Олег Скрипка: Человек, который не смотрит телевизор
- Если бы министром культуры был ты, что бы сделал?
- Во-первых, нет желания, во-вторых, ничего бы такого особого не сделал. Наблюдаю за тем, как действует Василий Вовкун, он еще больший реформатор, чем я, и понимаю, насколько это сложно.
Но если придумать фэнтези, и я мог бы быть королем министерства культуры, то первым моим указом было б запретить эстраду... Я бы запретил эстраду, как класс, и заставил бы всех эстрадников работать, например, на швейной фабрике, что бы занимались чем-то полезным.
Запретил бы людям носить блестки. Запретил бы, допустим, марку Dolche&Gabana. Запретил бы еще много чего... Конечно, запрещать нельзя, я понимаю, но если серьезно, то нужно создавать привилегии для хороших проектов.
Все министры культуры понимают, что нужно способствовать классическим искусствам: кино, классическая музыка, театр, балет. Все это понятно, но с другой стороны я смотрю, банальная вещь - часто чиновникам не хватает вкуса. Министерство - большой аппарат людей, которые нам достались чуть ли не с брежневских времен.
Вкус населения зависит от вкуса самих чиновников и, с другой стороны, от вкуса и интеллекта людей, которые имеют деньги. Потому что мы живем во время звериного капитализма - деньги решают, может, и не все, но очень многое.
Это касается и культуры - феномен "поющих трусов" возник не просто так. Сегодня люди, владеющие деньгами - фанаты "поющих трусов".
- Зачем тогда стране министерство культуры, если оно так неэффективно. Ты же без него состоялся?
- К примеру, ты ездишь на "жигулях" и они все время ломаются. Тот же вопрос - зачем нужна машина в принципе, если она все время ломается? Ответ - нужна хорошая машина. И нужно хорошее государство.
Проблема не в министерстве культуры, а в государственности. У нас толком государства не было 350 лет, и за последние 17 лет государственная машина не заработала, и поэтому культуры нет.
Культура зависит от государства, какие бы мы умные и интеллектуальные не были. Если нет государственной машины - нет и инвестиций в культуру.
- В США министерства культуры нет. Есть частные инициатива, фонды, и есть потребители культурного продукта. При чем тут государство?
- Я уверен, что есть государственная политика, которая подстегивает частную инициативу. Это государственная политика, а схемы могут быть разные. Способствовать меценатству - хорошая схема. Это - и есть стратегия государства.
- Я думаю, что проблема прежде всего в головах украинцев. Может и некорректно ссылаться на Москву, но если судить по количеству галерей, издательств, миллионеры там какие-то более просвещенные, что ли...
- Во-первых, давайте отличать просвещенность от фейшн китча. Для многих миллионеров "нового типа" открыть художественную галерею сегодня - сродни тому, что купить редчайшую модель авто, иметь под рукой известную модель или певичку, на худой конец, открыть свой журнальчик или радиостанцию.
Во-вторых, в Украине миллионеров гораздо меньше. Кроме того, что происходит у нас сейчас - это для России пройденный ельцинский период. А то, что было при Ельцине - намного хуже чем то, что мы имеем сегодня.
Сейчас в России меценаты, и госпрограмма, и куча стильных мест. У нас это будет, через 5-10, возможно, 15 лет. Но равняться на Москву мы не можем. Потому что какими бы они меценатами не были у них произошла культурная катастрофа.
- То есть, у них монополизирован музыкальный рынок парочкой семейных кланов. Я бы не хотел, что бы у нас произошло то же самое. Думаю, что это попса, которая завоевала музыкальный рынок, то же самое происходит и в литературе, и в кино.
- Ну, в литературе и кино - нет.
- Хотелось бы надеяться, что нет, но в музыке ничего нового хорошего не наблюдается. Все, что есть - не интересует нормального слушателя. При этом полно альтернативных хороших артистов, которые остаются в тени. Нужно создать такую схему, что бы у нас такого не было.
- Москва - не Россия, но почему в Москве книжные магазины просто опустошаются, люди все время читают? В Киеве носители украинского языка читают украинскую литературу мало. Хотя, на мой взгляд, современные украинские писатели пишут действительно интересные вещи.
- Потому что, геостратегия России такова, чтобы у нас не было украинской книжки, чтобы у нас не было украинской музыки. Идет огромнейшая, серьезная война наивысшего - информационного уровня.
Я бы не сказал, что Россия враг: враги между собой ещё могут как-то договориться, а вот конкуренты - никогда. Россия чутьём чует в Украине серьёзного культурного конкурента, поэтому и стремится не допустить становления у себя под боком сильного конкурента.
