Андрей Гоголев: «Последние два года "Коммерсантъ" движется к нулю очень быстро»
- Объём постоянно увеличивается. Могу сказать, что уже сейчас, в середине года, мы на 75% выполнили годовой план по поступлениям в основное издание.
- Стратегия сбора рекламы за счет приложений и спецпроектов не могла не оправдать себя изначально. Когда мы только заходили на рынок, то сразу говорили, что начинаем свою деятельность с ежедневной газеты. Это основной продукт. А по мере того, как будем наращивать жирок, мы будем расширяться и заводить сюда всё то, что издательский дом «Коммерсантъ» имеет в России. Чуть позже мы начали выпускать цветные приложения. Первым таким проектом стало еженедельное приложение Weekend. Цветные приложения - это такой проект, который не может быть убыточным. Благодаря планированию рекламы в них мы сразу видим, на какое приложение есть спрос, а на какое - нет. Нет спроса – значит, отодвигаем в дальний ящик и думаем, как сделать так, чтобы спрос появился.
- Нет. Одно время, в самом начале, были проблемы с приложением «Дом». Украинские приложения отличаются от российских (хоть и называются одинаково). Рынки правила игры и нюансы разные. Вот «Дом» вначале не пошёл. Мы подумали, изменили контент - и он заработал. С «Авто» - наоборот. Сначала было всё хорошо, а потом пошёл спад. Спад серьёзный, на грани того, что приложение чуть ли не ушло в минус. Мы поменяли команду, провели вместе несколько мозговых штурмов, немного изменили концепцию. Последние несколько месяцев «Авто» снова наращивает обороты, утолщается. Приложение «Телеком» очень хорошо идёт.
- В этом году ещё не выйдет. Когда мы открывались, рисовался некий бизнес-план, планировалось, что в течение пяти лет мы должны выйти в ноль. Но тогда не было сегодняшней инфляции и многого другого. Три года назад и Киев, и страна были другими. Теперь, по прошествии трёх лет, я с большой осторожностью могу сказать, что мы идём в соответствии с этим планом. Много нюансов, которые могут отодвинуть точку окупаемости. Например, газету надо утолщать: делать не 12 полос, а 16. Хотя в бюджет следующего года я эти изменения вряд ли внесу. Но издание движется к нулю последние 2 года очень быстро. Если сравнить бюджет 2006 г. и 2008 г., то цифра в самой нижней правой строчке бюджета (чистый убыток – Ред.) за эти два года стала в два раза меньше. Я считаю, это хорошая динамика. Тем более, что за нашей спиной никаких покровителей нет, кроме российского топ-менеджмента, который давит на то, чтоб мы как можно быстрее оказались в плюсе. К слову, «Коммерсантъ» в России вышел в ноль, по-моему, на восьмой год. Надеюсь, у нас получится быстрее.
- Есть ли какие-то проекты российского ИД, которые никогда не будут запущены в Украине?
- Сейчас для нас самое главное - сайт. Пока он у нас слабый. В будущем году, думаю, очень много изменений произойдёт именно с сайтом. Задача - сделать его одним из самых популярных и рейтинговых в Украине. С журналами-еженедельниками повременим. На стадии старт-апа мы думали, что вот-вот запустим такие журналы, а сейчас стало понятно, что рано. Ну вышли вот с молодёжным журналом «Молоток», постучали им немножко. Ничего не получилось, отдали франшизу. Главная задача – это газета «Коммерсантъ». Пока она не будет в Украине такой же популярной, как в России, смысла делать что-то другое я не вижу.
Вот если бы упало мне на стол много миллионов со словами «делай, что хочешь», я бы ещё подумал. Снял бы помещение раз в десять больше, набрал бы людей. Если эта команда, которая сейчас работает, будет делать что-то ещё, то мы будем делать хуже газету «Коммерсантъ». А я этого не хочу.
- Каждые полгода мы планируем промо-кампании. Что будет осенью - пока держим в секрете. Но могу сказать, что сделаем продолжение нашей фотовыставки, которую в прошлом году удачно провели в городах-миллионниках. Сейчас два варианта: то ли мы эту выставку отправим в города-стотысячники, то ли будет новая выставка. Но я склоняюсь к первому варианту, потому что города «сто тысяч плюс» - это города, которые растут и где мы уже появляемся. А вот рекламных растяжек (троллов) с заголовками больше не будет. Приелось.
- Мы уже объявили, что с первого сентября поднимаем цены, а если точнее - уменьшаем максимальную скидку на 5%. Цены-то у нас и так немаленькие.
