Реалити-манипуляции
Современное телевидение предлагает зрителю огромное количество телепрограмм. Многочисленные новые и не очень викторины, игры, ток-шоу, реалити-шоу и другие проекты, с одной стороны, занимают ведущие позиции в рейтингах, а с другой – непомерно раздражают телезрителей.
Сегодня, пожалуй, ни один рейтинговый канал не обходится без производства собственных ток-шоу. Те же, кто не может производить собственные, транслируют чужие. По мнению экспертов, это объясняется тем, что подобная программа априори является лидером рейтингов, залогом которых, в свою очередь, становятся скандалы, слухи, «неудобные» вопросы и так далее. «Секрет популярности ток-шоу банален и прост: многим людям свойственно желание участвовать в решении проблем, в общем-то, не касающихся их напрямую. Но недаром мы сами себя долгие годы называли «страной советов». Вот эта уверенность нашего человека в том, что он разбирается в любых проблемах и по любому поводу может дать дельный совет, делает подобные программы популярными. Зритель получает возможность симпатизировать, осуждать, оправдывать, соглашаться, возражать, ненавидеть, протестовать – то есть реализовываться посредством проявления эмоций», - отметила психолог Оксана Навроцкая газете «Сейчас». Обратной стороной рейтинговости является недолговечность, и как только ток-шоу начинает терять позиции, его стараются заменить другим проектом с новой идеей и новым ведущим.
Опрос «Реальность персонажей телевизионных ток-шоу», проведенный газетой «Сейчас», показал, что ни одному из респондентов персонажи ток-шоу не кажутся реальными. Чуть более 38% все же считают, что реальность главных героев и событий – понятие неоднозначное и все зависит от конкретной передачи. Более 39% уверены, что абсолютно все персонажи телевизионных шоу – это актеры, а события – вымысел редакторов. Почему, несмотря на то что ток-шоу однотипны, зачастую не слишком интересны, а игра героев слишком искусственна, они тем не менее являются рейтинговыми программами? Как рассказала газете «Сейчас» вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова, «подобные программы рассчитаны на определенную категорию людей, которые обладают недостаточно высоким интеллектом, недостаточно критичным мышлением и недостаточно сформированными моральными ценностями. К сожалению, в силу возрастных особенностей в эту категорию попадают и наши дети, но это отдельная тема. А еще - старики, в силу тех возрастных изменений, которые происходят с высшими психическими функциями. А что движет остальными? Скорее всего – дефицит общения. Можно, не выходя из собственной квартиры, быть причастным к «реальной» жизни таких же людей, как ты». По словам специалиста, многие люди воспринимают экранных героев, как своих соседей, которых можно послушать, посочувствовать им или позлорадствовать, а то и в замочную скважину заглянуть. А если человек известный – тем более интересно.
Для тех, кому замочной скважины было явно недостаточно, телевидение радушно распахнуло «Окна». Какими только «лаврами» не награждали это шоу – «отвратительное», «наискандальнейшее», «беспрецедентное». Сюжеты этой программы были действительно отвратительны с точки зрения общепринятой морали, и к тому же явно притянуты «за уши». В широком ассортименте – инцесты, скандалы, драки и прочая «правда жизни». Характерно, что чаще всего его ругали постоянные зрители, с деланным негодованием восклицая, что, дескать, вчерашняя сцена была значительно омерзительнее, чем на прошлой неделе. Популярность этого театра абсурда объяснили социологи. В ходе исследования большинство опрошенных украинцев оценили окружающих как людей непорядочных и не заслуживающих доверия. Социальный цинизм стал массовым, резюмируют специалисты. «Возможно, человеку приятно наблюдать, что как бы он низко ни пал, существуют люди, которые пали еще ниже», - предполагает г-жа Навроцкая. А, по словам Виктории Егоровой, любая передача может быть «полезной», если правильно ее трактовать: «Те же «Окна» или «Дом-2» - например, как символ того, что интеллигентный человек их смотреть не станет. Во всяком случае, вряд ли кто-то будет оспаривать, что интерес к подобным зрелищам - признак дурного вкуса и слаборазвитого интеллекта. Уже результат».
