49-я «Молодость»: Кинофестиваль во время пандемии

25 Серпня 2020
645
25 Серпня 2020
15:33

49-я «Молодость»: Кинофестиваль во время пандемии

Александр Гусев, «Укрінформ»
645
49-я «Молодость»: Кинофестиваль во время пандемии
Украинский флаг, оккупированный Луганск и учительница Нина

Если произошедший в 2018-м году перенос «Молодости», более 45 лет проходившей в конце октября, на последнюю неделю мая стал следствием волюнтаризма новых членов руководства фестиваля, приведшего к резкому падению посещаемости, нынешние, августовские сроки предстают свидетельством профессионального энтузиазма, преданности организаторов своему делу, их стремления не дать распасться связи времён в столь трудные для украинской культуры дни.

Стоит заметить, что проведение фестиваля в офлайн-режиме предстаёт важным примером жизнеспособности отечественной киноиндустрии, для которой нелёгкие времена наступили ещё до введения карантина – от весьма сомнительных перемен в руководстве Держкино до закрытия усилиями киевских властей столичных артхаусных кинотеатров. Напомним, что последней жертвой муниципалитета, погубившего легендарные «Кинопанораму» и «Украину», стал «Киев», бессменный фестивальный центр «Молодости» с 2007-го года.

Основной площадкой 49 Международного кинофестиваля «Молодость» стал единственный уцелевший артхаусный кинотеатр, «Жовтень», часть программ проходит в Доме кино и на специально оборудованном оупенэйре неподалёку от Арки дружбы народов. Достойно упоминания, что сеть «Синема-Сити», под эгидой мэрии занявшая – чтобы не сказать захватившая – «Киев» (и так и не возобновившая его работу) и объявлявшая себя оплотом фестивального кино, не предоставила «Молодости» ни одного зала.

В этой зыбкой, полной опасений атмосфере особенное значение приобретает способность фестиваля выступить платформой для демонстрации украинского кино. Очевидно, именно поэтому организаторы выбрали в качестве фильма-открытия (во второй раз после «Райских птиц» Романа Балаяна, с которой началась «Молодость» в 2008-м) новую украинскую картину, «Забытых» Дарьи Онищенко.

Особую уместность выбору этой ленты, показанной в канун Дня государственного флага, придаёт то обстоятельство, что завязкой сюжета в ней выступает вывешивание сине-желтого полотнища над школьным зданием – поступок, потребовавший немалого мужества и при этом свидетельствующий о столь же немалом легкомыслии, поскольку действие разворачивается в Луганске. Опричники ЛНР быстро хватают диверсанта, совершившего «акт подрыва государственности» – старшеклассника-сироту Андрея, чей отец, известный проукраинской позицией, сгинул в подвалах боевиков. Кажется, столь же трагическая участь неизбежно ожидает и юного повстанца, однако он находит защитника в лице учительницы Нины, с отчаянным мужеством Доброго Пастыря стремящейся вырвать заблудившуюся овечку из пасти волков.

«Забытые» стали второй после «Донбасса» значительной картиной, действие которой разворачивается на территории ОРДЛО. В отличие от фильма Сергея Лозницы, облачившиеся в военную форму уголовники, журналисты, фабрикующие новости для сепаратистских телеканалов, непринуждённо бесстыдные чиновники «народной республики» пребывают здесь на периферии сюжета. На первом же плане оказываются герои, далёкие от симпатий к сепаратистам и российским оккупантам – собственно Нина, прежде преподававшая украинский и теперь вынужденная проходить курсы переквалификации на учительницу русского, её супруг Юрий, промышляющий контрабандой, и Андрей, за инфантильным демаршем которого стоит нечто куда более серьёзное.

Авторы довольно выразительно показывают смехотворную и жуткую действительность марионеточного «государства» с его претензиями на защиту традиционных ценностей, воспроизведением практик времён культа личности и уголовным беспределом – действительность, в которой вынуждены существовать жители Донбасса.

Но подлинный драматизм повествованию придаёт крепнущее по мере развития действия впечатление, что пребывающие в условиях оккупации граждане Украины оставлены, забыты и своим государством, и своими соотечественниками, готовыми отмахнуться от них как от одурманенных российской пропагандой злобных невежд, пособников захватчиков и террористов.

Каждый из персонажей ленты мог бы повторить слова героини нашумевшего документального фильма «Земля голубая, будто апельсин» Ирины Цилык (эта впервые представленная нашему зрителю в рамках фестиваля Docudays UA работа, где она одержала победу в международном и национальном конкурсах, была выбрана в качестве фильма-закрытия «Молодости»), матери семейства, принявшей решение остаться с детьми в городе, ставшем полем боя между сепаратистами и ВСУ: «Если бы мы бежали – кому бы мы оказались нужны?» Как можно заключить из сюжета «Забытых» – и как слишком хорошо известно украинцам, ставшим беженцами в собственном отечестве, – по нашу сторону блокпостов уроженцы Донбасса обречены носить клеймо украинофобов и предателей.

К числу достоинств «Забытых» стоит отнести и языковую составляющую. Если дебютный фильм Онищенко «Истальгия», участвовавший в конкурсе «Молодости» в 2012-м году, стал одним из первых огорчительных примеров топорного дубляжа с выхолощенным, искусственно правильным, лишённым живых лексических особенностей украинским, то её новый фильм отличает стремление (чья должная реализация невозможна в силу законодательных ограничений) воспроизвести языковую реальность, сосуществование украинского и русского, сплошь и рядом оказывающихся заложниками социально-политических авантюр.

Получившие достаточно высокую оценку фестивальной аудитории, «Забытые» выходят во всеукраинский прокат 3-го сентября. Выразим надежду, что найдёт свой путь к широкому зрителю ещё один фильм, посвящённый трагическим событиям на юго-востоке – документальная лента Корнея Грицюка «Киев-Война», показанная в программе «Украинские премьеры». Картина, чьё действие разворачивается в вагонах состава «Киев-Константиновка», ставшего главным транспортным связующим звеном украинской столицы и страдающего от боевых действий региона, предстаёт отчаянным, подчас несколько сумбурным и неизменно пронзительным потоком свидетельств и суждений. Эта многоголосица создаёт выразительный, болезненно узнаваемый образ идеологических борений, социальных проблем, героизма, тупости, самоотверженности и способности к прощению.

Напоминаем, что часть программ фестиваля доступна для онлайн-просмотра после бесплатной регистрации.

Александр Гусев. Киев

Фото Елены Худяковой и из открытых источников

Первое фото: Molodist Kyiv International Film Festival

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
Александр Гусев, «Укрінформ»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
645
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду