Последствия АТО. Курортная жемчужина Донбасса, Лиман, оказалась на грани экологической катастрофы
В ГП «Лиманское лесное хозяйство» рассказали о том, какой урон был нанесен лесному хозяйству во время военных действий. Лесники и сейчас работают на своих территориях, опасаясь мин и растяжек.
Во время проведения в АТО в 2014 году в городе Лиман, Донецкой области проходили бои. Вследствие военных действий пострадали большие площади лесных насаждений, часть была незаконно вырублена, часть выгорела, некоторые участки, которые удалось спасти от пожаров, сегодня заражены паразитами и в последующем также будут подлежать вырубке. Тому, как проходила работа лиманских лесников во время АТО, и с чем им пришлось столкнуться после того, как военные действия завершились в нашем городе и будет посвящена моя конкурсная работа.
Лес под прицелом
Город Лиман, называемый курортной жемчужиной Донетчины, стал первым освобождённым городом Украины от пророссийских НВФ, активные боевые действия у нас проходили недолго, но последствия тех событий отразились на многом, в том числе и на природе, лесах, которые всегда были одной из визитных карточек нашего города. Осколки снарядов, миномётные обстрелы, пожары. Сколько кубометров леса сгорело, а сколько было вырублено законно и незаконно на возведение укрепрайонов и блокпостов, подсчитать с точностью сложно.
Эти дни с особой тревогой вспоминает инженер по охране леса и защите леса ГП «Лиманское лесное хозяйство» Иван Борщёв. Работать в тех условиях было сложно, к местам возгорания лесных массивов во время боёв не пускали, а когда разрешали тушить пожары, технику, принадлежащую лесничеству, начинали обстреливать. Так, сгоревший автомобиль Ивана остался сожженным после авиаудара по гостиничному комплексу «Царицыно».
Были случаи, когда лесников, которые по стандарту были одеты в камуфляжную форму и имели при себе карты своих участков, украинские батальоны принимали за участников НВФ и задерживали до выяснения.
После зачистки города в лесу не стало безопаснее. Иван с коллегами не раз находил схроны боеприпасов не только времён АТО, но и времён Второй мировой. Сейчас в районах леса, рядом с которыми были расположены блокпосты боевиков, до сих пор небезопасно ходить. Саперные группы не успели исследовать все эти участки, а к исследованию некоторые приступили только сейчас, спустя три года после окончания боёв. Вместе с Иваном Борщёвым мы побывали на перекрёстке трассы на Славянск и дороги на с. Щурово, переезде на Медовом (р-н пос. Ямполь) и на перекрёстке к пос. Ямполь, которые стали площадкой, где шли самые ожесточенные бои в июне 2014 года.
Остатки от фугаса
Гильзы впечатались в асфальт
Рассекло осколком снаряда
Разбитая во время боёв казарма на Медовом. Рядом сгоревший лес.
перекрёсток на с. Щурово
Возле перекрестка на Ямполь Иван со своим напарником попали на растяжку. К счастью, в тот раз всё обошлось. Но были и другие случаи, которые заканчивались летальным исходом. «Много повидали, сейчас и говорить не хочется…», — вспоминает Иван. Сейчас о тех событиях напоминает только остатки блокпостов и гильзы от патронов на дороге возле леса, которые впечатались в асфальт намертво. «И сейчас находим снаряды, остатки от фугасов, внимательно смотрим под ноги, а вдруг растяжка», — говорит инженер по охране леса Иван Борщёв.
На этом участке Иван Борщёв с товарищем попали на растяжку
Рядом с остановкой в Ямполе метки от сапёров, означающие, что в лес заходить опасно
На картах, вид со спутника, можно рассмотреть опустошённые зоны – это и есть пострадавшие от пожаров и обстрелов участки леса, которые сегодня подлежат санитарной вырубке. Лесники говорят, что повреждённых деревьев ещё много, деревья продолжают пропадать, их поедает жук-короед «сосновый».
Жуки-короеды повреждают жизненно важные ткани дерева, древесину, по которой транспортируется снизу вверх вода, луб, в котором двигаются питательные вещества, снабжающие «кровоток» дерева. Короеды могут заразить деревья грибной инфекцией. Так распространилась известная голландская болезнь вязов, погубившая вязовые насаждения Европы. Теперь эта угроза нависла над лесами «Лиманского лесхоза», который межует с территорией Национального природного парка «Святые горы», занесенного в природно-заповедный фонд Украины. Если это процесс не остановить и не проводить санитарные вырубки, проблема обретёт масштабы экологической катастрофы, объясняют специалисты.
Остатки блокпостов НВФ
Сгоревшие деревья на Медовом, которые заражены паразитами и подлежат вырубке
Лечинака жука-короеда
Процесс вырубки леса под контролем?
Поэтому санитарные рубки леса на территории Лиманщины продолжаются. Кроме того, проводится вырубка и заготовка леса на нужды АТО, такие действия вызывают возмущение не только у жителей нашего города, а привлекают внимание общественности всего региона. Если лес будут вырезать такими темпами и в таких объемах, что же останется и кто контролирует этот процесс?
«Если подсчитать, 80 кубометров прирост древесины ежегодно, под вырубку идёт четвертая часть. Выходит, что из четырёх деревьев, которые выросли, под вырубку идёт одно. Мы ведём хозяйственную деятельность, мы вырубаем лес, но не в ущерб природе. Есть разные виды рубок и этому есть соответствующие причины, возникают лесные пожары, которые повреждают лесные массивы. Так, во время проведения АТО было охвачено и повреждено лесными пожарами порядка 1200 га леса, ущерб составил более 800 тысяч гривень. Далее лес будет усыхать, мы срезаем пропавшие деревья, делаем из этой древесины строительный лес. Строительный лес на сегодняшний день продаём по договорам населению, официально», — комментируют в ГП «Лиманское лесное хозяйство.
Что касается военных, которые также берут участки леса в Лимане под вырубку, в лиманском лесхозе сказали, что с ними сейчас тоже работают по договорам, существует система контроля и проверок. Хотя по началу, в период активных боевых действий, люди в форме брали, сколько требуется, признаются сотрудники лиманского лесного хозяйства.
Одна сосна растёт до шести лет
Сохранить и восстановить лестные насаждения в прежнем количестве – одна из первоочередных задача на сегодняшний день, которые ставит для себя коллектив ГП «Лиманское лесное хозяйство». Для этого на территории лиманского лесхоза есть специально отведённые питомники. Весной 2017 года в лиманских питомниках было посажено 147,9 га сосны обычной и «Крымской», дополнения – замена саженцам сосны, которые плохо прижились – 40,7 га и 3,1 га елочных плантаций:
«У нас в два сезона идёт создание новых насаждений, мы проводим посадку молодых деревьев. В сезон производим заготовку шишек для дальнейшей посадки сосны обычной. Для этого есть своя технология. В нашем регионе, чтобы ёлка выросла метров до двух необходимо 5-6 лет, чтобы принести зелёную красавицу домой», — рассказывают лиманские лесники.
Среда обитания животных не нарушена
Что касается среды обитания животного мира в наших краях, специалисты уверяют, что она в последние несколько лет восстановилась. В лиманские леса вернулись белки, стало больше косуль, появились волки. По словам районного охотоведа Александра Ковальчука, в лиманских лесах сейчас обитает приблизительно 289 косуль, 84 кабана, 99 зайцев, 95 лисиц и 8 куниц, есть бобры. Появилось много необычных видов птиц. Лесных жителей подкармливают регулярно, для этого на территории лиманского лесхоза оборудовано 40 кормушек. Подкорм животных в лесу осуществляли даже во время проведения АТО.
Сложно без поддержки государства
Но, несмотря на то, что на первый взгляд в лиманском лесничестве всё хорошо, сотрудники сказали, что сейчас в финансовом плане предприятию сложно выживать. Следующим обсуждаемым нами вопросом стало отношение к реформам в лесной отрасли, оказалось, что ничего хорошего они не принесли: «После того, как ликвидировали наше министерство, начали остро ощущать недостаток финансирования. Теперь мы живём за счёт своей продукции, при этом за то, что мы производим вырубку и посадку леса, мы тоже платим налоги. Система несовершенна и нуждается в доработке. Тушение лесных пожаров, сбор мусора, который мы не обязаны собирать, но всё же собираем и вывозим из нашего леса — это всё расход топлива и немалые затраты, которые нам зачастую не компенсируют. Поэтому в данный момент мы просто выживаем» признались в лиманском лесхозе.
Решить многочисленные проблемы лесхозов в Украине, по мнению сотрудников ГП «Лиманское лесное хозяйство», могут только на государственном уровне, обеспечив полноценную финансовую поддержку лесной отрасли.
Справка
ГП «Лиманское лесное хозяйство» был создан в 1964 году на базе Славянского лесхоза. В его состав входили три лесничества: Святогорское, Краснолиманское, Дробышевское и Ямпольское. В 1997 году был создан Национальный природный парк «Святые горы» и территория лесхоза была отнесена к природно-заповедному фонду.
Лесной фонд ГП «Лиманское лесное хозяйство» составляет 27 123 га лесных насаждений, Дробышевское лесничество – 7 923 га, Ямпольское – 10 571 га. На базе предприятия находится три участка по переработке древесины и более 30 автомобилей.