Как показывают различные исследования, примерно три четверти зрителей во всем мире недовольны засильем так называемых реалити-шоу. По мнению экспертов, беспрецедентные рейтинги, которые приносят реалити-шоу, привели к перенасыщению рынка телепродукции проектами этого жанра. «Чтобы заполнить расписание, телевизионные корпорации во всем мире сделали ставку на реалити-шоу, так как подобные проекты, во-первых, не требуют больших вложений, а во-вторых - обеспечивают колоссальные рейтинги», - объясняют эксперты компании ACNielsen. По данным исследования ACNielsen, больше всего реалити-шоу утомили зрителей европейских стран – более 80% жителей Европы согласны с утверждением, что сегодня на телевидении слишком много реалити-шоу, а самыми раздражительными из всех европейцев оказались греки и россияне. Что касается британцев, то они под свое раздражение подвели «экономическую почву», вычислив, что, например, реалити-шоу «Большой брат» обходится британской экономике в 1,4 млн. фунтов ежегодно, так как сотрудники компаний время от времени выходят на сайт шоу, дабы поинтересоваться, что новенького «отмочили» участники (см. «Сейчас», «Делу время – помехе час»). Тем не менее специалисты полагают, что недовольство телезрителей – вовсе не повод хоронить жанр «реалити», поскольку он изначально и не претендовал на всеобщую любовь.
Минувшим летом голландцев потрясло реалити-шоу, в котором смертельно больная женщина выбирала, кому из трех кандидатов достанется ее почка после смерти. По замыслу создателей шоу, телезрители при помощи SМS-голосования должны были помочь 37-летней женщине-донору сделать выбор из трех кандидатов. Руководство телеканала сообщило, что идея подобной телепередачи появилась после того, как бывший директор компании, которому требовалась пересадка почки, скончался, так и не дождавшись своей очереди на донорский орган. Главная героиня в прямом эфире выбирала одного из трех кандидатов - двух женщин приблизительно ее возраста и 19-летнего парня. Апофеозом программы стало сообщение, что шоу - это просто игра, а его участники - актеры. Руководство канала поспешило заявить шокированной публике, что ее разыграли, но не ради шутки. Лоуренс Дриллих, глава телекомпании BNN, выразила надежду, что, вместо того чтобы возмущаться шоу, зрители возмутятся нехваткой доноров и «каждый человек и в Нидерландах, и в мире захочет стать донором».
Специалисты отмечают, что секрет популярности различных телевизионных шоу состоит не только в том, что людям вдруг открылась возможность подглядывать, подслушивать и участвовать в жизни и семейных скандалах посторонних людей, но и в самом слове «шоу». За этим словом кроется нечто интересное, зрелищное, фееричное. Правда, ожидания зрителей оправдываются не всегда. «Сплетни и скандалы заполняют эфир, а между ними уютно располагается реклама. Воспитательная функция как таковая с телевидения снята, осталась только информационная. И каждый выбирает сам, что ему смотреть, и самостоятельно делает выводы. На мой взгляд, гигиена потребления должна распространяться не только на питание, но и на информацию. Не надо «кушать» все, что дают, можно и отравиться!» - предупреждает г-жа Егорова.
Несмотря на то что драматические сцены и рассказы о «правде жизни» на деле оказываются игрой актеров и «сказками», придуманными редакторами программы, многие зрители с неугасающим энтузиазмом переживают сентиментальные истории из жизни героев, возмущаются несправедливостью окружающей действительности, удивляются поворотам судьбы. А прямые (и не очень) эфиры, открытые для обсуждения острых проблем и противоречий, возможность высказать собственное мнение, пусть и по примитивному, ничего не значащему вопросу, вызывают у зрителей неизменный восторг. Недаром психологи предупреждают, что не теряющий популярности формат телешоу вполне может стать инструментом манипулятивного влияния на аудиторию.
Наталья Мичковская, «Сейчас»
