День журналиста. Непраздничные мысли
Многие мои знакомые не любят журналистов.
Они считают их лживыми, черствыми, циничными и совершенно непрофессиональными. Мол, журналистика - это лишь ремесло, причем ремесло не самое достойное, а вовсе не судьба, как вы, журналисты, любите говорить.
Первое время мне казалось, что это мнение нужно опровергать и искоренять, поскольку моя профессия не может быть лживой и циничной - она благородна и прекрасна. Однако эти розовые очки быстро исчезают, как только начинаешь присматриваться к журналистике в Украине в целом и в Донбассе в частности. Увы, но все правда. Ну, за исключением разве что цинизма и лжи - до них донецкая журналистика пока не доросла - она преимущественно страдает глупостью. Но главной правдой все же является последнее утверждение - о ремесле.
Журналистика сегодня, и в частности, журналистика в Донбассе, - это поденщина, причем далеко не самая лучшая. Ремесло, которое не требует таланта, и которому нужны лишь упорство, усидчивость и умение складно и долго болтать ни о чем. Просто промысел - писать сразу статьи о балете, о политике, об экономике и еще немного о кино и домино. При этом эта писанина не требует каких-то особых навыков. Можно запросто сравнить партийный съезд с гламурной вечеринкой и целую неделю чувствовать себя гением. Можно легко и непринужденно придти на футбол и спрашивать у футболистов о том, что они думают по поводу административных мер правительства в вопросах ценорегулирования, а потом, когда они не ответят, разражаться обиженным пасквилем по этому поводу. Можно быть главным редактором и не знать, где включается компьютер и какой должна быть структура текста статьи, но при этом носить себя выше всех и кичиться тем, что ты не простой журналист - у тебя вон поди ногти чищены и джинсы от «Дольче и Габбана». Можно до хрипоты спорить с ответственным секретарем, проработавшим в журналистике годы и отказывающимся поставить твою статью под заголовком «На почтампе снова празник», а потом обижаться - стерва, мол, не ценит креатив и полет мышления.
Увы, в донецкой журналистике все это есть. Вернее даже будет сказать, что донецкая журналистика этой бездарностью пропитана насквозь. И при этом это воспринимается как «модная фишка». Региональные СМИ заполонили недоросли, которые не сложат себе цены, потому что у них есть «целых два образования», но которые совершенно не умеют работать. Им кажется, что идеальным сотрудником СМИ является вовсе не человек с каким-то там мифическим талантом или пусть даже образованием. Нет, это ремесленник, который может «толкнуть» одну статью десятку газет, на пресс-конференции задаст сотни дурацких вопросов и будет без сна и отдыха пахать на десяток изданий. При этом если в крупные издания их не берут, они не тушуются и создают свои, мелкие. В итоге донецкая журналистика докатилась до того, что у нас уже дают интервью самим себе, не стесняются сдавать в издания откровенную халтуру и частенько подменяют журналистику фактов на собственные размышления. Плевать на грамотность, высокий штиль и этику! Ведь так легко написать, что к примеру, президент Украины страдает бытовым хамством, потому что опоздал на три часа, а премьер у нас и вовсе Юлька-дура. И пусть это миллион раз правда - и про президента, и про премьера, никто не задумывается о журналистских стандартах деятельности. Какие там стандарты, если у нас это считается высшим писком. Вершиной, так сказать, творческого полета мысли. Уметь не за глаза, а в собственных статьях называть президента Витей, а главу облсовета Анатолия Близнюка Михалычем - это у нас называется «быть звездой». Лезть с фотоаппаратом в гробы погибших шахтеров, пробиваться в «Донбасс Палас», чтобы снять, как Ринат Ахметов будет праздновать день рождения, и спешить вывесить свеженький фоторепортаж - это значит быть востребованным. Впрочем, с гробами и днями рождения понятно - это и есть тот самый цинизм, без которого профессия, увы, не обойдется, и который есть везде и всюду.
Но, кстати, о «Донбасс Паласе». Шикарные - или просто дорогие - места у журналистов Донецка пользуются большой популярностью. Некоторые из них любят публично говорить, что они не работают за еду, но стоит хотя бы раз попасть с ними, скажем, на экскурсию по фабрике «Конти», и этот миф будет развенчан. Видели ли вы когда-нибудь, как сносит все на своем пути саранча? Так вот саранча по сравнению с прессой, самозабвенно дерибанящей стол с угощением для премьер-министра, - это просто дошкольники на детсадовской сладкоежке. Здесь всех уже «тошнит» от конфет, но после «Конти» у всех расходятся по швам рюкзаки.