Это чем-то напоминает Канаду и США. Казалось бы, между Штатами и Канадой ещё больше общего, чем между Украиной и Россией. Но! Вся современная культура Канады построена практически на одном тезисе: "Канада - не Америка!". И вот на одном лишь этом тезисе на протяжении уже многих лет 30 миллионная Канада успешно в культурном плане противостоит в десятеро более многочисленным Соединённым Штатам с их шоу-бизнесовой машинерией!
Понятно, что по абсолютной численности канадских всемирных знаменитостей меньше, чем американских, но они ни в чём им не уступают, если ещё и не на голову выше. Нам прекрасно знакомы такие имена, как Брайан Адамс, Селин Дион, из молодых - Аврил Лавин.
Естественно, их явно меньше, чем американцев, но главное, что они вообще есть, существуют в природе, и знают их далеко за пределами родной страны. Имея такого мощного соседа под боком, как Российская Федерация, нам, наверное, следовало бы более пристально изучать и присматриваться к канадскому культурному опыту. Ведь Украина - не Россия!
- Если судить только по Киеву - современные украинские романы есть в книжных магазинах и на Петровке. Их покупают слабо. То, что магазинов книжных мало - это другой разговор. Но что в этом тоже Путин виноват? И в том что никакие книги ни читают, не русско-, ни украиноязычные?
- Это правда. Спустись в метро Киева и Москвы - разница значительная.
- Все мои друзья читают много книг. Для меня страна - это мои друзья. Для меня аудитория-творческое наследие Сердючки - это не совсем Украина.
- Почему ты в каждом интервью все время упоминаешь о Сердючке? Данилко тебе уже денег должен за рекламу.
- Сердючка - это индикатор нашего времени. Это наша болезнь. Если человек болен проказой, то он о ней всё время думает и говорит. Наше общество больно. Сердючка - не причина, это внешняя сторона болезни общества.
Я музыкант, и понятно, что это меня волнует. Например, есть такие гениальные люди как Сильвестров и Роман Грынкив. В мире признанные - у нас неизвестные.
- У телевизионщиков есть выражение "пипл хавает". Сердючка удовлетворяет запросы определенной аудитории. А композитор Сильвестров - нет, так как является частью элитарной музыкальной культуры.
- Вот именно: телевизионщики зрителя даже за людей не считают - лишь "пиплом", а его культурное восприятие - "хаванием". Ещё и меру измерения ввели: "пиплметры", слышали? Отсюда и все производные от ТВ: то, что крутится по телевизору, оно и слушается.
Это проблема дистрибуции, и клановости ТВ. В принципе, если ты обладаешь телеканалом, или ты обладаешь дистрибуцией, ты формируешь пипл. Наше общество, наши люди слушают и употребляют то, что построено по своему разумению небольшим количеством людей.
- Ты представляешь себе психологию телевизионного топ менеджера? Он каждый день приходит и видит рейтинги. Если поставить концерт Сердючки, рейтинг будет высокий, а если концерт Сильвестрова - очень низкий. ТВ - это машина по зарабатыванию денег.
- Понятно. Но самая удачная машина по зарабатыванию денег - это нарко- и порнобизнес.
- Но мы же говорим о легальном бизнесе...
- ТВ - это прежде всего общественно-ответственный бизнес. Почему об этом постоянно умалчивают?
Мы говорим о легальном бизнесе? Хорошо. Приведу свежайший пример из той же Канады. Упоминавшаяся канадская, точнее даже квебекская певица Селин Дион. Идёт продажа билетов на её концерты в Монреале - мегаполисе, соразмерным с Киевом. Уже в феврале проданы все билеты на её концерт в средине августа в Bell Centre - по количеству мест побольше раза в два чем наш Палац Спорта, молчу уже про качество звука, техники итд.
Организаторы назначают ещё один концерт - опять все билеты проданы за полгода наперёд. Ставят ещё один - картина та же. И так восемь (восемь!) раз подряд! На половину августа назначено восемь концертов, и это только в одном городе, приблизительно с таким же населением, как наш Киев! И билеты от 65 до 195 долларов проданы почти все наперёд!
Зрители просят о назначении ещё концертов, но тут уже не выдержала сам Селин Дион: пришлось бы сдвигать все концертные графики в других городах и странах, а это непозволительно в их понимании.
А ты говоришь - Сердючка удовлетворяет запросы определенной аудитории! Какая отечественная поп-"звезда" может себе рассчитывать на такие сборы, как в описанном случае? Никакая.