- С этого года он заработал, хотя поначалу было много суеты, связанной с переходом Олега Стрельникова из «Эксперт Украина» на должность директора по корпоративным связям и развитию ИД «Коммерсантъ-Украина». Мне всякую ерунду про него рассказывали. Я же ничего плохого о нём сказать не могу. Думаю, в этом году наш новый проект принесёт деньги, хоть и небольшие - несколько процентов от прибыли всей конторы. Но даже если по итогам года мы лишь выйдем в ноль, это всё равно будет успех. Ведь попутно мы получим хорошее промо, а это уже плюс. В дальнейшем, думаю, у проекта большие перспективы. С нами уже хотят работать, нас знают.
- Это называется «издательский синдикат». Пока мы только в самом начале пути по выпуску корпоративных изданий «под ключ». Но уже появились первые заказы. Сейчас начинаем делать журнал для BBH и для пары других крупных компаний. Помогаем, чем можем, газете, которую делает АВТ «Бавария». Этот проект пока в минусе, поскольку мы несём расходы на зарплаты и так далее. Однако я надеюсь, что очень скоро минус превратится в плюс.
- Как показал себя новый формат, на который газета перешла осенью прошлого года?
- Смена формата произвела достаточно положительный эффект. Не скажу, что произошло значительное увеличение тиража, но мы его и не планировали. На украинском рынке мало газет формата А2 (прежний формат «Коммерсанта», - Ред.), а ежедневных вообще не было. Соответственно, когда мы выходили, у нас другого варианта не было. Но мы поработали и поняли, что это «трудный» формат, потому что читатель просто к нему не привык. При переходе на В3+ возникли, конечно, небольшие проблемы – например, с фотографиями. Иной раз я хочу выбрать вертикальную фотографию, а по макету становится только горизонтальная. В угоду этому формату иногда, увы, приходится терять в качестве фотоиллюстраций.
- Не очень большой, и я этим не доволен. Пока что мы печатаемся только в Киеве и Запорожье, и из этих двух городов покрываем все остальные территории. Но надо понимать, что у «Коммерсанта» никогда не будет миллионных тиражей. Даже ста тысяч мы никогда не наберём. У нас нет, простите, «сисек-писек», у нас другой формат. Мы ориентируемся на читателя, которому важно знать не только прогноз погоды на завтра, но и - как сделать так, чтобы завтра было интересней, чем вчера. Не хочу никого обидеть, но понятно, что в большинстве своём прогрессивная часть общества живёт в больших городах. Там, где мы и присутствуем.
- Есть некая боль за Львов. Он единственный из больших городов, где мы не присутствуем день в день. Это связано с доставкой. Я очень надеюсь, в течение пары лет мы откроем два-три пункта печати и сделаем так, чтобы можно было охватить всю Западную Украину.
Дело ещё в том, что мы подписываемся в печать самыми последними из всех ежедневных газет. Возникают проблемы с логистикой и доставкой. Можно, конечно, подписываться в восемь вечера. Но тогда последнее событие будет ловиться в шесть вечера, и оно будет отписано десятью строчками. Сейчас же мы можем доставать события в девять вечера.
Однако то, что мы не так сильно представлены в регионах, не мешает нам держать первое место по аудитории одного номера. Пускай у нас не сильно увеличивается тираж, зато уменьшается процент возврата. Это значит, что каждый номер читают всё больше читателей и всё меньше мы отдаём в макулатуру.
- Сейчас - почти 15 тыс. экземпляров (заявленный – Ред.). Надо быть реалистом. Если к концу года станет 16 тыс. – будет хорошо. Хотя в начале года мы планировали, что к зиме будет 18 тыс. Возникло много разных нюансов. Кроме того, иногда приходится и экономить. Мы не можем позволить себе вхождение в сеть по высокой цене. Некоторые просят очень большие деньги за вхождение, потом ещё за присутствие в сетях и так далее. Ну неправильно за газету, которая стоит 2 грн, платить 10 грн. Можно печатать 20-25 тыс., но подобным мы себя просто дискредитируем. И так уже говорят, мол, «Коммерсант» бесплатно раздают в кофейнях. Хотя на самом деле заведения покупают газету для своих посетителей. Сейчас думаем над тем, чтобы ставить штамп: данный номер «Коммерсанта» оплачен таким-то рестораном. Чтобы читатель знал, что газета ему не просто так досталась: я категорически против сэмплинга.