В Донецке никто не считает зазорным придти на пресс-конференцию только потому, что там будет фуршет, а потом, попивая коньячок, во всеуслышание ругать его за дешевизну и приторность. Да, в Донецке журналисты любят кичиться тем, что знают цену дорогим вещам - дорогим коньякам, фирменной одежде и модным автомобилям. И хотя, как правило, в дорогих вещах разбираются лишь те, кто не может себе их позволить, это никого не смущает. Здесь любят морщить нос на коньяк «Жан-Жак», но с радостью пьют его, если предлагают задарма. Да и не просто пьют - воруют со стола, если представляется возможность.. Здесь любят глумиться над власть имущими, но в их обществе на глазах меняются - заглядывают в глаза, лебезят и задают «приятные» вопросы. Хочется понравиться и произвести впечатление. Только вот на работу почему-то все равно берут иностранных специалистов...
В итоге кроме пафоса, звездной болезни и соревнований в том, кто больше зарабатывает, в донецкой журналистике не осталось почти ничего. Из-за чего это произошло, толком не знает никто. Отдельный сорт журналистов уверяет, что это, мол, пагубное влияние политиков местного розлива, которые раскрыли над Донбассом информационный зонтик и всех таким образом поломали. Однако зонтик уже давно прохудился, а все так и ходят - «поломанными». Еще один сорт журналистов считает, что в регионе не хватает образованных журналистов - то бишь тех, которые получили свои корочки еще в советских вузах, ибо сегодняшнее журналистское образование - это не образование. Отчасти это правда, ибо на факультет журналистики в национальный университет сегодня лишь идут те, кто не смог поступить на более «дорогостоящие» по балам факультеты. В ДИСО же и вовсе поступают те, кто уже вырос из ПТУ, но до института так и не дорос. Преподают там тоже те, кто, может, до института в своем развитии добрался, однако в профессии себя не реализовал. Так что в ДИСО можно запросто получить оценку, купив что-нибудь из каталога «Орифлейм», с помощью которого подрабатывает преподавательница, сама недавно с позором изгнанная из журналистики, а в национальном достаточно быть просто хоть немного эрудированным, чтобы не провалить сессию. Журналистике как таковой никто не учится. А зачем? Если главные редакторы в Донецке тоже университетов не кончали. Если главный редактор пишет по одной статье в пятилетку - о том, как нагадили в его дворе бездомные собаки, или о том, как он однажды пришел с другом в кабак, а там его посадили не за тот столик. Так ведь все умеют. И пишут в основном именно так.
В итоге ежегодно в Донецке появляется приплод из нескольких сотен совершенно потерянных выпускников. Они лезут в пресс-службы, путаются под ногами на пресс-конференциях, задают, как им кажется, острые и живые вопросы, пытаются участвовать в каких-то никому не известных конкурсах. За участие в них потом награждают - безвкусными статуэтками и фуршетом одним на всех...
А еще в Донецке любят уезжать в Киев. Как правило, в крохотные, открывшиеся только под какое-то отдельное событие проеты-однодневки. Это не приносит ни материальной, ни моральной выгоды - просто это дает повод лишний раз закатить в Донецке глаза и сказать, что я, мол, теперь киевлянин. Как правило, такие журналисты из Киева очень быстро вылетают назад, но дело не в этом - главное, разок побывать в столице, вкусить ее помпезности и вовремя сделать вид, что ты вернулся из-за тоски по родным пенатам.
Заканчивают же свой профессиональный век донецкие журналисты по-разному - более-менее талантливые быстро понимают, что журналистика - это не их стезя и находят новую профессию, бездарные сразу уходят в рекламу или в смежные сферы, самые же бездарные остаются и, как им кажется, профессионально растут. Неумение вовремя уйти - это бич донецкой журналистики, но им так нравится, хотя они все чаще становятся смешными, не замечая того. В итоге проблема одна - донецкая журналистика вырождается, но поделать с этим ничего нельзя, пока самим журналистам нравится такое положение дел.
Завтра у всех журналистов будет праздник. Их ждут бесплатные фуршеты с дорогими и не очень коньяками и, возможно, даже с подарками. Ждут поздравления и пожелания больших гонораров. С этих праздников они вынесут именно эту цель - большие гонорары. Им кажется, что это лучшее, что может ждать работника СМИ. Многие этого добиваются и потом наслаждаются жизнью, и это, наверное, хорошо - должны же хоть какие-то мечты исполняться. Пусть даже в честь праздников, которых у журналистов все-таки так мало.
Валентин Противный, «КИД»
Ілюстрація - Caricatura.ru