Вот и истинный уровень нашего масс-зрителя, вот тебе и настоящая цена "поющих трусов". ТВ в нормальной стране должно иметь определенную политику. Поэтому оно и должно контролироваться государством. И опять таки, если у нас нет государственности, то ТВ государством не контролируется.
- Последнее касается многих стран, это следствие глобализации.
- Государственные каналы и общественное ТВ это одно, частные каналы - другое.
- Еще во время, когда я жил во Франции, французы имели большую проблему с французским продуктом телевизионным и киношным, и за 10 лет они сделали большой прорыв. Это государственная программа.
- У них есть преференции, это другое. У них нет контроля...
- Нет, это именно то, о чем мы сейчас говорим. И при чем тут контроль? У них была политика. Были демонстрации, закрывались каналы, скандалы как у нас сейчас в кинотеатрах. Они сделали прорыв с французским кино. Это то кино, о котором ты прекрасно знаешь.
- Дело в том, что во Франции очень хорошо разработана система политики государственного протекционизма в кинематографе. А кинопрокат у них никак не квотируется, квоты есть только на ТВ. И у них очень четко и подробно прописано то, что является национальным продуктом, и механизмы поддержки этого продукта. Условно говоря, ты, будучи украинцем, можешь выступить в качестве режиссера французского фильма, пригласить актера из Германии, но фильм имеет шанс получить статус национального, если будет соблюден ряд параметров.
- Да. Так это и есть стратегия - о чем я говорю.
- Ты сказал, государство должно контролировать. Но государство не может контролировать ТВ, если это демократическое государство.
- Государство должно иметь определенные программы и стратегии. Это зависит от государства. Если государство есть, оно ставит задачи, их выполняют. Та же самая Россия: государство поставило задачу, и они сделали прорыв со своим кинематографом. У нас прорыва ни в музыке, ни в кинематографе, ни в литературе не может быть, потому что задача не поставлена.
Что значит государство не должно контролировать ТВ? Это в нашу-то эпоху? Сегодня физические границы - со столбиками и колючей проволокой - между странами исчезают как явление. И настоящим кордоном держав становиться информационное пространство. Чем оно шире, более развито, тем и площадь конкретно взятой страны, сообщества больше.
А если это так, то мы же нормально относимся к тому, что государство охраняет свои границы, правда? И не ставим глупые задачи, зачем нам пограничные войска, это же, мол, бессмыслица: давайте просто откажемся от них и совсем упраздним пограничную службу, а погранцам вместо "калашей" [автомат Калашникова] дадим в руки мётлы?
Так вот, сегодня граница государства - это не столько нейтральная полоса, прочерченная по окружности страны, как ее инфопространство. И заботящееся о себе государство должно сегодня оборонять его как ничто другое! Если мы будем ставить это под сомнение, тогда давайте прямо так и заявим: а зачем нам вообще к чертям это государство?
Парадокс в том, что любой госаппарат - это машина насилия. Однако! Свято место пусто не бывает: сегодня мы откажемся от своей госмашины - тут же непременно ее место займет чья-либо другая, чуждая нам. Таковая диалектика нашего бытия, таковы законы Природы. Не мы их создали - не нам под силу их отменить.
Вот и решайте сами: нужно ли нам сугубо наше информационное пространство, или сдать его без боя и исчезнуть в пучину Небытия как Атлантида в свое время?
- Но в литературе прорыв происходит, пришло новое поколение украинских писателей!
- Есть очень хорошая музыка украинская, но мы о ней не слышим. Для потребителей ее нет. Ты знаешь талантливых людей - режиссеров. Но кино нет, это все в потенциале. Тем более, что кино вообще от государство зависит, без государства оно не сможет существовать.
Вернусь к синдрому Сердючки. Если ты не убираешь квартиру, у тебя сначала заводятся грибки, затем насекомые, а потом - крысы...
- Сердючка - это голос коллективного бессознательного. Оставьте ее в покое.
- Это неприбранная квартира. Мы на помойке. Наше эфирное пространство - это помойка.
- Что еще в культурном пейзаже не устраивает?
- В культурном пейзаже меня не устраивают акценты масс-медиа. Потому что на сегодняшний день благодаря частной инициативе происходят интересные вещи.
Была прекрасная экспозиция скульптуры в Украинском доме, но со стороны ТВ ажиотажа не наблюдалось. Прекрасная выставка иконы из коллекции Ольги Богомолец - это очень круто, что-то там я не видел ТВ. Это - низкий уровень масс-медиа.
