве, их там подбили штук тридцать», – заявила она. Затем, по ее словам, перестали говорить о танках и переключились на зверства грузинских войск. «Затем с разницей в три-четыре часа повторялись сообщения, что российские войска только-только установили контроль над Цхинвалом. Из этого следует, что ранее такого контроля не было», – рассказала Ъ госпожа Латынина.
Не очень высоко оценили эксперты и работу украинских телеканалов. В частности, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заявил Ъ, что информация о войне, которую подает украинское телевидение, – «фантастическая, возмутительная манипуляция общественным мнением». «Только что смотрел новости на «1+1». У них фактически было предоставлено слово только одной стороне. Не была донесена даже информация о штурме Цхинвали грузинской стороной и о многочисленных жертвах», – отметил господин Погребинский. По его мнению, это является примером «двойных стандартов». «Давайте закроем глаза на пару тысяч погибших, ведь Грузия, стреляя по площадям, защищает свою территориальную целостность и наводит конституционный порядок. А русские – большие, страшные и пришли издеваться над маленькой обиженной Грузией», – добавил господин Погребинский.
С ним согласен и народный депутат Олег Зарубинский (фракция блока Литвина). «Мне кажется, что информация о конфликте и с грузинской, и с российской стороны подается тенденциозно – в зависимости от интересов каждой из сторон», – отметил парламентарий.
Руководитель информационной службы «1+1» Наталья Катеринчук полагает, что речь может идти не о предвзятости украинских телеканалов, а скорее «о внутренних симпатиях тележурналистов». «Они проявляются практических на всех каналах, к обеим сторонам конфликта, но чаще к Грузии. Вероятно, потому что это маленькая страна»,– отметила она. По мнению госпожи Катеринчук, позицию российской стороны «освещать сложнее». «Нельзя просто приехать в Россию и снимать сюжет, аккредитацию нужно начинать делать за месяц до поездки. В Грузию же можно вылететь, например, в 18.00, в 20.00 прилететь, а ночью уже выйти в эфир. Только вчера мы хотели шире представить точку зрения российских властей, но с теми ограничениями в работе журналистов, которые есть в РФ, это оказалось невозможно»,– объяснила Ъ Наталья Катеринчук.
Игорь Сиротенко, заместитель председателя правления ОАО «Укртелеком»:
– Все разумные люди это понимают.
Александр Пилипенко, вице-президент «Индустриального союза Донбасса»:
– Тот, кто ввел войска на чужую территорию без разрешения ООН,– тот и агрессор.
Руслан Савлохов, главный тренер сборной Украины по вольной борьбе:
– Цхинвали сравняли с землей – это же второй Сталинград! Саакашвили возомнил себя Гитлером номер два. Весь осетинский народ возмущен – это же геноцид!
Иван Яковец, председатель концерна «Укрспирт»:
– Интересный вопрос. А что, грузины нападают на Россию?
Георгий Сигуа, глава представительства Торгово-промышленной палаты Грузии в Украине:
– На чьей территории ведется война с участием пехоты, авиации и морских сил? Речь идет о заранее продуманной агрессии России против Грузии!
Алексей Кучеренко, министр жилищно-коммунального хозяйства:
– Конечно, Россия. В моем понимании, кто бомбит мирное население, тот и агрессор.
Владимир Рыбак, глава комитета Верховной рады по вопросам ЖКХ:
– Грузия – 100-процентный агрессор. Это первый случай, когда люди проголосовали за президента, который решает политические вопросы независимости территории кровавым путем.
Юрий Ключковский, народный депутат, «Наша Украина–Народная самооборона»:
– Насколько мне известно, Южная Осетия никогда не входила в состав Российской Федерации. Это территория Грузии. И поскольку это внутренний вопрос грузинского государства, то России там делать нечего. Она выступает в роли реального агрессора.
Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской правозащитной группы:
– Однозначно определить агрессора в этом конфликте сложно. С одной стороны, военные действия начала Грузия, но она была спровоцирована обстрелами с осетинской стороны. С другой стороны, Россия защищает своих граждан, но при этом она превысила свои миротворческие функции.
Анна Герман, народный депутат, Партия регионов:
– Это провокационный вопрос. Даже Совет безопасности ООН пока не сделал выводов по этому поводу. Давать какие-то прямые ответы – значит втягивать Украину в конфликт, который нам не нужен. Поэтому я бы не советовала вашей газете заниматься такими вещами.