Нападения на журналистов и события в регионах: Украина

12 Лютого 2008
32885
12 Лютого 2008
10:40

Нападения на журналистов и события в регионах: Украина

32885
Нападения на журналистов и события в регионах: Украина

Ожесточенное политическое соперничество между тремя влиятельными лидерами создало хаотичную и чрезвычайно политизированную атмосферу, в которой журналисты оказались незащищенными в ряде отношений. Сентябрьские выборы в парламент и переговоры по формированию нового правительства в последующие месяцы привели к усилению давления на журналистов с целью склонить их на свою сторону. В ноябре две прозападные партии Украины сформировали весьма непрочную коалицию, в результате чего на пост премьер-министра вновь вернулась лидер «оранжевой революции» Юлия Тимошенко, уже когда-то занимавшая его. Виктор Янукович, пророссийский политик, который был премьер-министром более года, оказался третьим лишним, однако было неясно, как долго сможет просуществовать альянс Тимошенко с президентом Виктором Ющенко.

 

Согласно данным международной прессы, растущая отечественная экономика создала условия для роста доходов от рекламы в средствах массовой информации (около 20% с 2005 г.), расширения читательской аудитории новостных сайтов и повышения спроса на СМИ, ориентированные на коммерческую деятельность. Но эти достижения были сведены на нет широкомасштабной коррупцией и неэффективной системой уголовного правосудия, которая регулярно давала сбои при защите журналистов от угроз, преследований и преступлений против личности.

 

Украинская пресса продолжала приспосабливаться к периоду политической неразберихи, начавшемуся четырьмя годами ранее. Взрыв недовольства общественности коррумпированным и авторитарным правлением президента Леонида Кучмы произошел в конце 2003 года, когда повсеместная фальсификация результатов голосования и ограничение свобод СМИ привели к массовым протестам в Киеве, получившим название «оранжевой» революции. Выборы преемника Кучмы в конце концов завершились победой реформиста Ющенко, положившего конец практиковавшемуся администрацией Кучмы навязыванию новостным СМИ редакционных указаний, известных как «темники». Ющенко пообещал, что его правительство расследует произошедшее в 2000 году убийство Интернет-журналиста Георгия Гонгадзе. Но успех выборов «оранжевой» революции был подорван непримиримым соперничеством Ющенко с Тимошенко, которая пользовалась популярностью в качестве премьер-министра в первом послереволюционном правительстве и ратовала за более радикальную политическую и экономическую реформу. Ющенко фактически освободил Тимошенко от должности, создав нишу для Януковича и его консервативной Партии регионов Украины (ПРУ) на парламентских выборах в марте 2006 года.

 

Правящая коалиция Януковича, состоящая из консервативных пророссийских партий, сделала все возможное для ограничения влияния новостных СМИ. В попытке извлечь большую выгоду из государственных средств массовой информации правительство Януковича назначило верного политическому режиму Эдуарда Прутника на должность главы Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. В марте 2007 года государственный Первый канал Украинского национального телевидения отменил свою программу «Толока», единственную, на которой обсуждались текущие события, через день после того, как Тимошенко появилась в программе и получила высокий рейтинг одобрения во время сеанса связи со зрителями. В апреле ПРУ безуспешно пыталась сместить председателя парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации Андрея Шевченко, который является союзником Тимошенко и пользуется всеобщим уважением как юрист, отстаивающий права СМИ. Шевченко призывал к реформе государственных СМИ и критиковал попытки ограничить деятельность независимых журналистов.

 

Некоторые члены ПРУ проявляли открытую враждебность по отношению к СМИ. Как сообщило московское правозащитное информационное агентство «Прима», активисты ПРУ высадили из поезда съемочные группы телеканалов НТН и Новый канал, после того как журналисты попытались заснять руководителя крымского отделения партии, направлявшегося в Киев на митинги в поддержку Януковича. В июле киевская прокуратура решила не возбуждать дела против Олега Калашникова, сторонника ПРУ и члена парламента, по материалам инцидента 2006 года, когда он якобы напал на двух журналистов СТБ ТВ, которые снимали его без разрешения. Обвинение сослалось на отсутствие улик.

 

Слабая и политизированная система уголовного правосудия оказалась неспособна защищать журналистов страны от политиков, предпринимателей и организованных преступных группировок. Притеснения стали столь распространенным явлением, что каждый третий журналист на апрельской конференции средств массовой информации в расположенном на юго-востоке страны городе Донецке жаловался на угрозы, а половина журналистов заявила, что они подвергались другим видам давления в связи со своей профессиональной деятельностью, как сообщил местный новостной сайт «Обком».

 

Политический тупик в Киеве привел к замораживанию усилий по преобразованию государственной сети телевизионных и радиовещательных станций в независимую систему общественного вещания, в результате чего эти информационные каналы остались в руках чиновников, поддерживающих либо Януковича, либо Ющенко. В сущности, эти два политических лагеря поделили между собой контроль над аппаратом государственных СМИ. Большинство правительственных учреждений продолжали практиковать скрытность и регулярно отклоняли запросы на элементарную публичную информацию, а иногда и чинили препятствия журналистам — например, усложняя правила аккредитации.

 

Средствам массовой информации приходилось функционировать в условиях запутанной информационной среды, отражающей культурное разобщение нации: преимущественно проевропейские, говорящие на украинском языке регионы на западе и севере и преимущественно пророссийские, русскоговорящие регионы на юге и востоке. Журналисты, редакторы и владельцы средств массовой информации периодически сталкивались с необходимостью подгонять свою редакционную политику под одну из доминирующих политических сил в стране — Януковича, Тимошенко, Ющенко или региональных политиков. Эти влиятельные деятели и их союзники обеспечивали прессе определенную степень защиты, но требовали взамен, чтобы журналисты преподносили новости в выгодном для них свете.

 

Несмотря на данное Ющенко в 2004 году обещание найти убийц Гонгадзе, проводимое правительством расследование сосредоточилось на малозначительных подозреваемых и не принесло ощутимых результатов. В январе 2006 года начался суд над тремя высокопоставленными чиновниками Министерства внутренних дел, обвиняемыми в убийстве Гонгадзе, но в июле 2007 года процесс был приостановлен для проведения медицинского освидетельствования подозреваемых по требованию суда. Четвертый чиновник министерства, обвиненный в убийстве, генерал Алексей Пукач, бежал из Украины в 2000 году и до сих пор остается в списке лиц, разыскиваемых Интерполом.

 

Семья Гонгадзе и защитники свободы прессы продолжали критиковать прокуратуру за бездействие в выявлении заказчиков убийства и отказ учитывать достоверные улики — в особенности, сделанные тайно аудиозаписи, на которых слышно, как Кучма отдает распоряжение Министру внутренних дел Юрию Кравченко «выдворить» Гонгадзе и «отдать его чеченцам». Гонгадзе, первым среди украинских журналистов начавший публиковать свои статьи в Интернете, писал крайне критические репортажи, подробно рассказывая о коррупции в администрации Кучмы. «Есть люди, которые стремятся укрыть своих коллег от ответственности», — заявила журналистам вдова Гонгадзе, Мирослава Гонгадзе, в сентябре, в седьмую годовщину убийства.

 

Комитет защиты журналистов

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Комитет защиты журналистов
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
32885
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду