Союзная яичница
К первому за пять лет заседанию Высшего совета союзного государства в Минске вряд ли было бы приковано такое пристальное внимание, если бы за несколько дней до поездки Владимира Путина в Беларусь не появилась бы информация о грядущем подписании Конституционного акта Союзного государства и о том, что Путин может стать его главой по истечении срока президентских полномочий. Журналистская некомпетентность восторжествовала над здравым смыслом: мало того, что распространившая «дезу» радиостанция ссылалась на некий анонимный источник в администрации находившегося в Каракасе белорусского президента, так при этом никто не удосужился просто ознакомиться с повесткой дня предполагаемого заседания.
Или хотя бы посчитать, сколько времени должно пройти от принятия Конституционного акта - даже если бы он и был бы подписан - до его ратификации парламентами двух стран, от ратификации до выборов союзного президента (если его должность появится) и так далее. Ведь могло оказаться, что к этому времени Владимир Путин мог бы баллотироваться не на пост союзного, а на пост российского президента - по истечении двух президентских сроков своего преемника! И это не шутка: российско-белорусские переговоры о Конституционном акте продолжаются годами, для белорусской стороны они сопряжены с потерей государственности и, следовательно, единоличной власти Александра Лукашенко. И даже если бы каким-то чудом «батьку» удалось бы припереть к стене и вырвать у него не такую уж и необходимую для Кремля подпись под актом, он сделал бы все возможное, чтобы оттянуть все процедуры, связанные с введением в жизнь этого документа. Для большей доходчивости напомню о Конституции куда более заинтересованного в интеграции Евросоюза. Ее подписали руководители всех стран ЕС, премьера Польши буквально заставили поставить автограф под документом, не вызывавшим энтузиазма у Варшавы. Ну и что, сынку, помогли тебе твои ляхи? - В результате европейцы напыщенно празднуют в Лиссабоне подписание варианта «лайт»…
Но в любом случае те, кто хотел привлечь внимание широкой общественности к заседанию в Минске, сработали на «отлично». Если бы не сюжет с путинским президентством в союзном государстве, протокольная поездка российского лидера в Минск вызвала бы, в лучшем случае, недоумение - зачем ездить к Лукашенко, отказывающегося от экономических уступок и недавно позволившего себе говорить о «культе личности» Путина съехавшимся в белорусскую столицу российским журналистам? А так путешествие в Минск выглядит некоей частью операции «Преемник» - появляющиеся в эфире тележурналисты уважаемых каналов либо говорят, что Конституционного акта нет в повестке дня заседания Высшего совета, либо отмечают, что рассмотрение документа было изъято из повестки «в последний момент». И получается, что Путин готовился ехать в Минск возглавлять союзное государство, но « в последний момент» что-то не сложилось, и российский президент отправился в братскую страну просто из уважения к ее народу и руководству.
Нет, до такого администрация президента Беларуси не додумалась бы - да и зачем это ей? Администрации президента Беларуси нужно, чтобы Лукашенко возглавлял белорусское государство, а не Путин - союзное. Зато если учитывать, что на следующий день после сообщения по радио о новом варианте путинского трудоустройства в газетах появились пространные размышления на эту тему большого друга российских журналистов Павла Бородина, можно предположить, что именно его сотрудникам удалось провести блестящую спеоперацию по пропаганде участка работы шефа. Ну а то, что изначально источник в аппарате Бородина был назван источником в администрации Лукашенко - это уже на совести журналистов: почему бы для красоты сюжета и не перепутать божий дар с яичницей?
Виталий Портников, Политком.Ру