- Может это неумение организаторов выстроить коммуникацию? Они плохо продвигают культурный продукт?
- Конечно, они не являются частью телевизионных кланов.
- Объясни как это происходит?
- Каналы не хотят. Может, "Первый национальный" хочет, но он не имеет рейтингов. Он нас показывает, но рейтинговые каналы не хотят.
Я не смотрю лет пять телевизор. И повода смотреть его у меня не появляется. И все меньше культурных людей ТВ смотрит. Культурный человек сегодня, это тот, кто не смотрит телевизор. Думаю, что владельцам телевизионных каналов, есть над чем призадуматься.
- Кстати, чем телеканалы мотивируют отказ показывать "Країну Мрій"?
- Ничем. Просто нас не показывают. Спонсор, с которым мы несколько лет нормально работали, в этом году деньги отдал на "Евровидение", значит люди, которые любят "Країну Мрій" получат меньше музыкантов, но зато будет "Евровидение". Это называется низкий культурный уровень денег.
Это акценты. Жизнь многогранна, на планете есть все. Это как камера, что она выбирает, то попадает в кадр. Как на ТВ сделан монтаж, так событие и показывается. Это акценты, которые делаются массмедиа. Например, происходит событие "Вечер героической песни" и какие акценты сделала "Украинская правда"?
Негатив, негатив, негатив. Видно, что журналист не был на этом событии. Но то, как это все ужасно подано то, как расставляются акценты, меня это не устраивает.
Как может журналист иметь свое предвзятое мнение о действе, на котором не был, а свои заангажированные размышления построил исключительно на перепечатках из других изданий? Это не личное мнение, а банальная профнепригодность.
Я не знаю, это не мое дело кем заангажирована "Украинская правда". Я очень надеюсь, что никем не заангажирована.
- Прошлым летом мы говорили о том, что каналы не берут украинскую музыку. Что-то изменилось с появлением МТV-Украина?
- МТV хороший канал. Но, к сожалению, он борется за выживание. Так же, как украинская музыка, книга. Он не имеет рупора - у них нет, насколько понимаю, нормальных частот. Это маргиналы. У нас культура - то, что мы называем культурой - это все альтернатива. То, что в нормальном обществе должно быть на первом месте.
- Так кто виноват в бедности нашего культурного пейзажа? Мне кажется сами!
- Извиняюсь, буду говорить резко. Село в упадке после того, как пришло НКВД и всех перестреляло. И поле не пахано. И после этого прийти и сказать: люди, вы сами виноваты, что поле не пахано.
- Но в 1991 году, на момент распада СССР, в Украине была серьезная научная школа, работали НИИ в области точных и естественных наук. Где это все? Было образование, вспоминаю своих одноклассников по физмат школе, их давно нет в стране!
- Распалась империя. Не было государства.
- Но кто растратил то, что было создано несколькими поколениями украинцев? Кто в этом виноват? Опять москали?
- В том числе, и Москва. Деньги оттянулись, ресурсы туда ушли. Взять хотя бы те же вклады Сбербанка, которые изъяли со счетов украинских граждан в конце 1991 года, то есть после того, когда уже несколько месяцев существовали такие отдельные государства как Украина, Беларусь, Россия.
Наши банки сдали остатки, так сказать, "по привычке" - как это происходило в течение скольких десятков лет в конце каждого года для подбивания годового баланса. А Москва их в начале нового фингода попросту "забыла" вернуть.
О чем ты хочешь сказать, что Украинцы, такие дураки, что не могут свое государство построить!?...
- Я пытаюсь понять. Ты говоришь - виноват кто-то...
- У нас 350 лет не было государства. Сейчас мы его строим. И нельзя сравнивать с Россией, у нас совсем другая ситуация. О чем мы говорим - какие классные москали, а украинцы лопухи?..
Отлично Макаров в "Українському Тижні" обрисовал: одного боксера тренировали, он хорошо питался, а другого держали в тюрьме, а теперь они вышел на ринг, им говорят: давайте, соревнуйтесь на равных. Думаю результат поединка предугадать несложно.
Наука, говорите?... Была советская наука. Я работал в "Кванте". Разрабатывал прибор, и где он сейчас? В Москве. Потому что это был военно-промышленный комплекс Советского Союза. И все разработки ушли туда, и работают на ВПК России. Это нормально. Но говорить, о том, что разбазарили, это как минимум некорректно. Это предвзято.
Аксинья Курина, «Українська правда: Життя»




