Французские газеты меняют хозяинаkorpunkt
В опубликованном недавно списке 500 миллиардеров Дассо с $6,4 млрд занимает 60-е место. Основной источник его дохода – унаследованная от отца фирма Groupe Industriel Marcel Dassault (GIMD), выпускающая самолёты – знаменитые истребители Mirage, бомбардировщики Rafale и бизнес-самолёты Falcon.
До недавнего времени Серж Дассо был президентом компании, но в 1999 году был вынужден уйти с этого поста по возрасту: в уставе компании написано, что президентом может быть человек не старше 75 лет. Дассо стал почётным председателем и советником руководства, и к его советам весьма и весьма прислушиваются, но быть просто консультантом миллиардеру показалось мало. Он решил податься в политику – стать парламентарием от консервативной партии RPR.
А для того, чтобы облегчить себе предвыборную компанию, он попытался купить главную французскую еженедельную консервативную газету Le Figaro.
Попытку купить прессу Дассо совершал и раньше – в 1997 году он делал предложения еженедельнику L`Express и вечёрке France Soir. Ни одна из трёх попыток не увенчалась успехом. И вот теперь аэропромышленник решил разом купить издательский конгломерат, куда эти издания входят.
Дассо уже давно начал по кусочку собирать акции издательского дома, и сейчас он владеет неплохим куском Socpresse – 30%. Но эта доля не позволяет ему контролировать издательскую политику, поскольку большая часть акций сосредоточена в руках потомков Робера Эрсана, основателя медиаимперии.
Но теперь, по словам самого Дассо, он наконец договорился со всеми, кроме членов клана Эрсана, о выкупе их доли. Только дочь Робера Од Эрсан, калифорнийская студентка, отказалась продавать свои акции.
Теперь Дассо будут принадлежать 82% картеля, Од – 13% и нынешнему президенту Socpresse Иву де Шасемарти – 5%. Сумма покупки не разглашается.
Технически, правда, сделка пока не завершена – её ещё должны одобрить европейские антимонопольные органы. На это может уйти до десяти недель. Но уже можно сказать, что Серж вплотную подошёл к осуществлению многолетней мечты – не только своей, но и своего отца.
Отец Сержа Марсель Дассо – легенда новейшей истории Франции. Марсель Блох, как на самом деле звали Марселя Дассо, родился в 1882 году в Париже, в семье еврейского врача. В 1913 он окончил первую во Франции школу авиаинженеров, изобрёл особый тип пропеллера Éclair, который стоял на всех французских военных самолётах времён Первой мировой, и вскоре после окончания войны организовал компанию, выпускавшую самолёты Bloch – единственные французские истребители, которые смогли в 1940 году, при начале второй мировой войны, противостоять немецким «мессершмидтам».
В 1936 году социалистическое правительство национализировало компанию, но Блох не опустил руки и уже через несколько месяцев основал другую компанию, Société Anonyme des Avions Marcel Bloch, которая и превратилась после войны в Groupe Industriel Marcel Dassault. Оказавшись в 1940 году на территории, контролируемой правительством Виши, Блох отказался сотрудничать с оккупационным режимом и был посажен в тюрьму, а в 1944 году, когда нацисты заняли всю Францию, его как еврея перевели в «Бухенвальд».
После освобождения вся семья Блохов сменила фамилию на Дассо – от французского d`assault – псевдоним брата Марселя, героя сопротивления и генерала свободной Франции Поля Блоха.
Несмотря на разбивший его после концлагеря паралич, Блох продолжил конструировать самолёты, именно он придумал буквально все основные послевоенные французские бомбардировщики и истребители. Тогда же он начал заниматься политикой и скупать региональные газеты.
Сын Марселя, Серж, идёт по пятам отца и не только баллотируется в Национальную ассамблею (французский парламент) и скупает газеты. Он продолжает разработку и производство самолётов, а прежде даже сам испытывал их. В семьдесят с лишним лет он поднимал в воздух один из «миражей» своей фирмы на авиасалоне в Сингапуре.
Служба в армии явно сказалась на характере Дассо. В отличие от многих других бизнесменов он говорит прямо и без обиняков. Миллиардер не скрывает, что собирается купить медиаимперию не только для того, чтобы иметь возможность пропагандировать собственные политические взгляды, но и для того, чтобы «отвечать журналистам, пишущим про меня и мою фирму всё, что им взбредёт в голову».
Сразу после этого де Шасемарти заверил прессу, что отстоит журналистскую независимость. Но многие во Франции считают, что нынешний председатель – союзник Дассо и без его помощи авиатору не удалось бы обрести контроль над издательским домом.
Журналисты Socpresse , по словам одного из корреспондентов Le Figaro, наблюдают за развитием событий «без паники, но в состоянии полной боевой готовности».
korpunkt
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